Двигателестроение

История Великой Отечественной войны: ЦИАМ рассказывает о своих героях

В преддверии 74-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы вспоминаем героев-победителей – живых и павших. Они прошли фронтовыми дорогами полземли, вынесли на своих плечах всю тяжесть войны, отвоевали право жить для будущих поколений.

Без памяти о прошлом, о подвигах, совершенных ради жизни на Земле, не может быть и будущего. О некоторых героях - ветеранах войны, в мирное время работавших в ЦИАМ, – наш небольшой рассказ.

Хранимые судьбой

Василий Никитович Иноземцев

Василий Никитович Иноземцев, почетный сотрудник ЦИАМ с более чем 30-летним стажем, начал свой трудовой путь мотористом на испытательном стенде Научно-испытательного центра Института. Его работа пришлась на самое «горячее» время, когда стенды были загружены испытаниями, а люди работали днем и ночью. Трудился он с полным напряжением сил, как и большинство представителей его поколения, прошедшего войну.

Родился Василий Иноземцев в 1918 году в деревне Татаркино Рязанской области. До войны отслужил в кавалерии на Северном Кавказе. После – работал наладчиком станков на Первом шарикоподшипниковом заводе в Москве. Отказавшись от брони на призыв в армию, он в октябре 1941 года ушел на фронт. Его назначили старшим конного патруля в комендатуре города Москвы.

Осенью 1942 года его воинскую часть направили под Сталинград. Там ему довелось пройти испытания воли и характера, мужества и стойкости.

Казалось, сама судьба хранила его. Как-то поздним вечером Василий Никитович возвращался из штаба. Мела метель. Не видя дороги, он шел наугад, как вдруг сквозь завывания ветра отчетливо услышал голоса. Надеясь выйти к своей части, пошел на голос, как вдруг понял, что говорят по-немецки. Не зная, как поступить, резко развернулся и направился в обратную сторону, а вскоре услышал, как его окликнул часовой их подразделения. Товарищи удивились, как солдату удалось незаметно миновать посты охраны советских и немецких войск!

Однажды по очищенной саперами дороге роте Василия Никитовича предстояло проехать минное поле. Не успели дойти до середины, как фашисты начали бомбардировку. Его конь понесся галопом. Каждое мгновение можно было погибнуть, однако и на этот раз невредимым добрался до места назначения.

Несмотря на везение, пуля все же настигла Иноземцева. Но и на этот раз ему повезло! Попав в открытый рот и пробив щеку, она вылетела наружу.

Он участвовал в боях за освобождение Украины, Румынии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Хранимый судьбой, прошел всю войну и встретил День Победы.
После окончания войны, в 1945-1947 гг., служил в составе советских войск в Венгрии.

Василий Иноземцев отдал долг Родине сполна. Всего через каких-нибудь 8 лет на его глазах будет построен Научно-испытательный центр в Тураево, и Василий Иноземцев войдет в число его первых сотрудников. Наступит время новых подвигов – трудовых. Он будет обслуживать стенд для испытаний двигателей маневренной авиации и посвятит этой работе всю оставшуюся жизнь.

Алексей Иванович Козлов

Еще одна удивительная судьба участника войны – история Алексея Ивановича Козлова.

Он родился в 1924 году. Когда началась война, семнадцатилетнего паренька призвали в ряды Советской армии. Воевал под Ленинградом, был вторым номером пулеметного расчета.

На войне как на войне. В очередной раз немецкие войска заняли выгодную позицию. Нашим бойцам пришлось окопаться в болотистой низине. В ожидании подкрепления несколько недель наши солдаты стояли по пояс в воде, дрожа от холода. Все передвижения были возможны только в ночи, в темноте.

Однажды Алексей Козлов был ранен в левую руку. Ее кое-как перевязали и стали ждать темноты, чтобы переправить раненого в санчасть. Когда стемнело, Алексей Иванович и двое сопровождающих выбрались из окопов и побрели в тыл. Сопровождающие проводили Алексея Ивановича до дорожки, ведущей в санчасть, и вернулись обратно на позиции. Он очень ослабел от потери крови и поэтому шел, еле-еле передвигая ноги, пошатываясь и опираясь на деревья и столбы, временами теряя сознание. Вокруг никого не было. Только на рассвете бойца подобрала подвода, на которой везли раненых в госпиталь. Там выяснилось, что пуля раздробила плечевую кость, но главной опасностью для жизни стало воспаление после переохлаждения.

Когда закончилась война, он приехал в Москву. Окончил конструкторские курсы и стал работать конструктором в одной из научных лабораторий ЦИАМ. Он изучал конструкции иностранных авиационных двигателей, готовил для отечественных ОКБ рекомендации по улучшению отечественных моторов, участвовал в написании трудов и обзоров по конструкции авиадвигателей.

Война наложила отпечаток на всю его жизнь, после ранения левая рука Алексея Ивановича работала только в нижнем положении, поднять ее без помощи правой он не мог. Но он с юмором относился к трудностям. Например, выиграл не один десяток споров на то, что сможет укусить собственный локоть.

Не всем было суждено вернуться с войны, увидеть мирную жизнь. Судьбы тысяч солдат, павших на ее фронтах, неизвестны до сих пор. Сотни героев пропали без вести, «стали просто землей, травой». Оглядываясь назад, нам остается только помнить их великий подвиг.

Судьба других победителей известна. Многие из них отдали свои жизни Родине в самом расцвете сил. Такова судьба летчицы Евгении Прохоровой, погибшей при выполнении особо важного боевого задания. Ей было всего тридцать…

Евгения Филипповна Прохорова

Женя Прохорова, работая на Первом государственном подшипниковом заводе, в 1934 году обратилась в комитет комсомола с просьбой направить ее учиться летному делу. Просьба была удовлетворена.

В 1935 году Евгения Прохорова поступает на работу в ЦИАМ в лабораторию испытаний авиадвигателей. При институте был аэроклуб, в котором Женя продолжила обучение летному делу. В 1936 году получила свидетельство, дающее ей право летать и обучать курсантов.

В 1940 году она принимала участие в состязаниях планеристов. На планере «Рот-Фронт»7 установила два международных рекорда – высоты (3396 м) и дальности (343 км).

В 1941 году Герой Советского Союза Марина Раскова начала формирование женской авиационной части. Как опытный летчик Е.Ф. Прохорова принимала в этом активное участие. Она в короткий срок овладела искусством управления самолетом-истребителем Як-1.

Полеты на боевые задания проводились днем и ночью. В один из ночных вылетов Жени Прохоровой и ее подруги Леры Хомяковой в небе над Саратовом ими был сбит самолет противника Юнкерс-88.

В декабре 1942 года при сопровождении самолета, выполнявшего особо важное задание, командир 2-й истребительной эскадрильи 586-го женского авиационного полка Евгения Прохорова погибла.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Каждый год оттесняет от нас ту страшную военную пору, которая выпала на долю наших дедов и прадедов. События уходят в прошлое, призывая за собой своих героических свидетелей. Вот и наш рассказ получился в прошедшем времени. Но забыть героев той войны, изменившей ход истории, невозможно. Они жили не для личного счастья, а во имя высокой цели – защищали Родину, не щадя своей жизни ради победы над врагом, счастливого будущего и мира во всем мире.

Подробнее

Пресс-служба ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова»