Двигателестроение

К 100-летию Льва Самойловича Рысина

foto_Рысин.jpg

24 февраля ведущему научному сотруднику отделения Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), ветерану Великой Отечественной войны Льву Самойловичу Рысину исполнилось сто лет!

Лев Самойлович – уникальное явление для российской авиации. Да, пожалуй, и в мире с трудом найдется пример столь блестящего интеллектуального долгожительства. Уже 68 лет он не просто работает в ЦИАМ, он продолжает решать сложные и актуальные задачи в области отечественного двигателестроения и делает все возможное, чтобы его последователи смогли реализовать начатые им проекты. За это он искренне болеет душой, и порой кажется, что эта задача поглощает специалиста целиком: Лев Самойлович работает с энтузиазмом, полной отдачей и вдохновением.

Его научные труды посвящены исследованиям по защите двигателя от воздействия пыли и пепла, а также созданию современных пылезащитных устройств для авиационной техники.

Однако его таланты не ограничиваются только научной и инженерной работой: всю свою жизнь Лев Самойлович пишет проникновенные стихи, его перу принадлежат знакомые каждому сотруднику ЦИАМ строки гимна института.

Закалялся как сталь

В 1941 году, когда началась война, Лев Самойлович поступил в Московский авиационный институт. Отучившись один год, добровольцем ушел в армию. Судьба уготовила ему долю защищать Родину на Дальнем Востоке, в морской авиации в «должности» стрелка-радиста. Он участвовал в войне с Японией, летал на самолете-амфибии. За всю войну Лев Самойлович совершил множество боевых вылетов и впоследствии был награжден Орденами Отечественной войны первой и второй степеней, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.» и «За победу над Японией».

4 Рысин_самолет.jpg

В день награждения экипажа самолета медалью «За боевые заслуги». Л.С. Рысин – второй слева

4 Рысин.jpg

1945 год, Елизово

По окончании военной службы он вернулся в Москву, восстановился в МАИ. В маёвских стенах Лев Самойлович быстро завоевал авторитет и стал председателем институтского профкома. В 1956 году, с отличием окончив вуз, он пришел на работу в ЦИАМ.

— В ЦИАМ тогда был очень сильный коллектив, — вспоминают коллеги. — Лев Самойлович защищал кандидатскую диссертацию по важной проблематике исследования газотурбинных двигателей для вертолетов. Дело в том, что при неблагоприятном ветре выходные газы из сопла попадали на вход в двигатель и двигатель оказывался в режиме помпажа. Эту тему Лев Самойлович активно исследовал и блестяще защитил кандидатскую диссертацию.

В заботе о будущем

При участии Льва Самойловича на свет появились самолетные двигатели ТВД-10 и ТВД-20. Затем, в начале 1970-х годов, началась разработка танковых двигателей. Лев Самойлович не боялся ничего нового и будучи человеком с активной жизненной позицией смело брался за перспективные задачи. Он участвовал в ходовых испытаниях танковых газотурбинных двигателей и именно тогда заинтересовался проблематикой попадания в двигатель песка и пыли, которое могло негативно сказаться на его работе. В этом направлении он продолжил свои разработки. Так появилась схема лямбдаобразного пылезащитного устройства, а в 1985 году — специализированный испытательный стенд в ЦИАМ.

Развитию и расширению этого направления помогли дружеские личные связи и знания Льва Самойловича особенностей регионов, где была бы актуальна разработка таких устройств защиты от пыли и пепла.

— Он хорошо знает, где какие сопки находятся, где что дымит, — отмечает его коллега. — А кроме того, он и тогда, и сейчас поддерживает связи с отделением Российской академии наук, которое занимается этим направлением, часто созванивается с коллегами с Дальнего Востока.

С людьми Лев Самойлович всегда умел находить общий язык. Коллеги отмечают его талант совмещать строгую армейскую дисциплину с умением решать вопросы по-человечески, без приказного тона, с уважением к личности своих подчиненных.

А о его поэтичной душе можно писать отдельный рассказ. Стихи Лев Самойлович писал с юности. Много строк вышло из-под его пера во время войны. Уже в более зрелом возрасте творил к дням рождения коллег, много произведений посвятил жене и дочери, родному институту. Стихи он пишет до сих пор, и они поражают своей проникновенностью.

Большое внимание юбиляр уделяет спорту и здоровому образу жизни. Он всегда был в первых рядах на различных спортивных выездах ЦИАМ. Сегодня двадцатиминутный комплекс упражнений — это его ежедневный утренний ритуал. Приседания, гантели, тренировка на велотренажере, акупунктурный самомассаж, летом – обязательные прогулки на свежем воздухе, много общения и еще больше – работы. Все это неотъемлемая часть его жизни. А жизнь без пользы для тела и дела — это не про Льва Самойловича.

А еще он отлично играет на мандолине. Корпоративные вечера и праздники в коллективе не обходились без его игры. Лев Самойлович и сейчас неплохо владеет инструментом, но все реже берет его в руки: снизилась былая беглость пальцев и былого звучания добиться непросто.

Но Лев Самойлович, не видя препятствий, идет дальше и ведет за собой целое научное направление, стараясь передать коллегам максимум бесценного наследия – свой опыт и знания. В настоящее время он ведет исследования по актуальным проблемам, связанным с эксплуатацией газотурбинных двигателей, а именно – защитой от пылевого износа и воздействия вулканического пепла. Результаты научной деятельности, расчетных и экспериментальных исследований, выполненных под руководством Рысина, использованы при сертификации отечественного двигателя ПД-14.

В 100 лет вести научную тематику в мало исследованной области — случай поистине уникальный. Но Лев Самойлович понимает, как важно развивать работу по изучению вулканов и использовать эти знания применительно авиационной технике. Он знает, придет время, и авиаотрасль будет искать пути для решения новых задач, в том числе связанных с сертификацией новых двигателей по их устойчивости к воздействию вулканического пепла. Сегодня он один из немногих специалистов в отрасли, который владеет таким объемом материала по этой теме.

За большой личный вклад в развитие промышленности и многолетний добросовестный труд Л.С. Рысин награжден Почетной грамотой Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Он многократно поощрялся руководством ЦИАМ с занесением на Доску почета института. За многолетний и добросовестный труд в 2014 году Льву Самойловичу было присвоено звание «Заслуженный ветеран труда ЦИАМ».

Да, сегодня у общества другие задачи, и он это прекрасно понимает, но личный опыт напоминает, что любые катаклизмы прекращаются, и приходит время создавать. В свое время результаты его многолетнего труда сослужат коллегам большую пользу. Несмотря ни на что, Лев Самойлович не сдает свой трудовой пост…

Национальный авиационный журнал "Крылья Родины"  и Академия наук авиации и воздухоплавания сердечно поздравляют Льва Самойловича со славным юбилеем и желает ему крепкого здоровья!