Двигателестроение

Максим Чегодаев (Штурм), корреспондент журнала «КР». Музей Уфимского государственного авиационного технического университета

История Уфимского государственного авиационного технического университета началась в городе Рыбинске Ярославской области, где в 1932 году был открыт Рыбинский авиационный институт. В начале Великой Отечественной войны институт, как и многие другие предприятия, был эвакуирован в Уфу. 12 января 1942 г. для более трехсот студентов начались первые занятия на новом месте.

В настоящее время УГАТУ является крупным учебно-научно-инновационным комплексом с сильными научными школами, позволяющими готовить квалифицированные кадры всех уровне.

Сегодня мы посмотрим уникальную коллекцию авиационных двигателей, собранную на Факультет авиационных двигателей, энергетики и транспорта о которой нам подробно рассказал доцент кафедры, кандидат технических наук, начальник отдела трудоустройства и работы с выпускниками - Каменев Сергей Иванович

Музею около 50 лет. Первоначально коллекцию собирали исключительно для учебных целей. Однако со временем она разрослась и превратилась в одну из самых уникальных в России (вторая подобная коллекция имеется только у Самарского аэрокосмического университета).

Кабинет конструкции двигателей и летательных аппаратов на 30 посадочных мест имеет в своем фонде более 50 авиационных двигателей:

поршневые двигатели:АИ-14В, АШ-62ИР, АШ-82В.

Газотурбинные двигатели: АИ-20, АИ-24Т, АИ-25, ВК-1, ГТД-3Ф, ГТД-350, Д-20П, Д-25В, Д-36, Д-136,М601, НК-8-4, НК-12, Р11Ф-300, Р13-300, Р29Б-300, Р95Ш, РД-9Ф, РД-33,РД36-35ФВР,ТВ2-117,ТВ3-117, ТВ7-117, КР-21-300, ТРД М701, ТА-6А, Т-56

Жидкостный ракетный двигатель: РД-107 в том числе АЛ-31Ф, созданный на УМПО для истребителя Су-27 с порядковым номером 00001.

В коллекции есть двигатель ВД-7 (РД-7М), который устанавливался на Ту-22.

Также вэкспозиции музея представлена силовая установка самолета вертикального взлета Як-38-это подъёмно-маршевый двигатель Р27В-300 и подъёмных двигателей РД36-35ФВ.

Имеется не менее интересный экземпляр- точная копия турбовинтового двигателя Allison T56 с американского транспортного самолета С-130 «Геркулес».

В советское времячасть двигателей заводами безвозмездно. Прекрасно понимая, что это необходимо для укрепления материальной базы учебного заведения, и как следствие, повышениякачества подготовки специалистов, ведь выпускники часто становились их ведущими специалистами предприятий авиационной промышленности.

В настоящее время стоимостьдаже списанныхдвигателей, составляет несколько миллионов рублей, в связи с наличием в конструкции ценных металлов. Из-за этого пополнение коллекции значительно усложнилось.

Сергей Иванович рассказал об уникальном экспонате, который пока ожидает своего места в музее (храниться на складе университета, до момента расширения площади экспозиции) – это двигатель РД36-51А для Ту-144Д. Как отметил наш экскурсовод, двигатель был передан ОАО«Рыбинские моторы» и многие авиационные музеи мира мечтают иметь его у себя в коллекции.

В учебном классе помимо авиационных двигателей размещен полноценныйфронтовой истребитель МиГ-21Ф-13, на котором студенты изучают конструкцию и устройство самолетов, историю авиастроения.

Кроме студентов музей посещают различные научные делегации приезжающие в университет, а в дни открытых дверей он открыт для выпускников школ, готовящихся стать абитуриентами вуза.Возможно, со временем, музей станет открыт для посещения всех желающих интересующихся историей авиастроения.