Двигателестроение

«Салют» стал лауреатом конкурса «Авиастроитель года»

Вручение награды Авиастротель года разработчикам от ПК Салют.jpg

Авторский коллектив конструкторов производственного комплекса «Салют» АО «ОДК» стал лауреатом конкурса «Авиастроитель года» в номинации «За создание новой технологии». Технология, разработанная совместно с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», позволит усовершенствовать изготовление биметаллического рабочего колеса двигателя типа АИ-222-25 со сниженной массой.

В разработку технического решения большой вклад внесли работники ФГУП ЦИАМ им. П.И. Баранова – Л.А. Магеррамова, В.В. Исаков, П.В. Макаров, ОКБ ПК «Салют» АО «ОДК» – В.В. Ясинский, Г.Б. Ремпель, С.С. Лукелий, В.А. Пиляев, О.И. Седнев, филиала АО «ОДК» «НИИД» – С.С. Бакулин, ООО «ЛНТ» – Е.А. Кратт. В производстве опытных образцов БМРК участвуют коллективы служб главного инженера и дирекции по производству ПК «Салют», цехов 38, 39, 41, 20, а также производственного участка ЦИАМ, сопровождает производство А.Г. Кружалов.

Работы велись в рамках инициированного научными сотрудниками ЦИАМ совместного проекта ЦИАМ и «Салюта» по усовершенствованию конструкции рабочего колеса турбины высокого давления (ТВД) двигателя типа АИ-222-25. Усовершенствование заключается в отказе от традиционного замкового крепления лопаток к диску ТВД, которое связано с высокой трудоемкостью и металлоемкостью конструкции и ограниченной циклической долговечностью. Вместо него конструкторы и технологи ЦИАМ и «Салюта» предложили изготавливать биметаллическое рабочее колесо (БМРК) по технологии типа «блиск», при которой детали ТВД из различных жаропрочных материалов (лопатки и диск) соединяются при помощи горячего изостатического прессования. Согласно расчетам, ее применение позволит до 30% снизить массу рабочего колеса ТВД, повысить долговечность ротора ТВД, обеспечить возможность увеличения частоты вращения ротора ТВД и повысить характеристики двигателя.

«Конструкторам ЦИАМа и «Салюта» удалось упростить технологию изготовления БМРК за счет внедрения более рационального и инновационного подхода – неподвижной посадки лопаток в диске. Это связано с тем, что узким местом этой технологии являлась промежуточная операция пайки лопаток и изготовления технологического кольца капсулы для удержания лопаток и обеспечения герметичности. Она приводила к увеличению трудоемкости и удорожанию технологии изготовления БМРК», - отметил один из разработчиков Георгий Ремпель.

Разработка ЦИАМ и «Салюта» защищена пятью патентами на изобретения от Федеральной службы по интеллектуальной собственности. В данный момент на предприятии ведутся работы по созданию опытного образца биметаллического рабочего колеса ТВД, отлита опытная партия лопаток, изготовлена технологическая оснастка.

Производственный комплекс «Салют» АО «ОДК» занимается разработкой, изготовлением, сервисным обслуживанием авиадвигателей и осуществлением авторского надзора в эксплуатирующих организациях. Входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха. Расположен в Москве.

АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (входит в Госкорпорацию Ростех) – интегрированная структура, специализирующаяся на разработке, серийном изготовлении и сервисном обслуживании двигателей для военной и гражданской авиации, космических программ и военно-морского флота, а также нефтегазовой промышленности и энергетики.

Госкорпорация Ростех – крупнейшая машиностроительная компания России. Объединяет свыше 800 научных и производственных организаций в 60 регионах страны. Компания выступает ключевым поставщиком вооружений, военной и специальной техники в рамках гособоронзаказа. Развивает высокотехнологичные гражданские производства в стратегических важных для страны отраслях, таких как авиастроение, двигателестроение, транспортное и энергетическое машиностроение, медицинское приборостроение, фармацевтика, новые материалы и др. Консолидированная выручка в 2022 году превысила 2,1 трлн рублей, доля гражданской продукции составила 44,5%.

Источник: отдел внутренних коммуникаций департамента корпоративных коммуникаций ОДК