Двигателестроение

В.М. Чуйко. Президент Ассоциации "Союз авиационного двигателестроения"

Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» вступила в двадцать второй год своей деятельности.

Несмотря на сложные изменяющиеся условия работы предприятий – членов АССАД, Правление и Генеральная дирекция постоянно выполняли координирующие функции, направленные на практическую реализацию мероприятий по поддержке деятельности предприятий - членов АССАД и Ассоциации в целом.

В составе Ассоциации сотрудничают 100 организаций (фирм), в том числе 80 предприятий из России, 13 предприятий из Украины и Беларуси и 7 фирм из США, Германии, Канады и Франции.

За отчетный период решениями Правления приняты в АССАД:

ФГОУ «Московский государственный технический университет

им. Н.Э.Баумана»

ГБОУ «Московский колледж авиационного моторостроения»

АО «Днепропетровский агрегатный завод»

ЗАО «АВИА-ФЭД-Сервис»

Казанский научно-исследовательский технический университет (КАИ)

им. А.Н.Туполева

Основные направления деятельности вновь принятых предприятий:

МГТУ им. Н.Э.Баумана – крупнейший технический ВУЗ страны, готовящий инженеров по 60 специальностям, в том числе по газотурбинной тематике.

Московский колледж авиационного моторостроения – является учебным заведением среднего профессионального образования по подготовке специалистов для предприятий двигателестроения.

Днепропетровский агрегатный завод – разработка и производство авиационных агрегатов, гидроузлов различного назначения для горношахтного оборудования.

АВИА-ФЭД-Сервис – обеспечивает послепродажное обслуживание агрегатов производства ФЭД.

Казанский НИТУ (КАИ) им. А.Н.Туполева – технический ВУЗ страны, готовящий инженеров для предприятий авиационной промышленности. 

Основные итоги деятельности Ассоциации.

Особенности развития авиастроения и двигателестроения.

В 2012 году в российской промышленности произошло уменьшение темпов роста основных финансово-экономических показателей отраслей.

Индекс промышленного производства в Российской Федерации в прошлом году составил 102,6% против 104,7% в 2011 году, в обрабатывающих производствах – 104,1% (в 2011-м – 106,5%).

По авиационной отрасли в 2012 году общий объем производства продукции вырос и составил 112,5% от объема 2011 года, однако объем производства гражданской продукции за год сократился – 95,4% (в 2011 году также было падение – 98,4%). По продукции государственного назначения – рост (118,4%).

В прошлом году в авиапромышленности оставались недостатки в организации работ, в результате чего:

- по-прежнему не соответствует плановым заданиям выпуск и продажа пассажирских самолетов. В 2012 году поставлено всего 19 самолетов. За 2008-2012 годы поставлено 70 самолетов, тогда как по предварительному плану ОАК должно быть поставлено 196 самолетов;

- недостаточная надежность самолетов Суперджет-100 привела к остановке эксплуатации части парка этих самолетов в а/к «Аэрофлот»;

- проигран целый ряд международных тендеров на поставку военной авиационной техники, в том числе, по вертолетам Ми-28Н и Ми-26Т2, а также самолетов Ил-78 и МиГ-35 для Индии;

- продолжались задержки с заключением договоров по бюджетным НИОКР и государственным заказам,

- внедрение нового оборудования и технологии существенно отставали от реальных потребностей предприятий,

- схема государственно-частного партнерства не работала в полной мере,

- по-прежнему ощущался дефицит квалифицированных кадров.

Тем не менее, отрасль остается лидером среди промышленных секторов российской экономики, которая обладает потенциалом инновационной структуры ОПК и главной составляющей экспортного развития.

К заметным положительным событиям 2012 года в авиастроении и двигателестроении можно отнести:

- интенсивное проведение испытаний газогенератора нового двигателя ПД-14 для самолета МС-21. Осуществление сборки и успешное начало программы испытаний полноразмерного двигателя - демонстратора технологий;

- успешно выполнены этапы летных испытаний самолета Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2;

- осуществлен первый полет изготовленного на авиазаводе «Авиастар-СП» модернизированного военно-транспортного самолета Ил-476 с двигателями ПС-90А-76;

- успешно проведены государственные стендовые испытания турбовинтовентиляторного двигателя Д-27 для самолета Ан-70;

- успешно проведены государственные стендовые испытания воздушного винта СВ-27 в составе двигателя Д-27;

- завершены государственные испытания вспомогательного двигателя ТА18-200-70 для самолета Ан-70;

- достигнута договоренность России и Украины о начале серийного производства Ан-70 на Казанском авиационном заводе;

- получен Акт государственных стендовых испытаний двигателя РД-33МК, предназначенного для истребителя МиГ-29К/КУБ;

- подписан контракт на поставку ВВС России 30-ти многоцелевых истребителей Су-30СМ производства корпорации «Иркут»;

- обеспечивались летные испытания и изготовление очередного образца авиационного комплекса пятого поколения ПАК ФА;

- получен ряд Дополнений к сертификатам типа по двигателям SaM-146, ТВ3-117-СБМ1В, ПС-90А, ПС-90А2, ТА18-200, АИ-450-МС (информация АР МАК о сертификатах приведена в Приложении 1).

В 2012 году, к сожалению, продолжался системный кризис в авиастроении, не произошло ожидаемого существенного роста производства и продаж отечественных гражданских самолетов: заказчикам были поставлены лишь 19 пассажирских самолетов (1- Ил-96-300, 3 - Ту-204/214, 8 - SSJ100 , 3 - Ан-148, 2- Ан-140, 2- Ту-154М). Кроме пассажирских, были поставлены 2 грузовых (1 - Ил-76МД-90А, 1 - Ту-204-100Г).

Изменение по годам количества поставленных авиакомпаниям пассажирских магистральных и региональных самолетов показано в таблице.

2005г.

2006г.

2007г.

2008 г.

2009г.

2010г.

2011г.

2012г.

Количество поставленных

магистральных и региональных

самолетов

8

7

7

10

14

7

11

19

(план

- 36)

На протяжении последних шести лет не произошло наращивания производства отечественных пассажирских самолетов вследствие слабой маркетинговой и технологическо-производственной деятельности.

По плану на последующие годы предусматривается значительное увеличение изготовления самолетов «Суперджет 100», в том числе, 40 - в 2013 году.

В соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по гражданской авиационной технике в 2012 году было направлено бюджетных средств в объеме 32,2 млрд. рублей (в 2011 году – 30,4 млрд. рублей).

На финансирование работ по «Программе развития гражданской авиационной техники» на 2013 годы предусмотрен объем 34,9 млрд. рублей.

Главным образом, эти средства предназначаются для финансирования перспективных проектов – среднемагистрального самолета МС-21 (в том числе перспективного двигателя ПД-14), скоростного вертолета, а также обеспечения серийного производства самолета «Суперджет100» и двигателя SaM-146.

23 ноября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации была утверждена госпрограмма «Развитие авиационной промышленности на 2013-2025 годы», целью которой определено создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление России в тройке мировых лидеров в этой области.

По авиационному двигателестроению фигурируют в качестве реализуемых проектов двигатели SAM-146 и ВК-2500, разрабатываемых – ПД-14 и двигатель 2–го этапа для ПАК ФА.

Общий бюджет Программы 1 705 млрд. рублей (в том числе 1 208 млрд рублей – из федерального бюджета). Основное направление бюджетного финансирования: формирование научно-технического задела, техническое перевооружение и поддержка продаж.

Планируемые результаты реализации госпрограммы к 2025 году:

· увеличение выручки отрасли авиастроения в 3,5 раза

· рост производительности труда в 9,4 раза

· увеличение доли российских производителей авиационной продукции на мировом рынке до 6,3%

· увеличение доли российских производителей гражданской авиационной продукции на мировом рынке до 3,6%

· сохранение доли российских производителей военной авиационной продукции на мировом рынке на уровне 12%.

В 2012 году завершено создание в ОДК четырех дивизионов: «Двигатели для гражданской авиации», «Двигатели для военной авиации», «Вертолетные двигатели», «Энергетические и промышленные программы». Рассматривается вопрос создания агрегатного дивизиона на базе пермского завода «СТАР».

Прорабатывается вопрос об укрупнении и передаче ряда ремонтных предприятий из холдинга «Авиаремонт» МО, в промышленность. Учитывая специфику ремонтных заводов, их технологическую общность, хорошую динамику роста продаж в последние годы, отработанную систему координации и управления, необходимость своевременного выполнения гособоронзаказа, при принятии окончательного решения целесообразно передачу ремпредприятий в промышленность осуществлять единым холдингом.

Учитывая внедрение в широкую эксплуатацию двигателей модульной конструкции, Генеральной дирекцией с предприятиями – членами АССАД и Авиарегистром МАК проведена работа по отражению в документах АР МАК соответствующих особенностей. Важным моментом в разработке директивных документов по вопросам сертификации авиадвигателей послужило издание Авиарегистром МАК Директивного письма № ДП03-2012 «Сертификация авиационных маршевых двигателей модульной конструкции», которое разъясняет положения АП-21 и конкретизирует порядок сертификации авиационных двигателей модульной конструкции.

Динамика финансово-экономических итогов работы предприятий –

членов АССАД и основные направления их деятельности.

В целом по предприятиям двигателестроения и агрегатостроения в 2012 году относительно 2011 года сохранилась положительная динамика основных технико-экономических показателей, хотя темпы роста, в том числе по объемам продаж, замедлились.

По итогам деятельности в 2012 году 47-и предприятий, входящих в АССАД, представлены данные по динамике их финансово-экономических показателей.

Объем продаж продукции (выполненных работ) в 2012 году в целом по предприятиям вырос по сравнению с 2011 годом на 8,8% (в 2011 году – на 16,3%). По российским предприятиям рост объемов в 2012 году составил – 9,5% (в 2011 году – 15,6%).

По группам предприятий, в зависимости от вида их деятельности, изменение объемов следующее:

− серийные (основная группа двигательных и агрегатных предприятий) 106,2%

− ОКБ 91,2%

− НИИ 91,9%

− АРЗ 128,1%

Наибольший рост объемов показали: из серийных предприятий – ОАО «Металлист-Самара» (159%), ОАО «Кузнецов» (142%), ФГУП «Промресурс» (244%), ОАО «ЕПК Самара» (131%). Хороший рост - у ОАО «Высокие технологии» (126%), ОАО «УМПО» (124%), ОАО «НПО «Сатурн» (123,5%), АО «Мотор Сич» (123%), НПЦГ «Салют» (123%). При этом серийные предприятия обеспечили объемы продаж: ОАО «УМПО» - 25400 млн.руб., ФГУП «НПЦГ «Салют» - 23420 млн.руб., ОАО «НПО «Сатурн» - 13000 млн.руб., ОАО «Кузнецов» - 6750 млн.руб., АО «Мотор Сич» - 27000 млн.руб.

Рост объемов выполненных работ в ОКБ – ОАО «КПП «Авиамотор» (165%), ГП «Ивченко-Прогресс» (118%), ОАО «ЭОКБ «Сигнал» (124%), ОАО «Омское моторостроительное КБ» (122%).

Изменение объемов по НИИ: ФГУП «ВИАМ» - 99,3%, ОАО «ВИЛС» - 102%, ФГУП «ЦИАМ» - 79%, ОАО «Гипронииавиапром» - 76,5%.

Среди ремонтных предприятий наибольший рост у ОАО «121 АРЗ» (217%), ГП «Завод 410 ГА» (161%), у трех заводов - ОАО «218 АРЗ», ОАО «123 АРЗ» и ОАО «УЗГА» одинаковое увеличение объемов - 125%.

В 2012 году увеличилось количество предприятий, которые показали падение объемов – 13 (в 2011 году – только 4). У 5-ти предприятий уменьшение в пределах 10%, у 8-ми – от 10 до 30%.

Численность работающих на предприятиях - членах АССАД в 2012 году в целом увеличилась на 3,5% (в 2011 году было уменьшение на 1,6%), хотя и в 2012 году у половины предприятий было незначительное уменьшение численности. Сильнее других численность сократилась у ООО «СЭПО-ЗЭМ», НПЦГ «Салют» и «ММП им. Чернышева».

Средняя заработная плата выросла в прошлом году на 10,6% (в 2011 году на 14,2%). Больше других темп роста зарплаты у ОАО «УАП «Гидравлика», «121 АРЗ», «123 АРЗ», НПП «Аэросила», НПО «Сатурн». В группе НИИ произошло уменьшение заработной платы у ВИАМ (92,4%) и ЦИАМ (96,4%).

Доля инвестиций, вложенных в развитие производства, несколько выросла и составила в среднем 7,5% от объемов продаж (в 2011 году – 6,8%). Среди серийных предприятий вложения были выше у ОАО «Кузнецов», ОАО «Красный Октябрь», ОАО «Агрегат», ОАО «Омское моторостроительное КБ», ЭОКБ «Сигнал», ФГУП «ВИАМ», ОАО «ММП им. В.В.Чернышева».

Среднее соотношение кредиторской и дебиторской задолженностей по сравнению с прошлым годом осталось на прежнем уровне – 1.6, при этом у 7-ми предприятий этот показатель больше 2.

Предприятиями – членами АССАД в 2012 году проведена значительная работа, направленная на укрепление их финансово-экономического состояния и на развитие отрасли в целом.

Ниже приводим некоторые из основных работ, проведенных в 2012 году по отдельным предприятиям – членам АССАД.

ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова» (Генеральный директор В.И.Бабкин, Научный руководитель В.А.Скибин)

Основные работы Института были направлены на обеспечение технологической готовности создания базовых двигателей нового поколения ПД-14 для самолета МС-21(анализ результатов испытаний газогенератора и двигателя-демонстратора технологий, заключения на технические проекты), двигателя II этапа для ПАК ФА, а также работы в обеспечение ГСИ и сертификации двигателей государственной и гражданской авиации: РД-33МК, Д-27, изд.117С, изд.117-03 1-й поставки, изд. 64М, ТВ7-117В, МС-14 и других.

ФГУП «ВИАМ» (Генеральный директор Е.Н. Каблов)

В 2012 году во ФГУП «ВИАМ» реализовывалось 19 инновационных проектов, заключено более 70 лицензионных договоров и 440 хозяйственных договоров с промышленными предприятиями и научными организациями только по Российской Федерации.

Разработана «Стратегия развития материалов и технологий на период до 2030 года», содержащая 18 основных стратегических направлений развития, 80% из которых будут разрабатываться для применения в современных двигателях.

Наиболее крупные результаты исследований, проведенных ФГУП «ВИАМ» в 2012 г. по ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» были связаны с разработкой жаропрочных сплавов новых поколений для перспективных ГТД, новых технологий изготовления деталей двигателей и созданием новых жаростойких покрытий.

ОАО «ГИПРОНИИАВИАПРОМ» (Генеральный директор С.Ю.Давыдкин)

В 2012 году основные работы были связаны: с разработкой проектной и рабочей документации по техническому перевооружению и реконструкции производственных и испытательных комплексов целого ряда двигателестроительных предприятий и НИИ: ФГУП «ЦИАМ», ОАО «УМПО», ФГУП «НПЦГ «Салют», ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «ПМЗ», ОАО ТМКБ «Союз».

ОАО «Авиадвигатель» (Генеральный конструктор А.А.Иноземцев)

1. По проекту «Двигатели для МС-21», реализуемого в рамках программы «Семейство двигателей на базе унифицированного газогенератора»:

- продолжены испытания газогенератора;

- осуществлена сборка двигателя-демонстратора технологий;

- успешно начата программа испытаний двигателя-демонстратора технологий.

2. Успешно выполнены этапы летных испытаний ТУ-204СМ с двигателями ПС-90А2.

3. Выполнен первый полет нового транспортного самолета ИЛ-76МД-90А с двигателями ПС-90А-76.

4. Расширяется программа поставок промышленных газотурбинных установок и газотурбинных электростанций. В 2012 году заключен контракт на поставку 8-ми ГТЭС-25ПА для ОАО «Лукойл».

ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют»

(Генеральный директор В.Е.Масалов)

Проведение модернизации ТРДДФ АЛ-31Ф для МО РФ и АЛ-31ФН для инозаказчика, осуществление локализации производства ТРДД АИ-222-25 на территории РФ, выполнением ряда НИР по Госконтрактам, разработкой электронных систем управления двигателем.

ОАО «УМПО» (Управляющий директор А.В.Артюхов)

На предприятии продолжилась работа по освоению производства новых видов изделий, в том числе в рамках проводимых опытно-конструкторских работ и узлов двигателя для военной и гражданской авиации.

Основные инвестиции были направлены на проектные, общестроительные и ремонтные работы, совершенствование производственно-технологического потенциала, приобретение и модернизацию технологического и энергооборудования и испытательной базы.

В технологической области:

- получено прогрессивное оборудование фирмы «Consarc» для термообработки, нанесения гальванических покрытий, литья по выплавляемым моделям. В начале августа 2012г. завершены пуско-наладочных работы и проведены первые плавки.

- в развитие концепции создания специализированных общероссийских центров компетенций по новейшим промышленным технологиям высокоточного формообразования созданы участки: линейной сварки трением, диффузионной сварки и сверхпластического формования.

ОАО «КУЗНЕЦОВ» ( Исполнительный директор Ю.С.Елисеев)

1. По проекту разработки двигателя для ПАК ДА (Перспективный Авиационный Комплекс Дальней Авиации) подготовлено техническое предложение по двигателю для включения в эскизный проект ПАК ДА.

2. Разработка мероприятий по модернизации газогенератора ЭГГ-058. Экспериментальный газогенератор ЭГГ-058 разрабатывался и изготавливался совместно со СГАУ по Договору с Минобрнауки.

3. Доработка конструкторской документации силового блока газотурбовоза с двигателем НК-361 мощностью 8,3 МВт по результатам проведенных путевых испытаний. Работа проводилась по договору с ОАО «ВНИКТИ».

4. Разработка индустриального варианта двигателя НК-36СТ мощностью 25 МВт.

5. Разработка двигателя НК-36СТ-32 мощностью 32 МВт. Двигатель востребован ОАО «Газпром».

6. Увеличение объемов продаж продукции в 1,42 раза.

В социальной области большое внимание уделялось кадровой политике. В качестве приоритетных направлений кадровой политики ОАО «КУЗНЕЦОВ» рассматриваются: повышение эффективности системы подбора, подготовки и расстановки кадров, совершенствование системы мотивации персонала.

За 2012 год текучесть кадров составила 5,88%, что значительно ниже 11,4% за 2011г. и 12,8% за 2010г.

Санкт-Петербургское ОАО «Красный Октябрь»

(Генеральный директор А.Н.Фомичёв)

Предприятие увеличило объемы продаж на 13% к уровню 2011 года. Для обеспечения выполнения быстро растущих заказов на главные редукторы, автоматы перекоса и хвостовые трансмиссии вертолетов типа Ми-17, Ка-52 и в соответствии с планами начала серийного производства новых МИ-38/382 и Ка-226Т предприятие проводит широкую модернизацию своих мощностей, создает новые технологические линии на своих филиалах, развивает кооперационные связи с заводами отрасли.

Инвестиции в техперевооружение предприятия за счет собственных средств составили около 580 млн.руб.

ОАО «НПП «Аэросила» (Генеральный директор С.Ю.Сухоросов)

Основные работы:

- завершены с подписанием Акта Государственные стендовые испытания вспомогательного двигателя ТА18-200-70 для самолета Ан-70;

- продолжились ОКР по расширению применения вспомогательных двигателей ТА14,ТА18-100,ТА18-200 (поставлены двигатели и начаты летные испытания: ТА14 на Ми-36, ТА18-200-124 на Ан-124-100; начаты работы по согласованию КД для установки новых ВСУ на Ми-26ТМ, Ан-178);

- получены дополнения к сертификатам АРМАК: на ТА18-200М и на ТА18-200-124;

- завершены стендовые испытания воздушного винта (ВВ) СВ-27 и регулятора РВС-27 для самолета Ан-70. Проведены Государственные стендовые испытания этих изделий;

- проведен комплекс работ по увеличению ресурсов ВВ АВ-140 для самолета Ан-140. Оформлено дополнение №3 к Сертификату типа по установлению ресурсов 3000/3000/9000 часов.

АО «Мотор Сич» (Президент В.А.Богуслаев)

Успешно проведены Государственные стендовые сертификационные испытания турбовинтовентиляторного двигателя Д-27, изготовленного в кооперации ФГУП НПЦ газотурбостроения «Салют» и АО «Мотор Сич»; государственной комиссией подписан Акт Государственных стендовых испытаний. Двигатель предназначен для установки на военно-транспортный самолет Ан-70 и его транспортную модификацию Ан-70Т.

Кроме того, проводились работы по изготовлению опытной матчасти турбовинтового двигателя ТВ3-117ВМА-СБМ1И. Начаты стендовые испытания турбовального двигателя АИ-450М. Продолжались работы по созданию вспомогательного двигателя АИ-450-МС серии 1 (модификация АИ-450-МС предназначена для установки на самолеты семейства Ан-74). Проводились работы по турбовинтовому двигателю МС-14, предназначенному для ремоторизации самолетов Ан-2. Продолжались работы по созданию и обеспечению сертификации турбовальных двигателей МС-500В в классе взлетной мощности 630...950 л.с,

Двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В успешно прошел предварительные летные испытания в составе вертолета Ми-8МТВ-5-1 на ОАО «МВЗ им. М.Л.Миля». По этому двигателю проведены дополнительные сертификационные испытания, связанные с введением новых режимов работы и увеличения ресурса до первого капремонта.

Изготовлена и поставлена в ОАО «Авиадвигатель» камера сгорания для двигателя ПД-14.

ГП «ЗМКБ «Прогресс» (Генеральный конструктор И.Ф.Кравченко)

По двигателю Д-27 для самолета Ан-70 - проведены государственные стендовые испытания с подписанием Акта 26 декабря 2012 года; подготовлен двигатель к государственным летным испытаниям; проведены эквивалентно-циклические испытания.

По двигателю АИ-222-25 для самолета Як-130 - обеспечено конструкторское сопровождение эксплуатации самолетов; выполнены работы по устранению замечаний, отраженных в Акте ГСИ двигателя в соответствии с согласованным между ГП «Ивченко-Прогресс», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» и ОАО «ОКБ им.А.С.Яковлева» планом работ.

По двигателю Д-18Т серии 3М - проведены стендовые испытания модифицированной малоэмиссионной камеры сгорания; проведены стендовые испытания модельного вентилятора на установке.

По двигателю Д-436-14ФМ (модификация Д-436-148 с повышенными тяговыми характеристиками) для транспортного самолета Ан-178 - выполнена оптимизация параметров и выбор конструктивного профиля двигателя для проектирования.

По турбовальному двигателю АИ-450М - обеспечен первый вылет вертолета Ми-2М с двигателями АИ-450М; проводятся работы по обеспечению сертификации двигателя АИ-450М в июне 2013 года.

По турбовинтовому двигателю АИ-450С - собран первый экземпляр двигателя.

Работа выборных и исполнительных органов Ассоциации.

Выполнение текущих программ АССАД. Работа Правления. Работа с государственными и общественными организациями. Основные направления деятельности в 2013 году.

В 2012 году Правлением и генеральной дирекцией проводились мероприятия, предусмотренные основными направлениями деятельности Перспективной программы АССАД на 2012-2016 годы, в том числе:

- предложены меры по возрождению авиастроения (письмо Вице-премьеру Правительства РФ Д.О.Рогозину 

- организован и проведен Международный салон «Двигатели-2012» и в его рамках Научно-технический конгресс по двигателестроению «НТКД-2012»;

- организованы мероприятия по обмену научно-техническим опытом, обеспечена организация объединенных стендов на международных выставках и салонах «ИЛА», «Гидроавиасалон», «Авиасвит»;

- организована работа и проведены два заседания Межгосударственного Координационного Совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиадвигателестроения;

- проведены три заседания научно-технического совета по насущным вопросам развития двигателестроения (развитие датчиков давления для перспективных авиадвигателей и летательных аппаратов; по итогам эксплуатации двигателей в 2011 году; прогрессивные технологии ремонта авиационных двигателей);

- обеспечено взаимодействие с органами исполнительной и законодательной власти России и Украины в интересах предприятий – членов АССАД;

- обобщены материалы и дан краткий анализ полученных от предприятий – членов АССАД данных по динамике финансово-экономического состояния;

- проведен анализ состояния надежности эксплуатируемых двигателей и обеспечено участие в разработке мероприятий, направленных на повышение безопасности полетов;

- с целью выполнения экспертной оценки научно-технических и финансово-экономических направлений авиадвигателестроения, подготовке предложений и рекомендаций по дальнейшему развитию, а также укреплению связей Генеральной дирекции с предприятиями – членами АССАД решением Правления в АССАД созданы и работают комиссии по: финансам и экономике, включая независимую экспертизу цен двигателей; маркетингу и рекламно-выставочной деятельности; стандартизации и сертификации; по послепродажному обслуживанию; перспективному развитию; эксплуатационной безопасности воздушных судов, связанной с двигателями и ВСУ (Приложение 4). Проведено 7 заседаний комиссий АССАД (2 – по маркетингу и выставочной деятельности, 1 – по стандартизации и сертификации, 3 – по послепродажному обслуживанию двигателей, 1 – по финансам и экономике);

- проводилось изучение вопросов, затрагивающих интересы членов Ассоциации;

- оказана практическая помощь предприятиям – членам АССАД по вопросам создания, производства и эксплуатации авиационных двигателей, в том числе, по исследованию причин катастрофы с самолетом Ан-24 RA-47302, выполнявшим 11.07.2011 г. рейс Томск-Сургут;

- проводилась независимая экспертная оценка стоимости авиационных двигателей, выпускаемых предприятиями – членами АССАД;

- завершена подготовка к изданию очередного сборника «Созвездие» (книга 8);

- издан сводный каталог «АССАД-2012»;

- разработаны и исполнены ежеквартальные и годовые сметы по обеспечению деятельности Генеральной дирекции АССАД;

- разработаны и сданы в установленном порядке квартальные и годовые отчеты и балансы;

- обеспечена хозяйственная деятельность Генеральной дирекции АССАД.

Организовано и проведено Общее собрание АССАД по итогам деятельности в 2011 году.

За отчетный период проведено 4 заседания Правления АССАД (29 марта, 27 июня, 10 октября, 25 декабря), на которых рассмотрены вопросы деятельности Ассоциации, в том числе:

- об итогах работы Правления и генеральной дирекции в 2011 году,

- о выполнении финансового плана, рассмотрении и утверждении квартальных и годовых смет расходов, связанных с деятельностью Генеральной дирекции;

- об итогах Салона «Двигатели-2012» и «НТКД-2012»;

- о выполнении плана работы НТС АССАД;

- о присвоении званий «Почетный авиадвигателестроитель АССАД» и «Заслуженный авиадвигателестроитель АССАД», награждении медалями АССАД «За верность делу», присуждении премий АССАД имени выдающихся конструкторов авиационных двигателей;

- об участии в международных выставках и конференциях;

- о работе комиссий АССАД;

- о проведении заседаний МКС по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения;

- об итогах международной конференции по послепродажному обслуживанию авиадвигателей;

- об Общественном совете по авиастроению;

- об опросе по месту и срокам проведения Салона «Двигатели-2014»;

- об участии в работе Фонда «Народный самолет Ту-334»;

- об утверждении планов работы Правления АССАД;

- о подготовке к проведению Общего собрания АССАД по итогам деятельности в 2012 году;

- о приеме новых предприятий в члены АССАД и ряд других вопросов.

Члены Правления АССАД продемонстрировали профессиональный подход и заинтересованность в скорейшем разрешении возникающих в двигателестроении проблем и определении оптимальных путей его развития. Позвольте поблагодарить членов Правления за активную и эффективную работу по развитию двигателестроения и агрегатостроения.

По поручению Минпромторга России:

- проведен Двенадцатый международный салон «Двигатели-2012» и в его рамках Научно-технический конгресс по двигателестроению «НТКД-2012» (см. раздел 3.3.2);

- обеспечено проведение заседаний Межгосударственного Координационного Совета по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения (см. раздел 3.3.3);

Осуществлен сбор, обобщение и анализ технико-экономических показателей предприятий – членов АССАД  

Руководство и специалисты Генеральной дирекции в течение 2012 года принимали участие в ряде мероприятий, затрагивающих вопросы развития авиации и авиационной промышленности, с участием государственных и общественных организаций, акционерных обществ и бизнес-структур, в том числе:

− молодежная научно-техническая конференция «Молодежь в авиации» (май);

− заседание Фона «Народный самолет Ту-334» (октябрь);

− научно-техническая конференция в ОАЭ по совершенствованию послепродажного обслуживания (ноябрь);

− «круглый стол» в Мосгордуме на тему: «Состояние и перспективы машиностроительного комплекса Москвы» (ноябрь);

− заседание Комитета по станкостроению Союза машиностроителей России (декабрь);

- заседание Экспертного совета ФАС по развитию оборонно-промышленного комплекса (декабрь);

- участие в работе Оргкомитета по подготовке Съезда работников авиапромышленности;

− участие в заседаниях Советов директоров и Наблюдательных советах ОАО «Авиапром», НП «Союз авиапроизводителей», «Аэрофин» и других организаций.

В течение 2012 года оказывалась конкретная помощь членам Ассоциации в решении с государственными органами и общественными организациями отдельных финансово-хозяйственных и организационно-технических вопросов.

Генеральная дирекция тесно взаимодействовала с Минпромторгом России, ВВС России, Минтрансом России, Аппаратами Президента и Правительства РФ, Советом Федерации и Государственной думой РФ, Военно-промышленной комиссией при Правительстве РФ, Правительством Москвы, ГК «Ростехнологии», ОАО «ОАК», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация», а также со структурами исполнительной власти Украины. 

В ноябре 2012 года по поручению Правления Генеральная дирекция АССАД подготовила и направила обращение Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации, Председателю Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ Д.О.Рогозину.

На 2013 год Правлением и Генеральной дирекцией запланирован целый ряд мероприятий, главные из которых следующие:

Ø подготовка к проведению 14-го международного салона «Двигатели-2014» и в его рамках Научно-технического конгресса по двигателестроению «НТКД-2014»;

Ø проведение совместно с ФГУП «ЦИАМ», ГосНИИ ГА, разработчиками, изготовителями и эксплуатирующими организациями совещания: «Итоги эксплуатации авиационных двигателей в 2012 году и первом квартале 2013 года и оценка безотказности двигателей гражданской авиации за вышеуказанный период» (июнь 2013 г.);

Ø проведение 36 и 37-го заседаний Межгосударственного Координационного Совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиадвигателестроения;

Ø подготовка и организация участия предприятий – членов АССАД в Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2013»;

Ø организация работы Комиссий АССАД;

Ø подготовка и проведение Годового собрания АССАД;

Ø проведение, совместно с НИИ и предприятиями, заседаний Научно-технического совета АССАД, в том числе, по темам: развитие подшипников для авиационных двигателей; модернизация предприятий агрегатостроения в целях повышения качества и надежности продукции; совершенствование методов ремонта двигателей и их агрегатов; опыт создания, производства и сопровождения эксплуатации индустриальных установок, созданных на базе ГТД.

Итоги проведения Двенадцатого международного салона «Двигатели-2012» и Научно-технического конгресса. Участие в международных салонах, выставках и конференциях.

Значительное внимание в начале 2012 года было уделено подготовке и проведению Двенадцатого международного салона «Двигатели-2012», включенного Распоряжением Правительства Российской Федерации в Перечень международных выставок, проводимых на территории Российской Федерации, на которых предусматривается организация экспозиции продукции военного назначения. В рамках Салона, который прошел с 17 по 20 апреля 2012 года в павильоне №57 Всероссийского выставочного центра, состоялся «Научно-технический конгресс по двигателестроению» с проведением пленарного заседания и 11 симпозиумов по расширенной тематике двигателестроения и смежных с ним отраслей.

Организатором салона определено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, которое по договору о взаимодействии № 06-11/03 от 14 декабря 2012 года выполнение функций устроителя салона поручило Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» (ЗАО «АССАД-М»). Руководство подготовкой и проведением салона осуществлялось Председателем Оргкомитета Салона «Двигатели-2012», статс-секретарём, заместителем Министра промышленности и торговли Российской Федерации И.Е.Караваевым.

Основной девиз салона «Двигателестроение – центр кристаллизации инноваций», отражает важнейшую роль двигателестроения в развитии высоких технологий на современном этапе.

Организационно-методическое руководство подготовкой и проведением Салона выполнено Генеральной дирекцией АССАД, ЗАО «АССАД-М» и Генеральной дирекцией Салона с привлечением других организаций в соответствии с разработанной концепцией Салона, расширенным планом мероприятий и утвержденным календарным планом работы Салона. Накануне Салона проведены заседания Оргкомитета, генеральных дирекций салона и АССАД, пресс-конференция в ИТАР-ТАСС «Итоги и перспективы развития авиационного двигателестроения и агрегатостроения. О Двенадцатом Международном салоне «Двигатели-2012»: состояние подготовки и план проведения».

В рамках салона проведены основные мероприятия:

- Выставка «Двигатели-2012»;

- Научно-технический конгресс по двигателестроению (НТКД-2012);

- Пресс-конференция «Техническое регулирование и ВТО: проблема стандартизации в России»;

- Международный молодёжный форум «Будущее авиации за молодой Россией» с участием молодых специалистов и студентов авиационных ВУЗов;

- «День Военно-воздушных сил» с проведением круглого стола, посвящённого 100-летию ВВС России;

- Круглый стол «Эффективное взаимодействие пресс-служб двигателестроительной отрасли»;

- Пресс-конференция с презентацией Международного авиакосмического салона «МАКС-2013».

- «День ветеранов» с приглашением и награждением ветеранов авиационной промышленности, вооруженных сил и гражданской авиации.

В работе салона традиционно приняли участие широко известные на мировом рынке организации, предприятия и фирмы, деятельность которых связана с созданием, производством, ремонтом и послепродажным обслуживанием двигателей различного назначения.

В салоне «Двигатели-2012» приняли участие 123 предприятия из 8 стран.

Экспозиция салона заняла 6000 м2 закрытой площади павильона 57 (площадь застройки составила 3370 м2).

На стендах экспонентов было представлено более 2,7 тысяч экспонатов – практически весь спектр техники, охватываемый тематикой салона: авиационные, космические, автомобильные и индустриальные двигатели, агрегаты и комплектующие изделия, металлургическая и станкоинструментальная продукция, технологии ремонта и обслуживания двигателей, масла, топлива, смазки, научные разработки и передовые серийные технологии, компьютерные разработки, товары народного потребления и продукция, производимая на предприятиях в обеспечение национальных проектов.

На салоне были представлены макеты и образцы: двигатель АИ-222-25 для учебно-боевого самолёта Як-130, модернизированный двигатель АЛ-31Ф, двигатель Д-436-148 (производимый в кооперации с предприятиями РФ) для самолётов Ан-148, Ан-158, Ан-168 и Ан-178, вспомогательный ГТД АИ-450 для самолёта Ан-148 и его модификаций, двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В для гражданских и военных вертолётов, двигатель МС-500В для лёгких вертолётов.

Крупнейшие предприятия авиадвигателестроения были представлены оригинальными, эксклюзивными стендами собственной разработки и дизайна с разнообразной тематикой: ГК «Ростехнологии» (ООО «РТ-Экспо»), ОАО «УК «Объединенная двигателестроительная корпорация», ФГУП «НПЦ газотурбостроения» «Салют», «Корпорация А.Ивченко» (АО «Мотор Сич» и ГП «Ивченко-Прогресс»), ОАО «Аэросила», ОАО «Авиаремонт», АО «ФЭД» и др.

В рамках салона проведён Научно-технический конгресс по двигателестроению «НТКД-2012», в котором приняли участие более 700 специалистов из 79 ведущих НИИ, ВУЗов, ОКБ, заводов и фирм России, Украины, Франции, Германии, Канады, США. Были заслушаны 172 доклада известных учёных и специалистов в области двигателестроения, материаловедения и станкостроения, издан сборник тезисов докладов.

Мероприятиями Научно-технического Конгресса было предусмотрено пленарное заседание и 11 научно-технических симпозиумов:

- «Перспективы развития газотурбинных двигателей» (вел начальник отделения 300 ФГУП ЦИАМ А.И.Ланшин);

- «Компрессоры ГТД» (вел начальник отделения 100 ФГУП ЦИАМ В.И.Милешин);

- «Камеры сгорания ГТД и эмиссия вредных веществ» (вел начальник отдела 005 ФГУП ЦИАМ С.А.Волков);

- «Турбины ГТД» (вел замначальника отдела 018 ФГУП ЦИАМ М.Я.Иванов)

- «Прочность, надежность, долговечность и эксплуатационная

технологичность двигателей» (вел заместитель генерального директора, начальник отделения 200 ФГУП ЦИАМ Ю.А.Ножницкий);

- «Опоры и подшипники» (вел начальник сектора отделения 200 ФГУП ЦИАМ Н.И.Петров);

- «Системы автоматического управления и диагностика в

двигателестроении» (вел заместитель генерального директора, начальник отделения 500 ФГУП ЦИАМ О.С.Гуревич);

- «Совершенствование методов испытаний» (вел заместитель генерального директора ФГУП ЦИАМ В.Г.Марков);

- «Технологии производства, современное оборудование» (вел директор НИИД филиала ФГУП НПЦГ «Салют» В.А.Гейкин);

- «Новые материалы, перспективные технологии металлургии» (вела заместитель генерального директора ФГУП ВИАМ О.Г.Оспенникова)

- «Индустриальные установки» (вел начальник отделения 900 ФГУП ЦИАМ Г.К.Ведешкин)

Пленарное заседание и научно-технические симпозиумы проведены в конференц-зале и лекционном зале павильона 57 и конференц-зале павильона 19 ГАО ВВЦ. Научно-технический симпозиум «Технология производства и современное оборудование» при большой поддержке ФГУП НПЦГ «Салют» проведен в ДК «Чайка».

На пленарном заседании НТКД-2012, после вступительного слова президента АССАД В.М.Чуйко и приветствия управляющего директора ОАО «УК «ОДК» Д.Ю.Колодяжного, были заслушаны доклады заместителя генерального директора - генерального конструктора ОАО «УК «ОДК» А.Ф.Иваха, генерального директора ФГУП ЦИАМ В.И.Бабкина и научного руководителя ЦИАМ В.А.Скибина, генерального директора ФГУП ВИАМ Е.Н.Каблова, Президента национальной академии наук Украины Б.Е.Патона и члена-корреспондента НАН Украины А.А.Халатова, генерального конструктора ОАО «Авиадвигатель» А.А.Иноземцева.

На НТКД-2012 были подробно рассмотрены и обсуждены в докладах и дискуссиях проблемные вопросы создания и производства высокоэффективных основных узлов ГТД, повышения их надежности и увеличения ресурса, создание новых материалов, перспективные технологии металлургии и ремонта, экологические вопросы по всему жизненному циклу современных двигателей различного назначения, внедрения перспективных технологических процессов и передового оборудования, что вызвало повышенный интерес специалистов отечественных и зарубежных фирм.

Всего было заслушано 172 доклада известных ученых и специалистов в области двигателестроения.

За время работы Салон посетили свыше 70 тысяч человек. В работе салона участвовали ответственные работники аппарата Правительства РФ, Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, депутаты Государственной Думы, Главнокомандующие Военно-воздушных сил, руководители интегрированных структур, государственных учреждений и предприятий, а также многочисленные специалисты, коммерсанты, ветераны, учащиеся, студенты ВУЗов.

Салон продемонстрировал высокий уровень развития науки (прогрессивные технологии, перспективные материалы и т.д.), позволяющий разрабатывать образцы двигателей нового поколения, углубление процесса интеграции авиадвигателестроительных предприятий России и смежных с ними предприятий других отраслей с зарубежными фирмами.

Главным итогом работы Салона явилось дальнейшее развитие взаимовыгодных кооперационных связей, выработка путей дальнейшего сотрудничества, в том числе в части модернизации авиационных двигателей.

Салон «Двигатели-2012» подтвердил целесообразность и необходимость в дальнейшем проведения единственного в мире Международного салона, где происходит демонстрация двигателей всех направлений.

Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения в 2012 году приняла участие объединенными стендами в Международных салонах «ИЛА» (сентябрь, Германия), «Фарнборо» (июль, Англия), «Гидроавиасалон» (сентябрь), «Авиасвит» (сентябрь). На этих международных форумах состоялись встречи участников объединенных стендов АССАД (ЭОКБ «Сигнал» им.А.И.Глухарева, СЭПО-ЗЭМ, МДС Аэро Саппорт корпорейшн и др.) с представителями зарубежных организаций и в соответствии с достигнутыми договоренностями реализуются мероприятия в настоящее время.

Протоколом совещания в ФСВТС России от 23 мая 2012 года по вопросам рекламно-выставочной деятельности в области военно-технического сотрудничества было предусмотрено изучение вопроса о возможности организации экспозиции продукции военного назначения, размещаемой на Салонах «Двигатели», на Международном форуме «Технологии в машиностроении».

Во исполнение данного протокола Генеральной дирекцией проведен опрос основных участников этого единственного в мире специализированного форума двигателестроителей. Все участники предлагают сохранить традиционное место и время проведения салона «Двигатели», считая, что при этом не нарушается график их участия в других Салонах, налицо значительная экономия времени для поездки на Салон, существенно более низкая стоимость участия, сокращение транспортных расходов.

Организация работы Межгосударственного координационного

совета по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения.

Сотрудничество и взаимодействие предприятий Российской Федерации и Украины по выполнению межправительственных Соглашений между Россией и Украиной, координация работы и состояние кооперационных связей рассматривались на заседаниях Межгосударственного Координационного Совета (МКС) по сотрудничеству между Россией и Украиной в области авиадвигателестроения.

5 июня 2012 года в г. Запорожье проведено тридцать четвертое заседание Межгосударственного Координационного Совета.

На заседании рассмотрены шесть основных вопросов:

1. О состоянии эксплуатации и ресурсных испытаниях двигателя АИ-222-25.

2. О ходе работ по изготовлению опытной партии подшипников из стали В60-ШД, проведение испытаний и сертификации.

3. О работе по улучшению ресурсных показателей агрегатов зажигания ПВФ-11-1 (ОАО «УНПП «Молния») и агрегатов
П-125 (ФГУП «КПКБ») для двигателя Д-436-148, а также
ДТА-15, П-98АМ, КТ-8-1 и П-125 для двигателя АИ-450МС.

4. Надежность и ресурс агрегатов НР-2000 для двигателей
ТВ3-117ВМА-СБМ1.

5. О выполнении работ по проведению ГСИ двигателя Д-27.

6. Предложения АО «Мотор Сич» по упрощению процедуры получения Заключений о непринадлежности изделий к продукции военного назначения, сокращению сроков оформления перечней продукции, перемещаемой по контрактам в соответствии с Межправительственными соглашениями, и запчастей для простаиваемой авиатехники.

По первому вопросу Межгосударственный Координационный Совет счел необходимым поручить ГП «Ивченко-Прогресс», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «Мотор Сич» обеспечить проведение в 2012 году комплекса ресурсных эквивалентно-циклических испытаний двигателей
АИ-222-25 №№ 003 и 011 в обеспечение подтверждения установленного ресурса 750/1500 часов, а также оформить совместное с ОАО «ОКБ им. А.С.Яковлева» решение о порядке передачи информации по результатам серийной эксплуатации двигателей АИ-222-25.

Ресурс двигателям АИ-222-25 установлен 750/1500 часов.

По вопросу изготовления опытной партии подшипников из стали В60-ШД,

проведения испытаний и сертификации поручено ОАО «ЗАП» провести усталостные испытания опытной партии подшипников из стали В60-ШД в ЦСКБ по согласованной программе. По завершении испытаний и получении заключений
ГП «УкрНИИспецсталь», ПАО «Днепроспецсталь», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» проработать график выполнения работ по второму этапу Программы и концепцию программы паспортизации сплава В60-ШД.

По вопросам, связанным с улучшением ресурсных показателей агрегатов зажигания ПВФ-11-1 и агрегатов П-125 для двигателя Д-436-148, а также
ДТА-15, П-98АМ, КТ-8-1 и П-125 для двигателя АИ-450МС, поручено: ОАО «УНПП «Молния» после получения из эксплуатации в составе лидерных двигателей Д-436-148 агрегатов зажигания ПВФ-11-1 завершить их исследование и дефектацию для увеличения ресурса до 12000 часов (8000 включений); ФГУП «КПКБ» обеспечить выполнение работ по увеличению ресурсных испытаний агрегатов П-125 для двигателя Д-436-148 и ДТА-15, П-98АМ, КТ-8-1 и П-125 для двигателя АИ-450МС; ОАО «Стар» принять меры по обеспечению выполнения работ по модернизации агрегатов НР-2000 в сроки, установленные соответствующим Решением.

Решение об установлении ресурса 12000 часов агрегатам зажигания оформлено и находится на согласовании в ГП «Ивченко-Прогресс».

Принята к сведению информация ОАО «Стар» о надёжности и ресурсе агрегатов НР-2000, эксплуатируемых в составе двигателей ТВ3-117ВМА-СБМ1 в Исламской Республике Иран, предприятию поручено заключить прямой договор с иранским заказчиком на поставку необходимых запчастей с целью обеспечения оперативного восстановления агрегатов НР-2000 в Иране.

Работы по НР-2000 ведутся в соответствии с дополнительным планом работ № НР-2000-0507-2012. Договор с иранским заказчиком на поставку запчастей заключен.

В целях обеспечения проведения ГСИ двигателя Д-27 поручено: ГП «Ивченко-Прогресс» согласовать с ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» перечень заключений по двигателю Д-27, необходимых для предъявления в Госкомиссию; ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» провести экспертизу материалов по двигателю Д-27 и подготовить необходимые заключения для ГСИ; ГП «Ивченко-Прогресс», АО «Мотор Сич», ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют» выполнить комплексные работы по подготовке и проведению ГСИ двигателя Д-27 в 2012 году.

Госиспытания двигателя Д-27 успешно завершены.

На тридцать пятом заседании Межгосударственного Координационного Совета по сотрудничеству между Российской Федерацией и Украиной в области авиадвигателестроения, которое состоялось 27 ноября 2012 года в г. Москве, были подробно рассмотрены четыре вопроса:

1. Об основных направлениях научно-технического сотрудничества, включая двигатель ПД-14.

2. О совершенствовании послепродажного обслуживания двигателей
Д-436-148 для самолёта Ан-148.

3. О завершении испытаний и оформлении заключений по опытной партии подшипников из стали В60-ШД

4. О выполнении работ по увеличению ресурсов двигателей АИ-222-25 для самолётов Як-130 и итогах эксплуатации их в первом полугодии 2012 года.

5. О мерах по обеспечению поставки регуляторов РСВ-34М двигателей ТВ3-117-ВМА-СБМ1 для самолётов Ан-140.

Межгосударственный Координационный Совет подробно рассмотрел и принял к сведению информацию ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ОАО «Авиадвигатель» и ГП «Ивченко-Прогресс» об основных направлениях научно-технического сотрудничества, в том числе по двигателю ПД-14. МКС счел необходимым рекомендовать ГП «Ивченко-Прогресс» и АО «Мотор Сич» выполнить работы по изготовлению и поставке в ОАО «Авиадвигатель» экспериментального образца камеры сгорания ТРДД ПД-14 в IV квартале 2012 года, а ОАО «Авиадвигатель» провести в 1 квартале 2013 года испытания экспериментального образца камеры сгорания ТРДД ПД-14 на установке и в составе газогенератора.

Камера сгорания изготовлена и в IY квартале 2012 года поставлена в ОАО «Авиадвигатель».

По вопросу совершенствования послепродажного обслуживания двигателей Д-436-148 для самолёта Ан-148 рекомендовано АО «Мотор Сич» продолжить работы по совершенствованию системы послепродажного обслуживания двигателей Д-436-148 и вспомогательных двигателей АИ-450МС самолёта Ан-148 с внедрением на сайте предприятия веб-портала послепродажного обслуживания двигателей, а ГП «Ивченко-Прогресс» и АО «Мотор Сич» совместно с ГП «Антонов» и эксплуатационными организациями уточнить регламент лётной эксплуатации самолёта Ан-148 в части сбора и первичной обработки полётной информации для углублённой диагностики двигателя и последующего мониторинга техсостояния двигателей Д-436-148.

Годовая наработка отдельных двигателей Д-436-148 в процессе эксплуатации самолетов в авиакомпаниях России составили 3600-4000 часов.

В целях получения заключений по опытной партии подшипников из стали В60-ШД рекомендовано ОАО «ЗАП» закончить испытания опытной партии подшипников из стали В60-ШД, совместно с ГП «УкрНИИспецсталь», ПАО «Днепроспецсталь», ФГУП «ВИАМ», ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» завершить комплекс сравнительных исследований подшипников из сталей ЭИ-347 и В60-ШД по согласованной программе для последующего оформления паспорта на сталь В60-ШД.

По вопросу выполнении работ по увеличению ресурсов двигателей АИ-222-25 для самолётов Як-130 и итогах эксплуатации их в первом полугодии 2012 года поручено ГП «Ивченко-Прогресс» направить в ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» отчёт и необходимые материалы для оформления заключения по установлению межремонтного ресурса двигателя АИ-222-25 - 750 часов и назначенного ресурса - 1500 часов; ФГУП «ЦИАМ им. П.И. Баранова» до 01 марта 2013 года выдать заключение по установлению двигателю АИ-222-25 ресурса
750/1500 ч. ФГУП «НПЦ газотурбостроения «Салют», ГП «Ивченко-Прогресс», АО «Мотор Сич» обеспечить проведение ресурсных ЭЦИ двигателя в обоснование ресурса 1500/3000 ч.

Рекомендовано ОАО «НПП «Аэросила» принять меры по обеспечению поставки на АО «Мотор Сич» в I квартале 2013 года оплаченных агрегатов РСВ-34М.

Работа Научно-технического совета. Рассмотрение вопросов надежности авиадвигателей и безопасности полетов. Участие в работе технических совещаний.

Работа Научно-технического совета «Союза авиационного двигателестроения» осуществлялась по утвержденному Плану проведения НТС АССАД, в соответствии с которым в 2012 году проведены следующие мероприятия:

18-19 апреля проведен Научно-технический конгресс по двигателестроению. Место проведения – Москва, ВВЦ.

В работе конгресса приняли участие более 700 представителей из 79 ведущих НИИ, ВУЗов, ОКБ, заводов и фирм России, Украины, Франции, Германии, Канады, США. Заслушаны 172 доклада ученых и специалистов в области двигателестроения, материаловедения и станкостроения.

19-20 июня проведена Научно-техническая конференция «Развитие датчиков давления для перспективных авиационных двигателей и летательных аппаратов». Место проведения – г. Энгельс, ОАО «ОКБ «Сигнал им. А.И.Глухарева».

В конференции приняли участие 43 специалиста из 28 предприятий и организаций отрасли. Были заслушаны 11 докладов специалистов предприятий, в т.ч. представителей «ЦИАМ им. П.И. Баранова», ОАО «Авиадвигатель», «НИИАО», «Концерн «КЭМЗ», ЗАО «Зеленоградский нанотехнологический центр», «ИДМ-Плюс», «НИИФИ», ЭПО «Сигнал», «Элемент», «НПП «Радар ММС», ЭОКБ «Сигнал» им. А.И. Глухарева, «НПП «Темп» им. Ф.Короткова» и другие.

Решение конференции касались, в частности, рекомендаций предприятиям, специализирующимся на выпуске датчиков:

- осуществить разработку датчиков зазора в лопаточных машинах ГТД для САУ двигателей новых поколений;

- продолжить разработку и совершенствование интеллектуальных датчиков давления и других параметров для распределенных САУ;

- приводить в технических характеристиках датчиков данные по суммарной погрешности и ее составляющим;

- разработчикам двигателей и ЦИАМ определить реальные требования к точности датчиков основных параметров с учетом типовых режимов эксплуатации, характеристик неравномерности полей давлений и температур.

3 июля состоялось расширенное заседание НТС на тему: «Надежность авиационных двигателей самолетов ГА по итогам их эксплуатации в 2011 году». Место проведения – Москва, офис АССАД.

В работе НТС приняли участие представители институтов отрасли, гражданской авиации, предприятий промышленности и авиакомпаний.

Проведен анализ материалов, представленных предприятиями к НТС, с использованием согласованных ФГУП «ЦИАМ имени П. И. Баранова» и ФГУП «ГосНИИ ГА» данных по оценке безотказности двигателей гражданской авиации за 2011 год.

Использованы также: материалы авиакомпаний об отказах (неисправностях), приведших к выключению двигателей в полёте и их досрочному съёму с летательного аппарата по конструктивно-производственным недостаткам; сведения ЭРО; отчёты заводов-изготовителей и ремонтных заводов по исследованию досрочно снятых двигателей и их агрегатов.

На совещании отмечено:

1. В 2011 году суммарная наработка парка отечественных двигателей, эксплуатирующихся на самолётах гражданской авиации России, составила 1 010 000 часов (в 2010 году составляла 1 420 000 часов). Суммарная наработка парка двигателей, эксплуатирующихся на вертолётах гражданской авиации России, составила 1 160 000 часов (в 2010 году составляла 900 000 часов).

Суммарная наработка двигателей ПС-90А, ПС-90А1, ПС-90А-76 на самолётах Ил-96-300, Ил-96-400, Ил-76ТД, Ил-76ДРЛО, Ту-204, Ту-214 в 2011 году составила 288 045 часов (в 2010 году – 264 645 часов).

2. Имел место ряд катастроф и аварий:

- 01.01.2011г. в а/п Сургут произошла катастрофа на самолёте Ту-154Б-2 RA-85588 ЗАО АК «Когалымавиа» - в процессе подключение генераторов на борту возник пожар, в результате чего самолёт был практически полностью уничтожен. Причиной возникновения пожара на борту самолёта, явилось возникновение электрической дуги, наиболее вероятно, из-за нештатного несинхронизированного включение двух генераторов ГТ-40ПЧ6-2С на параллельную работу. Заинтересованными организациями реализованы рекомендациями комиссии по расследованию

- 9.08.2011 года произошла катастрофа самолёта Ан-12АП RA-11125, принадлежащего ОАО КнААПО и арендованного ООО «Авиакомпания Авис-Амур». Причиной катастрофы самолёта Ан-12АП явился пожар, возникший в полёте в хвостовом отсеке мотогондолы 4СУ (двигатель АИ-20М № Н2136065 наработка 9806/738) и распространившийся на крыло самолёта.Причиной пожара, наиболее вероятно, явилась течь топлива из дюритовых соединений топливной магистрали от насоса низкого давления до командно-топливного агрегата силовой установки № 1 и его воспламенение при попадании на горячую часть двигателя. Из-за полного разрушения самолета, однозначно установить место течи и причину, приведшую к течи топлива, не представилось возможным;

- 11.07.2011 года при выполнении рейса по маршруту Томск-Сургут произошло авиационное происшествие (катастрофа) с самолётом Ан-24 RA-47302 а/к «Ангара». В полёте на высоте 6000 метров загорелось табло «Стружка в масле в левом двигателе», а затем табло «Опасная вибрация». Экипаж зафлюгировал воздушный винт. В связи с возникшим пожаром по решению экипажа самолёт совершил вынужденную посадку на воду реки Обь. В процессе приводнения самолёт разрушился. Первопричина пожара уточняется;

- 19.07.2011 года произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RА-22387 ЗАО «Авиакомпания Уктус». В районе н.п. «Кленовское» вертолет обнаружен лежачим на земле со значительными повреждениями конструкции. Расследование АП продолжалось;

- 25.07.2011 года произошла катастрофа вертолета Ми-8Т RА-24422 ФГУАП «Чукотавиа». При посадке в п. Билингс произошло падение вертолета с последующим пожаром. Расследование АП продолжалось;

- 29.08.2011 года в процессе захода на посадку (на площадку, подобранную с воздуха в горной местности) вертолета Ми-8МТВ-1 , эксплуатируемого ОАО НПК «ПАНХ» (г. Краснодар), при окончательном гашении поступательной скорости полета над посадочной площадкой и выводе двигателей на максимально взлетный режим произошло самопроизвольное уменьшение частоты вращения турбокомпрессора правого двигателя и несущего винта. Согласно Заключению ГЦ БП ГА № 9496-21/103 от 28.04.2012г. причиной невыхода на взлётный режим правого двигателя ТВ3-117ВМ явилось нарушение работоспособности электронного регулятора двигателя ЭРД-3М;

- 20.12.2011г. на вертолёте МИ-26Т RA-06121 авиакомпании «Нефтеюганский ОАО» произошла катастрофа. При выполнении захода на площадку для отцепки пустой ёмкости и подцепки заполненной ёмкости, на высоте примерно 60м., произошло отделение части фюзеляжа с концевой балкой по 33 шпангоуту центровой части фюзеляжа. В результате жёсткой посадки возник пожар, вертолёт получил значительные повреждение и частично сгорел. Расследование АП продолжается;

- 14.10.2011г. при выполнении взлёта в аэропорту Новый Уренгой, при взлёте самолёта Ту-134А RA-65143 ОАО АТК «Ямал» произошёл пожар двигателя с падением давления масла и срабатыванием систем наличие стружки в маслосистеме и сигнализации о пожаре. Нелокализованный титановый пожар. Поломка шарикоподшипника КВД.

3. Анализ надёжности двигателей гражданской авиации в 2011 году показывает, что отдельные двигатели не удовлетворяют нормативным требованиям безотказности, а именно:

- двигатель Д-18Т - не соответствует нормативным требованиям по показателю наработки на выключение двигателя в полёте по конструктивно-производственным недостаткам двигателя при эксплуатации в ГА России (Тпв=36103 ч, Норма=45000 ч);

- двигатель Д-36 - не соответствует нормативным требованиям по показателю наработки на выключение двигателя в полёте по конструктивно-производственным недостаткам двигателя (Тпв=32643 ч, Норма=45000 ч);

- двигатель Д-30КП - не соответствует нормативным требованиям по показателю наработки на выключение двигателя в полёте по конструктивно-производственным недостаткам при эксплуатации двигателя Д-30КП в гражданской авиации России и стран ближнего и дальнего зарубежья (Тпв=30702/40494 ч, Норма=60000 ч);

- двигатель ПС-90А - не соответствует рекомендуемой величине по показателю наработки на съём двигателя для отправки в ремонт по конструктивно-производственным недостаткам двигателя (Тсдр=5538 ч, рекомендуемая величина=8000 ч).

Остальные двигатели из числа рассмотренных удовлетворяют нормативным требованиям.

По результатам рассмотрения надежности двигателей гражданской авиации:

- рекомендовано предприятиям авиационной промышленности разработать и внедрить дополнительные мероприятия по устранению конструктивно-производственных недостатков, включая мероприятия по повышению надёжности систем пожаротушения и контроля вибрации;

- отмечено, что ОАО «Туполев» и ОАО «Аэроэлектромаш» в связи с катастрофой самолёта самолёте Ту-154Б-2 RA-85588 ЗАО АК «Когалымавиа» разработаны и внедрены мероприятия в соответствии с рекомендациями комиссии по расследованию;

- в целях предотвращения нелокализованных титановых пожаров двигателей Д-30, связанных с разрушениями шарикоподшипников А176128Б4Т2 КВД, и в связи с тем, что расследование этого серьёзного инцидента комиссией не завершено, необходимо продолжить данное расследование с целью установления причин, по которым взлёт самолёта Ту-134, экипажем не был прерван;

- рекомендовано ОАО «СТАР» и ДП «Квазар – ИС» разработать и внедрить эффективные мероприятия по повышению надёжности электронного регулятора ЭРД-3М двигателя ТВ3-117;

- рекомендовано ОАО «Антонов» и ГП «Ивченко-Прогресс» по результатам расследования катастрофы самолёта АН-12АП №RA-11125 разработать и внедрить эффективные мероприятия по предотвращению утечек топлива в силовой установке самолета;

- учитывая, что на авиапредприятиях Российской Федерации эксплуатируются воздушные суда гражданской авиации как с двигателями отечественного производства, так и производства зарубежных стран (ближнего и дальнего зарубежья), а также то, что до настоящего времени отсутствует норма безотказности для вертолётных двигателей, и в существующих Нормах для самолётных двигателей отсутствует термин «инцидент», считать целесообразным обратиться в Департамент авиационной промышленности Минпромторга России с предложением уточнить «Положение о порядке оценки безотказности авиационных двигателей ГА» (1994 г.) и «Методику количественной оценки безотказности авиационных двигателей по результатам эксплуатации» (1991 г.).

Соответствующее обращение в адрес Минпромторга подготовлено ЦИАМ.

По результатам обобщения и анализа результатов, представленных предприятиями к НТС, выпущен технический отчет, утвержденный ЦИАМ, ГосНИИ ГА и АССАД.

28 августа состоялось выездное заседание НТС на тему: «Прогрессивные технологии ремонта авиационных двигателей». Место проведения – п. Старый Городок (Московская область), ОАО «121 АРЗ»,

В работе НТС участвовали 48 специалистов и руководителей 25 предприятий и организаций, осуществляющих и обеспечивающих научное сопровождение, разработку, производство и ремонт авиационных двигателей, главных редукторов, комплектующих агрегатов. С докладами выступили руководители и специалисты: АССАД, ОАО «Авиаремонт», ОАО «121 АРЗ», ЦИАМ, ВИАМ, НИИ измерения, НИИД, «Авиаремонт-МС», НИЦ ЭРАТ, НПП «Мера», «Пумори инжиниринг инвест», «Диамех 2000».

В принятом решении НТС было одобрены рассмотренные направления работ по совершенствованию ремонта двигателей, рекомендованы рассмотреть возможности и порядок использования новых технологий при осуществлении ремонта двигателей и агрегатов, представленных в докладах.

Руководство генеральной дирекции участвовало в работе следующих технических совещаний:

− в заседаниях НТС ЦИАМ по итогам года (январь, февраль, март);

− в заседаниях Рабочей группы «Авиадвигатели и силовые установки» по рассмотрению работ, заявленных по ФЦП на 2013-2014 годы (март, октябрь);

− в конференции молодых специалистов в Алуште (май);

− в совещании ЦИАМ по надежности двигателей и новой редакции АП-33 (май);

− в конференции ВИАМ, посвященной 80-летию предприятия (июнь);

− в совещании в Представительстве «Мотор Сич» по результатам эксплуатации самолета Ан-140 (июль);

− в работе Межведомственной постоянно-действующей экспертной комиссии (МПДЭК) по двигателю ПС-90А (август, декабрь);

− в совещании в МАК по причинам катастрофы самолета Ан-24 (ноябрь);

− в конференции в МАИ «Авиация и космонавтика- 2012» (ноябрь);

Почетные награды и звания Ассоциации.

В соответствии с Положением о порядке присуждения ежегодных премий АССАД имени выдающихся конструкторов авиационных двигателей в 2012 году Решением Правления от 5.07.2012г. премии присуждены:

- имени Н.Д.Кузнецова – работе «Разработка новых поколений жаропрочных сплавов для литья монокристаллических турбинных лопаток перспективных авиационных двигателей», представленной ФГУП «ВИАМ». Авторы: Демонис И.М., Петрушин Н.В., Светлов И.Л., Сидоров В.В., Самойлов А.И., Висик Е.М., Хвацкий К.К., Тимофеева О.Б.;

- имени В.Я.Климова – работе «Развитие металлургии гранул для решения проблем современного авиадвигателестроения». Авторы: Гриц Н.М., Казберович А.М., Востриков А.В., Катуков С.А., Шмелёв В.П., Гарибов Г.С.;

- имени А.Г.Ивченко – работе «Разработка базового вспомогательного газотурбинного двигателя со служебным компрессором ТА18-200 и его модификаций ТА18-200М и ТА18-200-124» для самолетов Ту-204СМ и Ан-124», представленной ОАО «НПП «Аэросила». Авторы: Плахов Л.Е., Астахов А.А., Баранов В.В., Ким Е.Н., Карягин Г.В.,Кузнецов В.Г., Степанов Э.А., Ушков И.Н., Порхаев В.В.;

- имени Ф.А.Короткова – работе «Разработка и внедрение в производство и эксплуатацию, обеспечение заданного ресурса унифицированной системы для пневмо-гидромеханической части САУ авиадвигателей Д-436-148, АИ-222-25, Д-27М, АЛ-55И, МС-14, МС-500», представленной ОАО «Омское машиностроительное КБ». Авторы: Астапович А.В., Борисенко А.А., Киян В.А., Курмантаев Д.А., Мельников И.А., Нестеренко В.П., Новгородцев А.В., Сахибгареев Н.В.

Звание «Почетный авиадвигателестроитель АССАД» присвоено:

Каблову Евгению Николаевичу – генеральному директору ФГУП «ВИАМ».

Медалями АССАД «За верность делу» награждены:

Сухоросов Сергей Юрьевич – генеральный директор, главный конструктор ОАО «НПП Аэросила» (II степень);

Марковка Владимир Емельянович – главный конструктор ОАО «АМНТК «Союз» (Ш степень).

Звания «Заслуженный авиадвигателестроитель АССАД» присвоены:

Архипову Владимиру Григорьевичу – генеральному директору ОАО «ЭОКБ «Сигнал» им. А.И.Глухарёва;

Гращенкову Денису Вячеславовичу - заместителю генерального директора ФГУП «ВИАМ»;

Гусеву Виктору Михайловичу – первому заместителю генерального директора ФГУП «ЦИАМ им. П.И.Баранова»;

Кунгурцеву Юрию Михайловичу – ведущему конструктору ОАО «ОммашКБ»;

Оспенниковой Ольге Геннадьевне – заместителю генерального директора ФГУП «ВИАМ».

В 2012 году вручены Грамоты АССАД ряду сотрудников следующих предприятий:

ФГУП «НПЦГ «Салют»

ФГУП «ВИАМ»

ОАО «ВИЛС»

ООО «Пумори инжиниринг инвест»

ОАО «ММП им. В.В.Чернышева»

ОАО «Омское машиностроительное КБ»

В соответствии с решением Правления Ассоциации Генеральной дирекцией продолжались работы по изданию многотомного сборника «Созвездие», рассказывающего о деятельности выдающихся конструкторов и руководителей предприятий авиационного двигателестроения и агрегатостроения. В 2012 году завершена подготовка издания восьмой книги сборника «Созвездие».

В 2012 году и в начале 2013 года подготовлены материалы по каталогу «АССАД-2013», в который включены данные о предприятиях и организациях – членах АССАД. Каталог издан в первом квартале 2013 года.

Учитывая значительный вклад в развитие отечественного двигателестроения выдающегося организатора производства в области авиастроения Ивана Ивановича Румянцева и в связи со 100-летием со дня его рождения, решением Правления АССАД 2013 год объявлен годом И.И.Румянцева.

Заключение.

· За прошедший год предприятия – члены АССАД выполнили комплекс важных работ по созданию и производству двигателей и агрегатов для гражданской и военной авиации, в том числе по двигателю ПД-14, двигателю для ПАК ФА, Д-27, SaM-146, АИ-222-25, ТА18-200-70 и ряду других. В НИИ выполнен большой объем исследований по созданию научного и технологического задела в обеспечение разработки, производства и эксплуатации двигателей.

· Значительно возросла бюджетная поддержка авиастроения со стороны Правительства РФ, утверждена госпрограмма «Развитие авиационной промышленности до 2025 года».

· Несмотря на принимаемые меры, остаются нерешенными основные проблемы отрасли – падение рентабельности производства, недостаток оборотных средств, дефицит квалифицированных кадров, отсутствие должной координации работ. Выпуск отечественных пассажирских самолетов существенно не увеличивается.

· Снижение статуса «генеральных директоров» до уровня «исполнительных» и «управляющих», а также кадровая чехарда по руководителям ряда предприятий не способствовали решению сложных задач, стоящих перед коллективами.

· Правлению, Генеральной дирекции совместно с руководителями предприятий в следующем году предстоит решить ряд задач на пути повышения эффективности работы предприятий и развития отрасли в целом.