Кадры

25 мая свой День рождения отмечает генерал-лейтенант авиации, замглавком ВВС - главный инженер (1996-1997), Почетный житель Ахтубинска (2007), Заслуженный военный летчик России, начальник ГЛИЦ им. В. П. Чкалова (1991-1996) Юрий Петрович Клишин

Начальник ГЛИЦ им Чкалова генерал авиации Клишин ЮП. _День ГЛИЦ.jpg

Начальник ГЛИЦ им Чкалова генерал авиации Клишин ЮП. День ГЛИЦ

Так исторически совпало, что это интервью с героем рассказа было записано 30 августа 2022 года. В день смерти последнего генсека СССР Михаила Горбачева. Человека, чья политическая деятельность привела к распаду огромного государства. Пока последний Президент СССР своими безграмотными действиями вершил судьбу огромной страны, генерал Клишин Юрий Петрович в трудные для Родины 90-е годы пытался вместе с командой патриотов спасти целый лётный-испытательный Центр, а с ним и город, которому судьбою было предначертано стать авиационной столицей России. Наш герой интервью человек очень авторитетный и уважаемый в среде авиаторов. Звания и должности Юрия Петровича говорят о его большой человеческой работоспособности.

Генерал-лейтенант авиации. Почетный житель Ахтубинска. Заслуженный военный лётчик России. Кандидат технических наук. Начальник ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. Замглавкома ВВС – главный инженер ВВС. Начальник ФГУП ЛИИ им. М.М. Громова. Генеральный директор ОАО "Дукс".

На сегодняшний день член Совета директоров ОАО «Дукс». Награжден за военные заслуги Орденом Красной Звезды, Орденом «За заслуги перед Отечеством IV ст.», лауреат Государственной премии, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации.

Человек-гражданин, который по праву уважаем в Ахтубинске за заслуги перед городом и военно-экспертным сообществом России за вклад в отечественную авиацию. Именно он смог сохранить и внести личные преобразования в сложный испытательный механизм под названием ГЛИЦ В.П. Чкалова. Юрий Петрович, как и его друг Еска Иванович Иванов, прирожденный государев сын, чей судьбой было предначертано стать видным военным и политическим деятелем. Вся его жизнь положена на свершение крупных побед и масштабных открытий в авиации.
Стремления к военному поприщу у мальчика Юры наблюдались с детства. Рожденный в тюркском селе Бердюжье, которое известно тем, что тут с конца 19 века до 1918 года находился центр Бердюжской волости Ишимского уезда Тобольской губернии. В селе в старших классах учился последний командующий Черноморским флотом СССР, адмирал Хронопуло Михаил Николаевич. Мама Юрия Петровича младший лейтенант Клишина Мария Григорьевна прошла Великую Отечественную войну. Награждена медалью «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Все эти факты из личной биографии не могли не повлиять на карьеру нашего героя и роль в судьбе колыбели российской авиации.

Возле МК Крыло Икара (Ахтубинск) с другом Ивановым Е.И. Фото_Ахтубинский пилот.jpg

Возле МК Крыло Икара (Ахтубинск) с другом Ивановым Е.И. Фото Ахтубинский пилот 

1. Как формировалась карьера Клишина Юрия Петровича в авиации?

- О карьере лётчика-испытателя я мечтал с 7 лет. В детстве моя семья переехала из Тюменской области в город Львов, где я общался с товарищем из соседнего двора, у которого отец работал на местном заводе и делал чертеж самолета Ил-10 в три четверти. Именно в тот период я решаю стать лётчиком. Уже тогда у меня была тяга к небу. Я очень усердно готовился, ни что в то время не могло меня отвлечь от поставленной цели. В 1969 году я окончил Ейское высшее авиационное училище. Меня, как отличившегося в учебе, оставляют инструктором в училище по подготовке военных лётчиков. В 1975-1978 гг. заканчиваю Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина. После обучения прохожу службу в Группе Советских войск в Германии в качестве командира авиаэскадрильи, замкомандира авиаполка. В 1983-1988 гг. прохожу службу ЗВО на должностях командира авиаполка и замкомандира авиадивизии. Мечта стать лётчиком-испытателем не оставляет меня. В 1990 году в звании полковника оканчиваю Военную академию Генерального Штаба в Москве. И чтобы осуществить с детских лет свою мечту, я отказываюсь от генеральской карьеры и прошу отправить меня в ГЛИЦ им. В.П. Чкалова.

Начальник 8-го ГНИИ ВВС генерал Козлов Л.В. предлагает должность замначальника, а затем начальника Филиала ГК НИИ ВВС на Чкаловской в звании подполковника, где я сменяю уважаемого боевого командира, Заслуженного лётчика-испытателя СССР Геннадия Филипповича Бутенко. После этого назначения Козлов Лев Васильевич рекомендовал меня в качестве начальника ГЛИЦ им. В.П. Чкалова. На момент моего назначения я еще был последним начальником 8-го ГНИИ ВВС. Под моим руководством вместе с командой военных профессионалов нам удалось добиться значительных результатов по испытательной работе, подготовке лётчиков, штурманов и инженеров-испытателей.

2. В одном из интервью «АТВ-Центр» командир Клишин Ю.П. упомянул один советский фильм, который повлиял на его профессиональное будущее. Напомните его название и о чем фильм?

- Фильм назывался «Цель его жизни» 1957 года, режиссер Анатолий Рыбаков. Я посмотрел с мамой его в кинотеатре Львова, когда мне было 7 лет. Опытный военный летчик мечтает испытывать новые реактивные машины. Однако для этого необходим опыт работы на дальних трассах. Летчик уезжает работать на один из степных аэродромов. Вернувшись в Москву, он сначала становится пилотом самолёта Як-12, перевозящего детали с заводов, а вскоре заменяет лётчика, погибшего во время испытательного полёта. Мужчина берётся за выполнение всё более сложных задач, помогая конструкторам совершенствовать реактивные самолёты. Однажды самолёт лётчика отправляется в полёт без предварительной проверки. В воздухе самолёт загорается. Лётчик приказывает экипажу покинуть машину. С большим трудом лётчику удаётся сбить пламя и посадить самолёт. Этот фильм хорошее пособие для будущих лётчиков, когда в экстремальной ситуации человек принимает правильное решение, психологически справляется с риском для жизни и сохраняет авиационную технику.

3. Ахтубинск – столица авиации. Как Вы оцениваете перспективы создания музея градообразующего предприятия города? Чтобы Вы сделали для его реализации?

- У нас уже был музей авиации на базе спецшколы, хорошо бы его экспонаты добавить для обновленного музея. Ахтубинску нужен музей авиации на основе испытательного опыта НИИ ВВС. Нужно реализовать похожий музей, как в Монино, но с отличием в представленных экспозициях испытательной базы. Еще, мне кажется, что было хорошо, как в советское время делали, размещать на городских досках почёта центральных мест города биографии заслуженных ветеранов ВВС с изображением авиатехники, на которой проходили испытания лётчики. Так мы сможем с детства прививать любовь к авиации у молодёжи.

4. Вы один из главных идеологов и вдохновителей проекта развития малой авиации в Ахтубинске. Как обстоят дела с решением данного вопроса, с какими трудностями столкнулись в воплощении идеи?

- Современный темп жизни определяется тем, что необходимы транспортные средства, которые позволяют в короткое время перемещаться в пространстве. Поездки между регионами усиливают активность человека и помогают решать политические, социальные и военные задачи. Поэтому без авиации общего назначения не обойтись. В странах Европы и Америки сконцентрировано большое количество самолетов общего назначения. В США цифра подходит к 300 тыс. единицам техники. В России была авиация общего назначения, которая выполняла свои задачи. Количество выпускаемых самолетов всего было 18 тыс. 7 тыс. выпустил СССР, который передал технологии Польше. В стране были выпущены 11 тыс. Як-12 около 900. Л-410, Морава – до 30 тыс. По подсчетам экспертов необходимость в таких самолётах в России составляет 125 тыс. самолетов. В настоящее время в нашей стране не выпускаются самолёты для малой авиации, для первоначальной лётной подготовки, спортивные самолеты Су-26, 29, 31, Як-55, 54. Это мирового уровня пилотажные самолеты, которых у нас нет. Для малой авиации нам нужны самолеты с местами от 2 до 4 человек.

Реализация проекта по малой авиации затянулось из-за возникших санкций. Думаю, что скоро эти вопросы будут решены и мы приступим к работе. С нашей стороны делается все возможное, чтобы приступить к практическому воплощению данной идеи. Отработана вся конструкторская документация, которая разрабатывалась с применением современных автоматизированных средств проектирования, проект завода, выделена земля 800 га.

Планируется привлечь местное население для работы на данном заводе. Мы будем просить МАИ подготовить нам кадры на основе трехуровневой системы образования. В стране остро ощущается проблема подготовки персонала для работы в малой авиации. Думаю, что все у нас получится.

С замначальником ГЛИЦ им. Чкалова Ивановым Е.И..jpg

 С замначальником ГЛИЦ им. Чкалова Ивановым Е.И.

5. Ахтубинск – город, в котором люди летают. Чтобы Вы могли пожелать молодым ребятам, которые хотят продолжить славные традиции лётчиков ГЛИЦ?

- Настойчиво идти к цели, быть выносливыми по жизни. Заниматься обязательно спортом. Сейчас в Ахтубинске есть для этого все возможности. Чтить историю подвигов ветеранов ВВС, а также лётчиков ГЛИЦ, которые становятся Героями России, рискуя жизнями.

Беседовал Владимир Сениченко