Кадры

Ректор МИИТ Александр Климов признал необходимость повышения практико-ориентированности российского высшего образования

Об этом он сообщил 3 декабря на пленарном заседании «План развития 2021–2030: вузы как центры практико-ориентированной подготовки», которое прошло в рамках деловой программы финала IV Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия).

В России, по расчетам Manpower Group, квалификационный разрыв (несоответствие выполняемой работы уровню квалификации) затрагивает 45% трудоспособного населения. Одной из групп риска являются выпускники вузов. Согласно исследованию ВЦИОМ, абсолютное большинство работодателей (91%) видят недостаток практических навыков у выпускников российских вузов. Аналогичного мнения придерживаются сами выпускники (56%), четверть из которых идут работать на должности, не требующие их уровня образования. Движение Ворлдскиллс и, в частности, Национальный межвузовский чемпионат призваны решить эту проблему.

В своём выступлении Александр Климов, отметил, что в вузах людям на уровне руководства учебных заведений, факультетов необходимо менять свою идеологию, понимание, что именно конкретный преподаватель, приходя в аудиторию, формирует образовательный результат. В связи с этим появляется потребность в создании тренингов для преподавателей, а также механизмов мотивации руководства университетов для внедрения таких подходов и технологий.

«Если бы при государственной аккредитации учет результатов стал обычной практикой на базе технологий Ворлдскиллс, это бы стимулировало руководство вузов двигаться в этом направлении. Внедрение инструментов Ворлдскиллс в высшее образование может дать хорошие результаты, но нужно задействовать механизмы госполитики в направлении капитализации достижений в этой области», – подчеркнул он.

Также в ходе пленарного заседания заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев заявил, что движение Ворлдскиллс рассматривается как важный инструмент практико-ориентированной подготовки. План развития движения Ворлдскиллс до 2030 года, подписанный заместителем председателя правительства РФ Татьяной Голиковой в сентябре, на треть связан с организациями высшего образования.

«Одним из перспективных пунктов плана развития является разработка совместно с университетами дорожной карты по новым профессиям, включая компетенции будущего Future Skills. На текущий момент мы находимся в активной фазе пересмотра перечня практических специальностей. Так, уже сейчас 36 компетенций Future Skills внедряются в 61 вузе. Это стык инновационно-технологического развития и практической подготовки, позволяющий вузам с самого начала выстраивать кооперацию, переводить знания в будущие стандарты», – отметил Дмитрий Афанасьев