Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». Летчик Николай Казанцев рассказал о впечатлениях от посещения Саратова в рамках автопробега «Земная орбита Юрия Гагарина. Поехали!» по маршруту Москва-Байконур
В рамках автопробега, который включил в себя 15 городов, летчик Николай Казанцев рассказал о посещении Саратова и о его воспоминаниях, связанных с этим городом.
Николай Витальевич Казанцев – военный летчик-снайпер, летчик-испытатель, Заслуженный военный летчик РФ, полковник в запасе, почетный житель города Байконур, прошел большой путь в авиации, начав службу помощником командира корабля на Ан-12, в 37 лет стал командиром авиационного полка космодрома Байконур. С 2001 по 2005 годы Казанцев занимал должность заместителя начальника службы авиации Космических войск РФ.
Экипаж под руководством Казанцева с позывным «Командир» прибыли в город Саратов, где Юрий Гагарин учился летать и впервые поднялся в небо. Как рассказал нашим журналистам Николай, Саратовская земля также оказалась значимой точкой маршрута в истории становления летчика - молодого парня из Чувашии.
Вот его рассказ:
«Мечты сбываются, главное у них верить!
Моя мечта стать летчиком началась с 5 лет, когда я увидел над головой полет самолета. Мы с мамой были на огороде. Увидев парящий в небе самолет, я долго бежал за этим ним, пока тот не скрылся за горизонт. После чего счастливый вернулся домой, перешагнув через порог полетел в открытый подпол, где мама укладывала картошку. Ну, как прыгнул? Свалился, можно сказать, полетел… Вот так, с этого первого «полета» и зародилась моя мечта подняться в небо. Потом, конечно, учился в школе, зачитывался в те годы книгой Анатолия Марковича Маркуша «Вам – взлет!». В школьные годы почти изучил конструкцию самолета Як-18. Уже тогда мне было интересно делиться этими знаниями с одноклассниками, а они удивлялись – откуда я все знаю про лонжероны, нервюры, лопасти винта…
В 10 классе я написал рапорт в военкомате о поступлении в Качинское военное летное училище, но не прошел хирурга. Свою мечту стать летчиком я не забыл и не оставил, поступал в Актюбинское высшее летное училище гражданской авиации, но и здесь было не все гладко… По здоровью прошел, а вот по конкурсу, не прошел, так как желающих было очень много. Руководитель предложил мне остаться на практику – чтобы через год быть зачисленным автоматически. Меня этот вариант не устроил, я поехал в Краснокутское училище гражданской авиации. И тут не судьба, опоздал на 1 день. Приказ о приеме уже был подписан… Вернулся домой, пошел в армию, после отправился в Балашовское училище, в Саратове. Отсюда и начался мой настоящий путь в небо, здесь я «оперился», впервые взлетев самостоятельно.
Учеба в Балашовском училище была очень интересной, преподаватели у нас были очень грамотные, хорошо доносили до курсантов весь материал, так что учиться там нравилось. Здесь я изучал уже более серьезный самолет - чешский Л-29, он был тогда самолетом первоначального обучения для курсантов. Именно эта стальная птица стала моим первым самолетом. Тогда я вылетел на нем с минимальной программой, совершив свой первый вылет в начале июня 1982 года, спустя два года после поступления. Налет на этом самолете у меня составил 47 ч 08 минут. С определенным налетом ребята переходили в ранг летчиков, отношение к нам было особенное. Обучение летчика стоило тогда 180-185 рублей в сутки, а это очень много, поэтому каждый уже состоявшийся летчик был в цене, было полное понимание, что все прошедшее нами - не зря.
Мой первый позывной «800-й», так как первый самостоятельный полет докладывали с приставкой «САМ», и вот я доложил в эфир «800й САМ», это значит самостоятельно. Взлетая я вспомнил любимую песню отца «Эх, путь дорожка фронтовая, не страшна нам бомбежка любая…». Летел и представлял себя настоящим героем, героем этого дня – потому что это был мой первый самостоятельный полет.
По традиции первым на земле встречал всегда техник самолета, он первым поздравлял курсанта. Курсант запасался пачкой сигарет «Казбек» и передавал ее на посадке наставнику. С подписью – своим позывным – ее обязательно дарили технику, а потом такие же сигареты вручал свежеоперившийся курсант и своему инструктору, и командиру звена. И, конечно, руководителю полетов, потому что он нес ответственность за нас. Здесь же, уже позднее, я освоил еще один тип – легкий транспортный самолет Ан-24.
В лётной группе с кем я тогда учился - Олег Войнов, Сергей Ивлев, Дима Билаш, Петя Зинин.
Все они много лет отдали после окончания училища авиации, достигли определенных званий, регалий.
Нашим инструктором был Юрий Владимирович Кряжев, мастер спорта по самолетному спорту, он легко доводил до нас любую тему, фигуру пилотажа в теории и на практике. Очень было с ним интересно летать, так как мастер спорта по самолетному спорту, он мог показать многие интересные моменты сверх программы, так скажем. Он сейчас проживает в городе Ртищево, мы всегда с большой благодарностью вспоминаем его. Прошлый год – Год учителя и наставника – вспоминали о нем хорошими словами не единожды, это человек с большой буквы, настоящий учитель и наставник, которому я очень благодарен за свою все же полученную путевку в небо. После окончания училища я освоил разные типы самолетов – Ан-12, Ан-72, Ту-154, Боинг-757, Боинг-767. В 90-х годах закончил ВВА имени Ю. А. Гагарина, где вместе со мной училась женщина-летчик Галина Кошкина.
Оказаться вновь на земле саратовской, в городе Саратов я был очень рад, с большим удовольствием вновь прошелся по его улочкам, побывал тут, и очень благодарен и рад этой возможности, тем более в год 40-летия нашего выпуска».