Космос

Алена Моргуновская, Юлия Силина, специальные корреспонденты журнала «Крылья Родины». Владимир Васютин: Путь в небо и за его пределы

Владимир Владимирович Васютин – военный летчик и космонавт, оставивший яркий след не только в истории отечественной космонавтики, но и авиации.

Имя Владимира Васютина в девяностые годы знал весь гарнизон академии в Монино – именно к нему шли за помощью в любом деле, и он никогда не отказывал, всегда был внимателен к обращениям как самих слушателей академии, так и их родных.

Летчик-космонавт, Герой Советского союза, генерал-лейтенант, профессор – все это его многочисленные звания, за каждым из которых стоит долгий путь, огромные усилия и бесконечная любовь к небу и полетам, ответственность за тех, кто рядом и под его началом.

В 90-е годы, когда наша страна переживала один из самых сложных периодов своей истории, Владимиру Васютину выпала непростая роль стать заместителем начальника Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина в Монино. Многие, кому довелось тогда служить рядом с ним и под его началом, до сих пор уверены – если бы Владимир Владимирович был жив, он ни за что не позволил бы закрыть академию и расформировать гарнизон, а жилую территорию военного городка сделать открытой…

О жизненном пути этого достойного летчика и космонавта рассказала его дочь, Елена Владимировна.

Еще в школьные годы Володя проявил удивительные лидерские качества – он умел удержать внимание своих одноклассников и поддержать тишину в кабинете даже тогда, когда преподавателя внезапно не было на уроке. Эти качества в дальнейшем раскрылись уже во взрослой жизни Владимира Васютина, позволив ему стать примером для целой плеяды летчиков, которым он дал «путевку в небо».

Путь Владимира Васютина в небо начался в Харьковском аэроклубе, куда он попал после того, как в гости к сестре пришел ее друг-летчик. Его пример заразил и Владимира желанием покорить небо. Хотя первоначально речь шла не о военной карьере, а о работе гражданского пилота.

В 1969 году после разговора с отцом Владимир Васютин записался в клуб ДОСААФ в Коротиче, где стал заниматься парашютным спортом, параллельно с этим усиленно тренируясь во дворе своего дома, развивая силу, выносливость и вестибулярный аппарат.

В этот же период было и «воспитание себя» в жизни молодого Васютина. Будучи курсантами, будущие летчики не только изучали метеорологию и технику пилотажа, но и много читали, обменивались стихотворениями, вели дневники. Эта привычка осталась у Васютина и в дальнейшем, даже находясь в космосе, он продолжал вести дневниковые записи – личные, помимо тех, что делались в бортовом журнале. В этих записях он часто обращался к своей супруге Галине и дочерям Елене и Валерии, которых очень любил.

До конца жизни Васютин поддерживал товарищеские и даже дружеские отношения со своими однокашниками, а в будущем – и с многими курсантами, учившимися в ХВВАУЛ имени Грицевца уже после него. Его лучшим другом на всю жизнь стал Валерий Трещёв, дружбу с которым они пронесли вплоть до трагической гибели Валерия со своей семьей в 1980х годах. Даже в свой космический полет он брал фото, на котором был запечатлен с отцом и лучшим другом.

По окончании летного училища его, как отличника, оставили там инструктором – преподавать курсантам летное дело, на этой работе Васютин находился около двух лет.

Все изменилось летом 1976 года, когда в Харьков приехал Лев Степанович Дёмин – набирать летчиков в отряд космонавтов. Отбор прошли Александр Волков и Владимир Васютин, они и были зачислены в состав шестого отряда космонавтов.

В период обучения будущих космонавтов все участники отряда прошли обучение в ГЛИЦ, чтобы в перспективе совершать полеты на космическом корабле «Буран». Владимир Васютин и Евгений Салей окончили обучение с «красными» дипломами. В дальнейшем Васютина и Титова поставили на программу подготовки к космическому полету.

Подготовка к полету была длительной, еще дольше оказалось ожидание – у Васютина было пять подряд назначений в качестве дублера командира основного экипажа. Такая нагрузка впоследствии была сочтена специалистами чрезмерной для космонавтов – ведь подготовка для дублеров является точно такой же, как и для основного экипажа космонавтов. Но тогда первопроходцам космоса приходилось работать именно так – на износ, и каждый из них на все сто процентов отдавался этой непростой, но достойной работе.

Свой единственный космический полет Васютин совершил с 17 сентября по 21 ноября 1985 года в качестве командира корабля Союз Т-14, проведя в космосе 64 дня.

После завершения полета Васютин вернулся в академию имени Гагарина на второй курс очного обучения (первый курс он учился заочно, параллельно готовясь к космическому полету), также он продолжил заниматься летной работой, на которой оставался вплоть до 1988 года.

После окончания академии Васютин успешно защитил кандидатскую и возглавил штурманский факультет ВВА им. Гагарина, а позднее стал заместителем начальника академии. Уже в этой должности он защитил еще и докторскую диссертацию.

Именно в академии максимально раскрылись его лидерские качества и качества руководителя, помноженные на глубокое личное понимание проблем летного состава. Там Васютин был уважаем и любим как коллегами, так и слушателями академии, и их родными за его готовность всегда прийти на помощь в решении самых разных задач и проблем, встававших перед академией и гарнизоном в непростые девяностые.

Вот как в дальнейшем отзывался о нем один из его старших коллег, заместитель начальника Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина с 1991 по 1995 годы, заслуженный военный летчик СССР, кандидат военных наук, доцент, генерал-лейтенант Г.П. Беднов:

«С Владимиром Владимировичем лично я познакомился в феврале 1991 года в п. Монино, куда прибыл из Читы для прохождения дальнейшей службы в должности заместителя начальника Военно-воздушной академии имени Ю.А .Гагарина. Это был организованный и оптимистично настроенный офицер; внимательный, уважительный, добропорядочный, бодрый и физически активный человек, умеющий слушать, четко и убедительно излагать свои мысли.

Как начальник факультета он глубоко вникал во все вопросы одного из основных подразделений академии, знал и оперативно реагировал на все вопросы преподавателей, слушателей, гражданского персонала и делал все возможное в те непростые годы. Высокая коммуникабельность, авторитет Владимира Владимировича, внимательное и заботливое отношение к людям вселяли в них уверенность, что проблемы будут решены и что-то будет обязательно сделано для улучшения их жизни, службы и быта. Владимир Владимирович был лишен чувства зазнайства и высокомерия. Главным для него было – сделать что-нибудь полезное и доброе для людей. К нему шли за помощью, советом или просто высказать свое наболевшее… Его уважали, ему доверяли, а он по мере возможности оказывал людям посильную помощь и поддержку. В те годы, когда практически все вопросы жизни, службы и быта были крайне обострены, а дальнейшие перспективы не ясны, такая поддержка со стороны уважаемого и авторитетного начальника многим была необходима.

Его жизненной потребностью было активное и непосредственное участие в образовательном процессе, научной работе и общественной жизни. Я высоко оценивал его целеустремленность и упорство в решении поставленных задач.

Таким Владимир Владимирович живет в моей памяти. Я благодарен судьбе, что мне довелось служить с ним и быть лично знакомым».

За годы службы Владимир Васютин освоил 9 типов ВС, среди которых Л-29, Л-39, МиГ-17, МиГ-21 всех модификаций, Як-28, Як-40 и Ту-134 УБЛ.

В Монинском музее к дню рождения Владимира Васютина проходит специальная выставка под названием «Ритм, рубиконы, временные рубежи». Названием выставки послужила цитата из его дневника, который он вел на борту орбитальной станции «Салют-7»: «Очень много сделано на работе. Не припомню за собой в последние годы хоть одного окна со слабой загрузкой. Все время ритм, рубиконы, ременные рубежи, нельзя нигде получить «незачет». Это все вызывало действия, действия, действия правильные, отработанные в труде».

Большинство экспонатов предоставлено семьей летчика, ранее экспозиция была представлена в московском Музее космонавтики, ЦПК имени Ю.А. Гагарина в Звездном городке. На выставке есть и его конспекты времен обучения – даже по ним видно, с какой тщательностью и любовью учился курсант Володя Васютин. Интересным экспонатом коллекции стали личный скафандр космонавта,барометр станции «Салют-7», личные вещи космонавта и украшавшие его рабочий кабинет подарки от друзей, преподавателей и коллег. Все окружавшие его вещи были настоящим отражением бесконечной любви Васютина к полетам – хоть в атмосфере, хоть за ее пределами – и внимания к тем, с кем свела его жизнь. Эту любовь к небу и внимательную аккуратность ко всему, что он делал, и всем, с кем сводила судьба, он пронес через всю свою жизнь.