РОСКОСМОС ВПЕРВЫЕ ПРОВЕЛ КОСМОМОНИТОРИНГ ЦВЕТЕНИЯ ВОЛЖСКИХ ВОДОХРАНИЛИЩ

Специалисты АО «ТЕРРА ТЕХ», дочерней компании АО «Российские космические системы» (РКС, входит в Госкорпорацию «Роскосмос») впервые в России провели исследование динамики «цветения» (эвтрофикации) водохранилищ Волги с использованием технологий космического мониторинга. Уникальный проект осуществляется совместно с некоммерческим фондом «Без рек как без рук» и кафедрой гидрологии суши географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, о начале сотрудничества было объявлено летом 2022 года.

1 RSS_Эвтрофикация_волжских_водохранилищ_1.jpg

RSS_Эвтрофикация_волжских_водохранилищ_2.jpg

«Цветение воды» характерно для всех водоемов в летнее время. Продолжительный теплый период, экстремальная жара, сброс коммунальных стоков и вынос удобрений с полей вызывают интенсивное размножение сине-зеленых водорослей. Эвтрофикация изменяет качество воды и мест пляжного отдыха, нарушает режим работы гидротехнических сооружений и влияет на рыбное хозяйство.

Для мониторинга «цветения» были использованы космические снимки высокого пространственного разрешения участков Куйбышевского и Чебоксарского водохранилищ за летние месяцы 2020-2022 годов. Дешифрирование проводилось с использованием снимков отечественного космического аппарата «Канопус-В», данных из открытых источников и спутниковых изображений с орбитальных группировок дружественных государств. Для каждого изображения был рассчитан индекс NDCI (Normalized Difference Chlorophyll Index), позволяющий определить концентрацию хлорофилла на поверхности воды.

В отчете «Эвтрофикация волжских водохранилищ» содержится объяснение причин «цветения» воды и анализ изменений, происходящих в водоемах в этот период. Доступная информация подкреплена интерактивными спутниковыми иллюстрациями процесса эвтрофикации на Куйбышевском и Чебоксарском водохранилищах.

Полученные данные могут быть использованы для планирования и корректировки рекреационной, рыбохозяйственной и иной деятельности, связанной с водными объектами. Благодаря использованию методов дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) перед учеными и государственными структурами открываются новые возможности по развитию и сохранению национальных водных ресурсов.

Геоновость «Эвтрофикация волжских водохранилищ» доступна по ссылке https://geonovosti.terratech.ru/nature/evtrofikatsiya-vodokhranilishch-volgi/.

«Российские космические системы»

Пресс-служба

* * *

Фонд «Без рек как без рук»некоммерческий фонд общественного экологического развития «Без рек как без рук» основан в 2018 году по инициативе ряда представителей социально-ответственного бизнеса, в прошлом – выпускников географического факультета МГУ имени Ломоносова. В Попечительский совет фонда вошли ученые-географы и российские общественные деятели. С момента своего основания фонд «Без рек как без рук» ведет экологическую пропаганду, просветительскую и практическую деятельность в сфере сохранения и восстановления экосистем рек и водоемов на территории Российской Федерации. Основным направлением деятельности фонда является реализация программы экологических фестивалей для городов России, а также формирование общественного молодежного движения «Речной дозор». www.rekiruki.ru

Географический факультет МГУ им М.В. Ломоносова – крупнейший в мире учебно-научный коллектив географов. В научной работе, которая проводится на факультете, можно выделить ряд важных направлений. Среди них: прогнозирование региональных изменений климата по сценариям глобальных климатических моделей XXI века; гидрологические расчеты и прогнозы, включающие прогноз наводнений, расчет качества воды, обеспечение гидроэкологической безопасности; диагноз и прогноз экстремальных природных явлений; геоинформационно-картографические технологии; современные технологии получения данных о природной среде, включающие космическую съемку поверхности Земли.

АО «ТЕРРА ТЕХ» – дочернее предприятие АО «Российские космические системы», созданное по стратегической инициативе Госкорпорации «РОСКОСМОС» в статусе коммерческого оператора услуг ДЗЗ и геоинформационных сервисов на их основе. Основное направление деятельности компании – разработка геоинформационных решений на базе источников пространственной информации, в первую очередь данных дистанционного зондирования Земли, в интересах государственных структур, коммерческих организаций и физических лиц. Информационно-аналитические сервисы «ТЕРРА ТЕХ» направлены на решение задач автоматизации бизнес-процессов заказчика, связанных с поиском и анализом любой доступной пространственной информации на территории земного шара за любой период времени.

АО «Российские космические системы» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») с 1946 года разрабатывает, производит, испытывает, поставляет и эксплуатирует бортовую и наземную аппаратуру и космические информационные системы научного и социально-экономического назначения. Основные направления деятельности – создание, развитие и целевое использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС; наземный комплекс управления космическими аппаратами; космические системы поиска и спасания, гидрометеорологического обеспечения, радиотехнического обеспечения научных исследований космического пространства; наземные пункты приема и обработки информации дистанционного зондирования Земли. Холдинг «Российские космические системы» объединяет ведущие предприятия космического приборостроения России: Научно-исследовательский институт точных приборов (АО «НИИ ТП»), Научно-производственное объединение измерительной техники (АО «НПО ИТ»), Научно-исследовательский институт физических измерений (АО «НИИФИ»), Особое конструкторское бюро МЭИ (АО «ОКБ МЭИ»), Научно-производственная организация «Орион» (АО «НПО «Орион») и АО «Ярославский радиозавод» (ЯРЗ).

РОСКОСМОС –государственная корпорация, созданная в августе 2015 года для проведения комплексной реформы ракетно-космической отрасли России. РОСКОСМОС обеспечивает реализацию госполитики в области космической деятельности и ее нормативно-правовое регулирование, а также размещает заказы на разработку, производство и поставку космической техники и объектов космической инфраструктуры. В его функции также входит развитие международного сотрудничества в космической сфере, а также создание условий для использования результатов космической деятельности для социально-экономического развития России.