Самолетостроение

120 лет со дня рождения авиаконструктора Павла Осиповича Сухого

120 лет назад, 22 июля 1895 родился Павел Осипович Сухой, легендарный советский авиаконструктор, доктор технических наук, один из основателей советской реактивной и сверхзвуковой авиации.

За многие десятилетия коллективом КБ имени Сухого было создано около 100 типов самолетов и их модификаций, из которых более 60 типов выпускались серийно, а общее число серийно выпущенных самолетов превышает 10000 экземпляров. Свыше 2000 самолетов были поставлены в тридцать стран мира. Известно, что на самолетах «Су» установлено более 50 мировых рекордов.

Авиаконструктор Павел Осипович Сухой относится к числу тех людей, которыми по праву гордится вся страна. Постоянный поиск новых решений, инженерная интуиция, большая творческая смелость Павла Осиповича позволяли ему работать над разнообразными проблемами авиастроения. Он учил своих коллег не бояться новых решений, «езда в незнаемое» была стилем его более чем полувековой творческой деятельности. И среди великолепных боевых машин, созданных авиационными конструкторами, еще не раз вызовет восхищение стремительный полет первоклассных самолетов, которым дал путевку в жизнь Павел Осипович Сухой.

Авиационная общественность в эти дни отмечает 120 лет со дня рождения Павла Осиповича Сухого, выдающегося авиаконструктора, дважды Героя Социалистического труда, лауреата Ленинской и Государственной премий.

Родом из семьи русских интеллигентов, Павел Осипович с удивительной настойчивостью и упорством добивается лучшего образования из возможных. Начав учиться в Московском университете, переводится в МВТУ к Николаю Жуковскому, и, отслужив в пулеметной роте в Первую мировую войну, поработав учителем математики в родном Гомеле, возвращается к учебе, в 1925 году защищается в МВТУ и получает диплом инженера. Работает в ЦАГИ под руководством Андрея Туполева. Первая работа — истребитель И-4, затем — цельнометаллический И-14, ряд других проектов. В 1932 году Павел Осипович назначается ответственным руководителем по проектированию и постройке самолета РД («рекорд дальности» — АНТ-25). В 1934 году на этом самолете установлен мировой рекорд дальности и продолжительности полета по замкнутому маршруту.

1.png

Павел Сухой в кабине АНТ-9

 2.png
Су-2 на боевом задании

В 1937 году экипажи Валерия Чкалова и Михаила Громова совершают легендарные перелеты через Северный полюс в Америку.

В 1938 году на самолете ДБ-2Б «Родина», проектирование и постройка которого велись под руководством Павла Сухого, экипаж в составе Валентины Гризодубовой, Полины Осипенко и Марины Расковой осуществляет рекордный перелет на дальность.

В 1938–1939 годах Павел Осипович принимает участие в конкурсе на создание ближнего бомбардировщика «Иванов» и побеждает в нем. С этой победой приходит возможность организовать самостоятельное конструкторское бюро. Первенец — Су-2 успешно испытан, строится серийно. Самолет участвовал в Великой Отечественной войне в качестве штурмовика и ближнего бомбардировщика. Экипажи более 900 самолетов Су-2 героически сражались в первые годы в Бессарабии, Белоруссии, у стен Сталинграда.

Работы по созданию еще более совершенных боевых машин проводились в трудные военные годы. В 1943 году за создание штурмовика Су-6 Павел Осипович Сухой удостоен Сталинской премии I степени.

В 1945 году проектируется Су-9 — опытный реактивный самолет. Началась эра реактивной авиации, где талант Павла Осиповича развернулся в полную силу. До 1949 года создаются самолета Су-9, Су-11, Су-15, Су-17, где в тесном содружестве с авиационной наукой и, прежде всего, с ЦАГИ отрабатываются новые решения, идет продвижение по скорости.

К этому времени сложился творческий коллектив КБ, основой которого стали Евгений Фельснер, Кирилл Курьянский, Евгений Иванов, Исаак Баславский, Николай Зырин, Николай Поленов, Михаил Зуев, Илья Закс, Николай Дубинин, Владимир Алыбин и другие.

Однако в 1949 году Правительство, изменив приоритеты, расформировывает конструкторское бюро. Павел Осипович работает заместителем Андрея Туполева. Под его руководством создается модификация Ту-2 — самолет УТБ.

Во всех работах первого периода с 1925 года по 1953 год прослеживается незаурядность замысла, уникальность воплощения, обоснованный технический риск. В актив Сухого—конструктора, его сподвижников и коллектива КБ этого периода вошли с пометкой «сделано впервые» убирающееся в полете шасси, гладкая металлическая обшивка, топливные баки-отсеки крыла, катапультируемое кресло летчика, система спасения экипажа в отделяемой кабине, бустер в системе управления, тормозной парашют.

В мае 1953 года была исправлена ошибка, и Павел Осипович снова становится во главе самостоятельного КБ. Начался второй этап деятельности Павла Сухого как главного конструктора. Он назначен руководителем КБ-1, коллектив которого с середины 1952 года занимался изучением трофейного американского истребителя «Сейбр». Отдельные результаты этого изучения были использованы в дальнейшей работе.

3.png 

Главный конструктор Павел Осипович Сухой в своем кабинете

В октябре 1953 года Павел Осипович получил в свое распоряжение производственный коллектив завода № 51. На новой территории были прекращены работы по самолету «Сейбр» и широко развернуты работы по новым самолетам.

Здесь Павел Сухой проявил качества блестящего организатора и творца, если эти два понятия можно разделить, — он сумел сплотить новые для него коллективы проектировщиков и производственников и в кратчайшие сроки создать выдающиеся по своим характеристикам самолеты.

Самолет С-1 взлетел в начале сентября 1955 года, то есть практически через два года после начала работ. Еще через полгода впервые поднялся в воздух самолет Т-3. В дальнейшем под руководством Павла Осиповича было создано несколько типов самолетов со многими модификациями, каждый из которых являлся прорывом в отечественной и мировой авиационной науке и технике.

Какие же качества главного, а с 1956 года генерального конструктора Павла Сухого позволили руководимому им КБ в течение 22 лет успешно конкурировать с лучшими отечественными и зарубежными самолетостроительными фирмами и обеспечить в дальнейшем стабильную деятельность и творческое развитие коллектива?

Руководить — значит предвидеть. Этим качеством или даром, базирующемся на огромном опыте и интуиции, Павел Осипович обладал в полной мере.

Подтверждением тому являются:

· выбор оптимальных параметров всех серийных самолетов, что обеспечило их долгую, до 30 и более лет, «жизнь» в строю;

· создание стратегического бомбардировщика Т-4, возможность разработки которого отрицалась авторитетными специалистами отрасли;

· инициативная разработка штурмовика Су-25, ставшая процессом возрождения штурмовой авиации на базе новейших прогрессивных технологий. Острая необходимость такого самолета проявилась в локальных войнах и конфликтах. Сегодня, через 35 лет после создания, самолет получает «второе дыхание» за счет заложенных в него широких возможностей модернизации;

· выбор размерности самолета Т10, использование интегральной компоновки и неустойчивости в продольном канале, решения, во многом определившие успех создания самолетов семейства Су-27, — блестящего наследия Павла Осиповича Сухого;

· совместная с Академией Наук работа по созданию системы автоматизированного проектирования самолетов, начатая впервые в отрасли в 1965 году и отмеченная в дальнейшем премией Совета Министров СССР. Развитием направления стало широкое внедрение информационных технологий в проектирование, производство и эксплуатацию;

· участие в 1966 году в программе создания искусственного сердца, получившей в 1974 году статус межгосударственной.

Павла Сухого отличала смелость инженерных решений, новаторский подход к разработкам и исследованиям, решимость в использовании новейших достижений науки и техники.

Примерами технических решений, впервые реализованных в практике отечественного, а в ряде случаев, и мирового самолетостроения могут служить:

· на самолетах Су-7 и Су-9 — внедрение системы необратимого бустерного управления без перехода на «ручное», с организацией искусственной загрузки ручки летчика, использование целиком подвижного стабилизатора, внедрение систем автоматического регулирования воздухозаборников, что в комплексе с другими мероприятиями позволило преодолеть звуковой барьер и выйти на скорости полета, превышающие двойную скорость звука;

· на самолете Су-17 — внедрение крыла изменяемой стреловидности, что существенно улучшило его летно-технические характеристики;

· на самолете Су-24 — использование цифровой вычислительной машины в прицельно-навигационном комплексе, реализация режима низковысотного полета с облетом препятствий, что повысило боевую эффективность авиационного комплекса;

· на самолете Су-25 — внедрение комплекса боевой живучести, включавшего полностью бронированную кабину летчика, применение пористого заполнителя топливных баков и ряд других мероприятий, обеспечивших существенное снижение потерь самолетов и летчиков в реальных боевых условиях;

· на самолете Т-4 — внедрение системы электродистанционного управления, широкое применение титановых и высокопрочных стальных сплавов, специально созданных для этого самолета, широкое использование сварных конструкций, многокамерных рулевых приводов большой мощности с раздельными исполнительными и распределительными устройствами, высокотемпературная гидросистема с номинальным рабочим давлением 280 атм.

Освоенные в процессе разработки и испытаний технологии легли в основу создания самолетов следующего поколения.

4.png 

Вручение Павлу Сухому ордена Ленина. 1975 год

Большое внимание Павел Сухой уделял развитию лабораторно-стендовой базы предприятия, создание которой началось в 1954 году с постройки полноразмерного стенда гидромеханической системы управления. Все новшества проходили испытания и отработку в лабораториях, на полунатурных стендах, на летающих лабораториях. При этом объем предварительных проверок и испытаний должен был обеспечить минимальный технологический риск внедрения новой технологии. Описанный выше подход отразился в структуре КБ, где каждый отдел имел в своем составе научно-исследовательский комплекс соответствующего направления.

5.png

В сентябре 1975 года на 81 году жизни Павел Осипович скончался.

В декабре 1975 года «за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники» Павлу Сухому (посмертно) была присуждена медаль имени А.Н. Туполева, а в 1997 году — Государственная премия.

Павел Осипович Сухой сумел создать в своем ОКБ настоящую школу проектирования авиационной техники, отличающуюся нестандартным подходом к решению технических задач, новаторским духом и смелостью инженерных решений.

Коллективом ОКБ Сухого создано более 100 типов самолетов и их модификаций, около 50 из них выпускалось серийно. Общее число серийно выпущенных самолетов превышает 11 000 единиц. Более 2000 самолетов поставлены в 30 стран мира. На самолетах марки «Су» установлено свыше 50 мировых рекордов.

ПАО «Компания «Сухой»