Самолетостроение

120-летие Производственного комплекса №2 ОАО «РСК «МиГ»

27 сентября коллектив Производственного комплекса №2 (г. Москва) ОАО «Российская самолётостроительная корпорация «МиГ» отметил 120-летие своего прославленного предприятия.

История ПК №2, как и история РСК «МиГ», началась в далеком 1893 г. с обычной велосипедной мастерской московского завода «Дукс» (с латыни – «Вождь»). Однако уже в 1909 году завод переходит на производство самолетов и менее чем за десять лет он становится крупнейшим самолетостроительным предприятием России. На самолете «Ньюпор-IV», изготовленном на заводе «Дукс», русский военный авиатор Петр Нестеров в 1913 году впервые в мировой практике выполнил «мертвую петлю». Всего за 1910-1917 годы «Дукс» изготовил для военных нужд более 1750 самолётов – треть от их общего производства в России за этот период.

В 1920-е годы на базе завода «Дукс» был создан Государственный авиационный завод №1 (ГАЗ №1). Предприятие развернуло производство самолетов отечественной разработки. Первая серийная машина – двухместный разведчик Р-1 конструкции Н.Н. Поликарпова получил широкую известность после перелета Москва – Пекин – Москва.

В 1927 года завод выпустил первую серию учебных самолетов У-2 (По-2) конструкции Н.Н. Поликарпова, на которых учились летать тысячи летчиков. Одновременно в серийное производство был запущен самолет Р-5, прославившийся на весь мир при спасении челюскинцев. С заводом сотрудничали конструкторские бюро, возглавляемые С.В. Ильюшиным, А.С. Яковлевым, В.М. Петляковым.

В декабре 1939 года распоряжением правительства из числа сотрудников ОКБ Н.Н. Поликарпова и ГАЗ №1 создается особый конструкторский отдел (ОКО), который возглавили недавний выпускник академии Жуковского Артем Иванович Микоян и его заместитель - опытный авиаконструктор Михаил Иосифович Гуревич. Первый самолет, подготовленный новым отделом к запуску в производство на основе проекта Н.Н. Поликарпова И-200 и названный МиГ-1, а также его модификацию МиГ-3, серийно выпускал ГАЗ №1 вплоть до октября 1941 года, когда в связи с угрозой захвата Москвы завод вместе с входящим в его состав отделом А.И. Микояна были эвакуированы в Самару (Куйбышев). В 1940 – 1942 годах было выпущено 3172 истребителя МиГ-3. Он был самым скоростным и высотным истребителем в предвоенный период и в начале Великой Отечественной войны. На нём советский ас Покрышкин сбил свой первый фашистский Ме-109Е, эти истребители надёжно прикрывали небо Москвы в самые напряжённые месяцы битвы за столицу.

В 1942 году конструкторский отдел А.И. Микояна становится самостоятельным ОКБ-155 и возвращается в Москву. Примерно в это же время на территории ГАЗ №1 организуется завод №30 (в последующем "Знамя труда", МАПО и в настоящее время - Производственный комплекс №2 РСК «МиГ»). За период Великой Отечественной войны на заводе были произведены тысячи самолетов различных типов, включая знаменитые штурмовики Ил-2.

После войны завод выпускал пассажирские лайнеры, в числе которых Ил-12, Ил-14, а также бывший в те годы флагманом гражданской авиации Ил-18.

С 1962 года предприятие приступило к выпуску боевых самолетов конструкторского бюро А.И.Микояна типа МиГ-21, а с 1968 – МиГ-23. 6 октября 1977 года совершил первый полет легкий истребитель МиГ-29, а уже с 1982 года завод начинает серийное производство этого самолета, главное назначение которого – завоевание превосходства в воздухе. Высокая боевая эффективность, отличные летные характеристики и вооружение, эксплуатационная технологичность – эти качества были и остаются визитной карточкой самолетов МиГ-29.

Сегодня в рамках модернизации ПК №2 осуществляется постепенное сокращение энергоемких, трудозатратных и низкоэкологичных технологий и наращивание возможностей в части механообработки с использованием современных обрабатывающих центров. Завод успешно освоил эффективные технологические процессы, активно участвует в выполнении контрактов и совершенствовании производственной системы корпорации.

Портфель заказов ОАО «РСК «МиГ» и реальные перспективы его наращивания обеспечивают стабильную загрузку корпорации в течение нескольких лет. В 2012 г. подписано соглашение с ОАО «Компания «Сухой» о совместной разработке беспилотных летательных аппаратов нового поколения.

________________

Со славной 120-летней историей корпорации гости и деловые партнёры ОАО «РСК «МиГ» имеют возможность ознакомиться в музее московского производственного комплекса. Здесь богатейшие экспозиции со множеством уникальных фотографий, макетов и раритетов, зримо представляющие путь предприятия от велосипедных мастерских завода «Дукс» до производства суперсовременных лёгких истребителей марки «МиГ».

Праздничные мероприятия в честь 120-летия предприятия начались с велопробега по обширной территории Производственного комплекса №2. Возглавил колонну на раритетном велосипеде производства завода «Дукс» генеральный директор ОАО «РСК «МиГ» С.С. Коротков.

Завершился велопробег митингом и возложением цветов к памятнику работникам предприятия, погибшим в Великой Отечественной войне.

 «Миговцы» чтят память, хранят и развивают славные традиции выдающихся авиастроителей, работавших на предприятии. Генеральный директор ОАО «РСК «МиГ» С.С. Коротков, директор Производственного комплекса №2 корпорации А.Ю. Меркулов и Генеральный директор ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов возложили цветы к памятной доске первого руководителя предприятия в советское время (1920-1982 гг.), дважды Героя социалистического туда Павла Андреевича ВОРОНИНА. Чуть позже, на торжественном собрании в сборочном цехе завода, С.С. Коротков объявил, что отныне имя выдающегося организатора авиационного производства П.А. Воронина будет носить Производственный комплекс №2 ОАО «РСК «МиГ».

- Сегодня перед ОАО «РСК «МиГ» стоит ряд важных задач, которые позволят улучшить позиции самого предприятия и выпускаемой им продукции на мировом рынке, - отметил в своём выступлении на юбилейном торжестве генеральный директор корпорации С.С. Коротков. - Прежде всего, речь идет о диверсификации продуктового ряда, повышении экспортного потенциала продукции предприятия, совершенствовании логистических цепочек, совершенствовании системы послепродажного обслуживания…

В юбилейных торжествах старейшего авиазавода России, коллектив которого уверенно смотрит в будущее, приняли участие представители многих организаций и предприятий.

Генеральный директор ОАО «Авиапром» В.Д. Кузнецов торжественно вручил 9 работникам ПК-2 ОАО «РСК «МиГ» престижные в отрасли общественные награды. Золотая медаль им. П.В.Дементьева за выдающиеся заслуги в авиастроении вручена «миговцам» Б.А. Корнилову, О.П. Чуканцеву, Л.С. Хватининой, знака почётного общественного звания «Ветеран авиационной промышленности» удостоены Б.Н. Васильев, В.И. Ермилов, В.Т. Михалёв. Знаком почётного общественного звания «Надежда авиастроения» за эффективную научную и производственную деятельность в авиационной промышленности награждены молодые работники завода А.В. Лексунов, Ю.В. Лысков, С.В. Прудников.

Многим работникам ОАО «РСК «МиГ» были вручены почётные грамоты, благодарности и подарки от отраслевого профсоюза «Профавиа» и Московского отделения Союза машиностроителей России.

Фото Валерия АГЕЕВА, Виктора РЕБИКОВА