Самолетостроение

Г.Д. Аралов, обозреватель «КР», к.т.н. Авиационная корпорация «Рубин» запустила новое производство

3 октября 2013 года в жизни ОАО «Авиационная корпорация «Рубин» произошло знаменательное событие – прошла презентация-открытие нового производства углеродных тормозных дисков из нового композиционного углеродного материала для авиационных колес. На торжественное мероприятие прибыли партнеры корпорации, видные ученые и специалисты ВУЗов, представители деловых кругов, предприятий авиационной промышленности, областной администрации, военной авиации. Открывая встречу, генеральный директор Авиационной корпорации «Рубин» Евгений Крамаренко выразил благодарность всем тем, кто принимал участие в подготовке и запуске нового технологического процесса. Он отметил высокую значимость запуска нового высокотехнологичного производства не только для предприятия, но и для всей отечественной авиации. «Не так много в мире стран, которые могут разработать такой материал и применить его. Это прежде всего США, Франция и Великобритания, и в последние годы Китай», - подчеркнул Е. Крамаренко. Запуск нового производства идет в русле позиции Правительства нашей страны, которое взяло курс на инновационное развитие экономики, подтолкнуло промышленность и науку на разработку и внедрение новых материалов и технологий. Реализация смелого проекта прошла успешно и завершилась действующим производством и выпуском очень важной и нужной продукции. Новое производство позволило увеличить производительность труда увеличилась не на проценты, а в разы.

Выступившие далее проректор МГУ Владимир Подольский, представитель министерства образования и науки Андрей Даниленко, представитель областного правительства Григорий Семин отметили большой успех корпорации «Рубин», ставшей одним из ведущих мировых центров производства углеродных композитных материалов. «Рубин» вносит большой вклад в экономику и города, и Подмосковья. Приняв в 2010 году решение об участии в проекте, руководство «Рубина» твердо шло к намеченной цели, доказав свой высокий научно-технический потенциал.

Корпорацию «Рубин» связывает давняя дружба с Дальней авиации. Ее представитель генерал-майор Леонид Мельник, работающий в ОАО «Туполев», сказал, что Ту-160, Ту-95МС летают и носят красные звезды России далеко от ее границ. Это говорит о том, что Россия была, есть и будет авиационной державой. Самолеты будут летать, пока в России есть такие предприятия, как корпорация «Рубин». Инициатива, творчество, стремление хорошо делать свое дело- вот качества, которые вызывают уважение у всей Дальней авиации. Мы никогда не слышали от руководителей «Рубина» - Мы этого не сделаем, мы это не сможем в срок. Наоборот, всегда говорят – будет сделано качественно и во время. Вся продукция «Рубина» по договору 2013 года: тормоза, колеса, агрегаты взлетно-посадочных устройств и гидравлических систем - уже или на складах, или установлены на самолеты. Благодаря этой продукции самолеты Дальней авиации летают и выполняют свою миссию по стратегическому сдерживанию потенциального противника. «Приятно с такими людьми идти вместе по дороге жизни!», - заключил генерал-майор.

В Фойе конференц-зала участникам презентации были представлены образцы продукции корпорации. В частности, тормозные диски из нового композиционного углеродного материала Термар-АДФ-ОС для самолетов Ту-204/214, Ил-96М, Як-130, из материала Терсил-К2 для самолета Бе-200. Восхищение вызвала огромная шина размером 1750х730х610, устанавливаемая с тормозным колесом КТ-130 на самолет Ан-22. Рядом выставлена стойка шасси МиГ-29 с колесом КТ150Е, испытания которой проводились в отделе 250 на копре инерционного стана с целью устранения причин высокочастотной вибрации стойки на объекте.

Центральной частью презентации явилось торжественное открытие нового производства углеродных тормозных дисков из нового композиционного углеродного материала для авиационных колес. Перерезана красная ленточка и посетители вошли в цех, где им было показано оборудование, цепочка производственных линий от загрузки исходного сырья до готового продукта. Один из важных компонентов оснащения – высокопроизводительная вакуумная электропечь фирмы «Вак ЭТО», созданная под конкретный технологический процесс.

С появлением нового поколения скоростной реактивной техники стало все больше проявляться несоответствие старых металло- керамических тормозов новым требованиям. Началась работа по композитным углеродным материалам. Высокая удельная теплоемкость, малый удельный вес, высокий и стабильный коэффициент трения делают их особенно привлекательным как для гражданских, так и для военных самолетов. Используемые на вновь созданном производстве технологии базируются на новых технических решениях. К числу принципиальных особенностей этих технологий относятся: аэродинамическое формование заготовок, обеспечивающее равномерное смешивание дискретных волокон с порошком пека и направленное формирование волокнистого каркаса, от которого в значительной степени зависят механические, фрикционные и теплофизические свойства материала; и проведение жидкофазной пропитки заготовок пеком и карбонизации при высоком гидростатическом давлении, что позволяет получать высокие значения плотности конечных материалов (1850 – 1900 кг/м3), недостижимые для аналогов, уплотняемых другими методами.

Высокая плотность способствует повышению энергоемкости тормозов, а также окислительной стойкости, прочности и износостойкости выпускаемых АК «Рубин» материалов Термар-АДФ и стабильности фрикционных характеристик и, таким образом, - повышению надежности работы и ресурса тормозных дисков, сокращению простоев самолетов, уменьшению затрат на замену и ремонт тормозов. Возможность использования недорогого и недефицитного отечественного и зарубежного сырья, широко применяющегося в других отраслях промышленности, короткий технологический цикл и сравнительно низкая себестоимость выпускаемых дисков – все это преимущества новой технологии. В производстве ОАО АК «Рубин» реализован новый модульный организационно-технологический принцип, позволяющий, комбинируя различные технологические переделы, диверсифицировать получаемые материалы и изделия по составу, потребительским свойствам и назначению.

На основании результатов технологических экспериментов, исследований структуры и свойств опытных образцов, фрикционных, механических и других испытаний разработан новый материал Термар-АДФ-КВ на основе пековой матрицы и карбонизованных углеродных волокон. При сохранении достаточно высокой износостойкости этот материал отличают более широкая сырьевая база, высокие механические свойства и относительно низкая себестоимость изготовления. В настоящее время проводится подготовка к внедрению технологии получения материала Термар-АДФ-КВ в производство.

Углерод-углеродные заготовки с промежуточных технологических стадий (обжига, первого или второго циклов пропитки и карбонизации под давлением) могут быть использованы в качестве полуфабрикатов для получения материалов нового класса – углерод-карбидокремниевых, содержащих матрицу из карбида кремния, армированную углеродными волокнами.

Материалы этого класса превосходят углерод-углеродные материалы по окислительной и термостойкости, сопротивлению абразивному износу. Их фрикционные характеристики не подвержены отрицательному влиянию воды и атмосферной влаги, а также другим жидким и твердым загрязнениям. Вот почему целесообразно использование таких материалов в тормозах самолетов-амфибий типа Бе-200, вертолетов, скоростных поездов и автомобилей.

Разработана технология изготовления изделий из углерод-карбидокремниевых материалов с помощью силицирования (жидкофазной пропитки расплавленным кремнием) полуфабрикатов из материалов Термар-АДФ-ОС и Термар-АДФ-КВ.

Результаты предварительных испытаний экспериментальных образцов свидетельствуют о возможности достижения высоких потребительских свойств материалов. В настоящее время проводятся испытания опытных изделий в авиационном и железнодорожном транспорте. Подготовлен выпуск изделий конструкционного, антифрикционного и другого специального назначения из углерод-углеродных материалов, свойства которых модифицированы за счет дополнительной пропитки пироуглеродом, пеками и специальными органическими составами: например, антифрикционных колец с пониженной газопроницаемостью для плунжерных насосов, высокотемпературных вкладышей сопловых блоков ракет, технологической оснастки и т.д.

После осмотра производственных площадей была организована научная конференция, где представители МГУ им. М.В. Ломоносова, МАИ, ОАО «Авиационная корпорация «Рубин» и других организаций выступили с докладами по созданию высокотехнологичного производства фрикционных композиционных углеродных материалов и особенностям изготовления новых композитных углеродных материалов для тормозных систем и деталей специальной техники.