Самолетостроение

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Франко-российская конференция по инновациям

24 сентября в посольстве Франции состоялась конференция, посвященная инновациям в промышленности, образовании и науке. Мероприятие было организовано Франко-российской торгово-промышленной палатой CCIFR и проводилось в двух сессиях: 1) Долгосрочный прогноз научно-технологического и инновационного развития в России: результаты и задачи на будущее и 2) Экономический климат, инновационная среда, французский бизнес. Участников конференции приветствовал Посол Франции в России Жан де Глиниасти (Jean de Gliniasty). В своем обращении он подчеркнул важность инновационного фактора, благодаря которому стране удалось достичь больших успехов в развитии промышленности и экономики. На конференции был отмечен позитивный характер франко-российского сотрудничества во многих областях науки, образования и промышленности, были выдвинуты задачи расширения международного сотрудничества в области исследований и разработок. Выступающими была подчеркнута необходимость объединения усилий при решении научных и технологических задач в интересах бизнеса и глобальных проблем человечества. В области образования важное значение следует придавать формированию и использованию международных каналов получения знаний, использованию уникальных установок и наученной инфраструктуры мирового уровня при проведении научных исследований.

В области развития международной академической стабильности министерством образования и науки РФ принята ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры России на 2014-2010 гг.», в рамках которой ведется работа по формированию постдокторантуры PostDoc в России. Целью программы является установление научно-технического взаимодействия ведущих университетов России и Франции. Объем программы до 70 тыс. евро в год в течение трех лет, а всего в 2014-2020 гг. планируется поддержать около 1000 проектов. Планируется поддержка стажировок ученых в ведущих центрах мира. Целью сотрудничества является установление научных контактов российской талантливой молодежи с французскими исследовательскими и инновационными центрами. По этой программе на период 2014-2020 гг. планируется поддержать 7500 проектов.

Авиационная составляющая конференции была представлена в докладе Ричарда Форстера (Richard Forster), технического директора EADS Innovation Works, Russia. Европейский аэрокосмический и оборонный концерн EADS – лидер в аэрокосмической промышленности с годовым оборотом 48 млрд. евро. Почему мы работаем с Россией ? – задал вопрос г-н Форстер и ответил, - в том числе и потому, что «в России много квалифицированных специалистов и русские быстро находят решения важных проблем». Кроме того, в России есть хороший потенциал для внедрения результатов НИОКР. Концерн EADS сотрудничает с инноградом Сколково, миссией которого является создание и поддержание устойчивой среды для инноваций в России. В Сколково ведется работа с 50 исследовательскими центрами крупных корпораций, включая EADS. В свою очередь EADS имеет ряд представительств в России, в которых французские и российские специалисты ведут совместные работы в области высоких технологий, моделирования сложных аэродинамических и газодинамических процессов в самолето- и двигателестроении. На уникальных испытательных стендах в России воссоздаются физические процессы, разрабатываются новые технологии и материалы, включая композиты, титановые и улучшенные алюминиевые сплавы. Российские инженеры вносят вклад в реализацию проектов EADS. В последнее время они участвовали в разработке элементов конструкции оперения лайнера А380 и моделировании его топливной системы. EADS имеет огромный промышленный и научный потенциал, в его ведении более 10 тыс. лицензий, 40 тысяч изобретений. На МАКС 2013 была представлена одна из последних технологических новинок EADS – сварка трением.

О работе ЗАО «Смартек», входящей в состав французской группы компаний SAFRAN, рассказал его генеральный директор Маттье Голон (Matthleu Gaulon). Компания «Смартек», имеющая штат 150 человек, совместно с ОАО НПО «Сатурн» (г. Рыбинск) и ЦАГИ проводит термодинамические расчеты и другие НИОКР в области авиадвигателестроения в России. Результатом работы совместного предприятия SAFRAN&SATURN явилось создание двигателя SaM 146 для пассажирского самолета «Сухой Суперджет 100». Характерно, что эта работа доведена от проекта до реализации. Предприятие имеет представительство в Самаре, где «имеется хороший университет» и проводит работу по поддержке менеджмента, «с которым в России не все обстоит хорошо».

С российской стороны авиационную составляющую конференции представил генеральный директор компании Datadvance Сергей Морозов. Компания является совместным с EADS предприятием по разработке программного обеспечения и оказанию инжиниринговых услуг в области автоматизации инженерных расчетов, моделирования и оптимизации. Несмотря на свою молодость – компания была основана в 2010, она громко заявила о себе, создав ряд продуктов, получивших высокую оценку авиастроителей. В их числе программный пакет PSE/MACROS, предназначенный для автоматизации инженерных расчетов. Это программное обеспечение позволяет уменьшить время проектирования сложных авиационных конструкций примерно на 10%. Компания Airbus приняла решение ускорить внедрение этого нового программного пакета, позволяющего сократить время разработки и стоимость сложных инженерных проектов. Продукт был успешно протестирован инженерами компании, и теперь будет использоваться для решения различных задач, связанных с проектированием самолетов. Разработка продукта велась в тесном сотрудничестве с Институтом Проблем Передачи Информации РАН, одним из ведущих математических центров России, что позволило сделать высокоэффективные математические методы доступными широкой массе инженеров.