Самолетостроение

ГосНИИАС на семинаре Российской академии образования

Изображение.jpg

Ученые ГосНИИАС* выступили с докладами на семинаре «Системный анализ и обработка данных в психологии и образовании», организованном Отделением психологии и возрастной физиологии Российской академии образования в феврале 2024 года.

Семинар собрал на своей площадке специалистов академических, образовательных и отраслевых научных организаций для обсуждения проблем анализа данных.

Институт был представлен руководителем научно-образовательного центра, д.т.н., профессором О.Н. Корсуном и начальником лаборатории, к.т.н. И.И. Грешниковым. В ходе обсуждения представленных специалистами ГосНИИАС докладов были затронуты вопросы развития средств прогнозирования рисков и выявления факторов, способствующих возникновению опасных лётных ситуаций, а также рассмотрена концепция «модели пилота», предназначенная для валидации перспективных кабин и бортового оборудования пассажирских воздушных судов.

В целях оптимизации эргономики информационно-управляющего поля кабины экипажа ученые института проводят исследования и эксперименты по выявлению и минимизации уязвимостей в перцептивных процессах человека-оператора и эргономических свойствах интерфейса при управлении летательным аппаратом. Одним из методов исследования эффективности человеко-машинного взаимодействия является анализ глазодвигательной активности (ГДА) оператора. На основе полученных первичных показателей можно судить о психофизиологическом и функциональном состояниях пилотов, а также об уровне их профессиональной подготовки.

Эксперименты по анализу показателей ГДА специалисты ГосНИИАС проводят с использованием айтрекера на универсальном стенде прототипирования, который позволяет имитировать интерфейсы любого летательного аппарата на всех этапах полета. В процессе проведения эксперимента айтрекер регистрирует траектории движения глаз по приборной индикации. Анализ полученных данных позволяет формулировать выводы о наличии опыта в решении поставленной задачи или затруднений в обработке получаемой информации, а также о распределении внимания и скорости протекания когнитивных процессов.

В целях формирования психофизиологической модели пилота, помимо ГДА также фиксируются и анализируются показания мозговой активности и пульсометрии. А для моделирования действий лётного состава применяются эмпирические данные, полученные в ходе проведения занятий на авиатренажерах.

Исследования в области оптимизации информационно-управляющего поля кабины экипажа являются основой для проектирования новых мультимодальных цифровых кабин, позволяющих снизить требования к квалификации летного состава пассажирских самолётов с учётом повышения уровня интеллектуализации комплексов бортового оборудования, а также обеспечивают развитие человеко-машинных интерфейсов.

*Государственный научный центр Российской Федерации Федеральное автономное учреждение «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем» (ФАУ «ГосНИИАС») входит в состав Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» (НИЦ «Институт им. Н.Е. Жуковского»).

Источник: пресс-служба ФАУ «ГосНИИАС»