Самолетостроение

Илона Плшкова. Генеральный директор компании Aircraft Industries

Л-410 – ключ к решению проблемы региональных авиаперевозок России

Уходящий 2012 год войдет в историю нашей авиации как год региональных авиалиний потому что никогда еще не говорилось на эту тему так много на различных конференциях, «круглых столах» и заседаниях. На совещании 7 августа 2012 года в Новосибирске, прошедшем под руководством Председателя Правительства РФ Дмитрия Медведева, был дан ряд поручений по развитию региональной авиации. Одно из них обязывает Миртранс и Минпромторг определить тип воздушного судна для региональных перевозок, который бы удовлетворял требованиям аиакомпаний. Год прошел, но результатов пока немного. Одной из причин, препятствующих развитию этого вида перевозок, часто называют отсутствие подходящего регионального самолета в классе вместимоти до 20 пассажиров. Но такой самолет есть! Это турбовинтовой самолет Л-410 УВП-Е20, который создается компанией Aircraft Industries в г. Куновице (Чешская Республика). Это один из старейших производителей авиационной техники в сердце Европы, имеющий семидесятилетнюю традицию авиационного производства под брендом «Let Куновице» - завод, который в свое время разработал самолет Л-410, предназначенный для России (в то время для СССР). Русская аббревиатура УВП в названии самолета означает не что иное, как укороченная взлет-посадка.

Как налажено производство, какое впечатление производит завод? Для ответа на эти вопросы в Куновице отправился наш корреспондент, - ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

В приемной нас встретила молодая, миловидная женщина – генеральный директор компании Aircraft Industries Илона Плшкова. Она возглавляет предприятие с 2008 года. Судя по достигнутым результатам, ее руководство пошло заводу на пользу. Выпуск самолетов увеличился с трех машин в 2009 году до 10 в 2011 и 13 в 2012 году. Не зря бытует мнение, что когда не справляются мужчины, за дело берутся женщины.

Илона Плшкова родилась в 1957 году в г. Угерске Градиште. Через три года после окончания Средней промышленной школы в своем родном городе она поступила на работу как проектировщик в фирму Барум. В 27 лет она начала свою профессиональную дорогу в авиационной промышленности как планировщик сборки самолетов в тогда еще государственном предприятии «Мораван Отроковице». Однако, постепенно благодаря усердию и энтузиазму, двигаясь по карьерной лестнице сначала в позиции руководителя отдела технического управления, затем руководителя отдела кадров, она стала директором отдела контроля качества продукции. В 2001 году компания Мораван Аэропланс, а.s. купила существовшую в то время фирму Лет Куновице (позднее носящую имя Летецке заводы, а.s., а сегодня – Aircraft Industries a.s., куда Илона поступила как директор по качеству. На новом поприще в роли директора по качеству, а позднее директора качества продукции и отдела технического управления она работала до 2008 года, когда она была назанчена на должность генерального директора. Эту должность она занимает до сегодняшнего дня. В прошлом году была награждена премией «Деловая женщина 2011 года Злинского края»

Прошло более 40 лет со дня первого полета Л-410 в 1969 году. Но он до сих пор выпускается и экплуатируется во многих странах мира. Чем Вы объясните такой успех?

- Прежде всего тем, что наш завод имеет многлетнюю успешную историю и обладает традициями высокого качества производства продукции. С момента основания в 1936 году предприятие «Let Куновице» выпустило более 8000 самолетов разных типов и завоевало популярнсть во всем мире. Самолет Л-410 УВП-Е20 является последней моделью серии самолетов Л-410 и полностью соответствует современным требованиям всех основных мировых Авиационных Правил летной годности. Семейство самолетов Л-410 летает на пяти континентах и хорошо известно в России. Сейчас наш завод поставляет в Россию новый модифицированный самолет Л-410 УВП-Е20, имеющий Российский Сертификат № СТ302-L410 UVP-E20. Этот самолет выполнен на более высоком по сравнению с предыдущей модификацией Л-410 УВП-Э технологическом уровне, соответственно более надежен. Его максимальная взлетная масса увеличена на 200 кг (6600 кг), самолет имеет более современную цифровую авионику, больший назначенный ресурс по наработке (в часах) -20 000 часов. Сейчас идут интенсивные работы по увеличению ресурса до 30 000 часов, вместо 20 000 часов на Л-410 УВП-Э. Авиадвигатели М601Е на новые самолеты поставляются с межремонтным ресурсом в 3000 часов (вместо 2000 часов на Л-410 УВП-Э), назначенного ресурса у него нет, что выгодно отличает его от двигателей большинства самолетов. Долгой трудовой биографии самолета способствует то, что он постоянно обновляется. Сегодняшний самолет Л-410 оснащен всем необходимым оборудованием в соответсвии с международными нормами: системами предупреждения столкновения с землей и с другими воздушными суднами, автопилотом, метеолокатором и т.д.

Наша организация имеет сертифицированную систему менеджмента качества согласно нормы ISO 9001. Область сертификации включает разработку, проектирование, производство, испытания, модернизацию, обслуживание и продажу транспортных самолетов, их частей и специальных инструментов. Кроме того, включает приобретение, хранение и продажу запасных частей самолетов. Определенная особенность сертификата в том, что он распрострняется также на предоставление авиационных и навигационных услуг с учетом того, что наша фирма является также эксплуатационником аэропорта. Мы выполняем все требования нормы ISO 9001 и широко используем инструменты управления качеством, которые данная норма и другие с ней связанные, предъявляет. Система управления качеством согласно требованиям нормы ISO 9001 была заведена уже в девяностые годы и оказала существенную помощь в получении важных разрешений для проектирования, производства и обслуживания авиатехники согласно требований законодателсьтва ЕС (Part 21 a Part 145). Мы периодически проводим широкий спектр внутренних аудитов качества, в том числе аудитов субпоставщиков – данный инструмент управления качеством, вытекающий из нормы ISO 9001, себя очень оправдал.

Участвуют ли российские предприятия в создании самолета?

- Да, мы сорудничаем с российским авиапромом. Доля участия российских предприятий в производстве самолета в последнее время значительно возросла. Так, например, элементы конструкции (планер, крылья и т.д.) полностью изготовляются из российского дюралюминия (производитель ОАО «КУМЗ», г. Каменск-Уральский). Также около 80 позиций комплектующих самолета (приборы, датчики, реле, электромеханизмы, коммуникационные устройства, прочие компоненты) поставляются из России. Суммарную долю комплектующих российского производства в самолете Л-410 на данный момент можно оценить в размере 10% стоимости.

Перелом в истории нашей фирмы случился в 2005 году, когда «Let Куновице» купила чешская организация Памко. В 2008 году из Российской Федерации пришел инвестор – компания «Уральская горно-металлургическая компания» (УГМК), которой сегодня принадлежит 51% акций. В 2008 году производство самолета Л-410 возобновилось. Благодаря высокому профессионализму ведущих работников предприятия, знаний потребностей мирового рынка и полной отдаче своей работе началась продолжалась новая эра производства и экспорта модернизированных транспортных самолетов для 19 пассажиров, относящихся к категории самолетов для региональных перевозок (Commuter). В фирме начались революционные изменения. Был, например, разработан проект модернизации самолета, носящий название MOSTA. Его целью является повышение эффективности и экономии эксплуатации, а главной концепцией - увеличение объемов экспорта на все континенты, главным образом, в Россию, страны Южной Америки и Африки.

Компания Aircraft Industries может проектировать, производить и обслуживать самолеты согласно европейскому законодательству. Самолет был сертифицирован на основании норм летной годности FAR 23 Amendment 34. Вариант, предназначенный для эксплуатации в странах СНГ, получил сертификат типа АР МАК на основе авиационных правил АП 23. Сертификат типа был выдан Европейским агентством по авиационной безопасности EASA и утвержден во многих странах мира, в том числе в России, Аргентине, Австралии, Бразилии, Кубе, Чили, Индонезии, Южной Корее и Индии. Наш завод вкладывает большие финансовые средства в технологии, особенно в обрабатывающие машины, мы реконструировали лакокрасочный цех и поставили прессовочный станок.

Чем Вы обьясните высокую популярность самолетов Л-410 в России?

- Л-410 был изначально сконструирован для России. Последняя модификация Л-410УВП Е-20 по сравнению с другими аналогичными самолетами более адаптирована к эксплуатации в России. Имеется 30-летний положительный опыт эксплуатации самолетов семейства Л-410 на территории России, имеется технический и летный персонал, развивающаяся инфраструктура для послепродажного технического сопровождения. Немало важно и то, что по летно-техническим характеристикам он превосходит другие подобные самолеты. Это оценили наши заказчики, - в период 2009-2011 гг. в Россию и СНГ было поставлено 22 самолета Л-410, в то время как всем остальным заказчикам в мире - 11.

Из всех эксплуатируемых в России самолетов для перевозки небольшого числа пассажиров (до 19 мест) на небольшие расстояния (300-1300 км.) наш самолет является самым оптимальным. Летно-технические характеристики позволяют эксплуатировать самолет в широком диапазоне климатических, географических и метеорологических условий, на различных видах поверхностей взлетно-посадочных полос: как на искусственных, так и на грунтовых, а также на размокших, песчаных, заснеженных. Благодаря своему прочному и надежному шасси самолет может приземляться практически везде, он нуждается лишь в нескольких сотнях метров взлетно-посадочной полосы с минимальной прочностью 6 кг/см². Эксплуатанты ценят Л-410 также и за жесткую и устойчивую конструкцию, за простое техническое обслуживание и способность работать в экстремальных климатических условиях (в диапазоне температур от - 50°C до +50°).

Что бы Вы отнесли к конкурентным преимуществам самолета?

- Прежде всего, высокое расположение двигателей и воздушных винтов, что снижает вероятность их повреждения при взлёте и посадке на необорудованных взлётно-посадочных полосах. Вся компoновка самолета значительно уменьшает возможность попадания кусочков льда, бетонных крошек и других посторонних предметов в двигатели, снижает вероятность их повреждения при взлёте и посадке на необорудованных взлётно-посадочных полосах, широкие пневматики низкого давления позволяют эксплуатировать самолет на грунтовых и слабо подготовленных аэродромах. Нужно учесть также и то, что на самолете Л-410 УВП-Е20 применяется топливо ТС-1, которое применяется на большинстве воздушных судов в России. За годы нашего сорудничества в СССР было поставлено около 1000 штук Л-410, из которых 500 - для Минобороны. Самолет испытан во всех регионах России, включая районы Сибири, крайнего Севера и южные регионы. Хорошо показали себя эффективная противообледененительная система и системы обогрева салона. Л-410 – не новичок в Россси. Здесь подготовлены квалифицированные и опытные пилоты, бригады наземного обслуживания. Широкий, просторный фюзеляж площадью 18 кв. м. тоже привлечет внимание заказчиков. В поперечном сечении салон шире и выше, чем его ближайшие аналоги – Cessna 208, DHC Twin Otter, Jetstream 31 и др. К преимуществам самолета относится также возможность его перекомпоновки в нескольких вариантах: грузовом, санитарном, корпоративном и др. Существует популярная опция для выброски парашютистов.

В ноябре 2012 года в Нижнем Новгорде открылся Сервисный Центр по обслуживанию двигателей М601. Планируется ли открытие Сервисного Центра обслуживания самолетов Л-410?

Чешская сторона выражает готовность к сотрудничеству при создании новых сертифицированных Сервисных центров по техническому обслуживанию Л- 410. Это связано с тем, что наше предприятие продолжает увеличивать производство самолетов и работу по улучшению сервиса послепродажного сопровождения самолетов. Для создания благоприятных условий для эксплуатантов Л-410 в России был создан Сервисный центр для технической поддержки самолетов на базе аэропорта Уктус (г. Екатеринбург), который который полностью оснащен необходимым технологическим оборудованием для выполнения всех форм периодического обслуживания, включая самые трудоемкие: формы Р1 и Р2. После выполонения периодического технического обслуживания по формам Р1 и Р2 воздушное судно получает межремонтный ресурс 4800 часов и 10 лет эксплцуатации.. При этом все периодические и ремонтные работы можно выполнять в России. Там же размещен консигнационный склад запчастей для быстрого решения вопросов, возникающих при эксплуатации. Особенно хотелось бы обратить внимание на то, что сами эксплуатанты могут выполнять на месте все формы технического обслуживания, стоит лишь приобрести у нас необходимое оборудование и обучить кадры. Это избавит от необходимости перегона самолета в Сервисный центр.

Поступали ли претензии от росийских эксплуатантов на качество самолета и его техническое обслуживание?

- После продажи самолета и его поставки нашему заказчику, наша с ним связь не прерывается, идет постоянное и непрерывное общение, к нам поступает множество вопросов, на которые мы стараемся оперативно отвечать. Иногда можно услышать высказывания о трудностях с приобретением запасных частей, которые, как правило, исходят от некоторых клубов РОСТО (бывших ДОСААФ). Это связано с тем, что они приобретают комплектующие изделия сомнительного происхождения для своих 30-и 40-летних самолетов у фирм-посредников. Советуем обращаться не к ним, а непосрердственно к нам. Проблем с обеспчением запчастями не будет.

Оказывается ли федеральными властями поддержка авиакомпаний, приробретающих Л-410 в лизинг?

- Недавно Правительством РФ было принято Постановление от 30 декабря 2011 г. N 1212 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение российским авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда, получаемые российскими авиакомпаниями от лизинговых компаний по договорам лизинга для осуществления внутренних региональных и местных воздушных перевозок". Согласно этому документу, государством предлагается поддержка авиакомпаниям, выполняющим региональные перевозки в виде субсидированных лизинговых платежей при приобретении самолетов по лизинговой сзхеме. На новый Л-410 УВП-Е20 эта ссуда составляет 49,5 млн. руб., что улучшает возможность покупки самолетов. Однако, у этой медали есть и обратная сторона... Дело в том, что в документе указано, что "российская авиакомпания" – это «юридическое лицо (за исключением государственного или муниципального учреждения)». Но унитарные предприятия, имеющие государственную собственность, – это наш главный заказчик и на них действие Постановления не распространяется. Так что на деле финансовая поддержка ограничена узким кругом заказчиков, а это тормозит продвижение Л-410 на российском рынке.

Каковы планы дальнейшей модификации Л-410?

- Да, мы не стоим на месте и постоянно совершерствуем нашу продукцию. Остановка на месте – смерть предприятия, выход из бизнеса. Из года в год проводятся совершенствования элементов бортовых систем и оборудования, выполняются модификации и конструкционные преобразования. С 2013 года самолет будет оснащаться более мощным и экономичным двигателем General Electric H80. Радикальные преобразования предыдущей модели будут воплощены в нашем новом проекте Л-410 NG. Параметры комплексной модернизации самолета отражены в нижеследующей таблице.

КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ САМОЛЕТА Л410 УВП-Е20 для

- улучшения эффективности его использования и уменьшения эксплуатационных расходов

- модернизации направленная на улучшение технико–экономических характеристик самолета

- увеличения максимальной полезной нагрузки, повышения максимальной взлётной массы

Л 410 УВП-Е20

Л 410 NG

максимально допустимая взлетная масса, кг

6600 кг

7000 кг

макс. полезная нагрузка

1710 кг

2200 кг

- увеличения назначенного ресурса до 30 000 полётных часов - переход на философию damage tolerance у планера самолета

Жизненный ресурс

20 000 лётных часов

30 000 лётных часов

Увеличение общего объема багажников

Макс. вес багажа/груза

250 kg

745 кг

Общий объем багажников

1,47 m³

2,98 m³

Улучшение летно-технических характеристик и увеличение полезной нагрузки в жарких и высокогорных условиях

Температура окружающей среды, выше которой необходимо понижать полезную нагрузку, при высоте аэродр.= 0 м

35 град. С

43 град. С.

Температура окружающей среды, выше которой необходимо понижать полезную нагрузку, при высоте аэродр.= 1000 м

18 град. С.

27 град. С

Повышение крейсерской скорости

Максимальная крейсерская, условия мса, Н эш.= 3500 м

386 км/ч

417 км/ч

Максимальная крейсерская, условия мса, Н эш.= 4200 м

386 км/ч

425 км/ч

Повышение максимальной дальности полёта

Макс. дальность полёта

1400 км

2600 км

Модернизация кабины лётчиков

Установка полной цифровой пилотской кабины (glass cockpit) вместо частичной цифровой системы, установленной на Л 410 УВП-Е20

Как следует из таблицы, улучшения летно-технических характеристик самолета очень существенны, они повышают привлекательность самолета на мировом авиарынке.

Какие меры предпринимаются для борьбы с усталостью и коррозией металлов в самолетах с большим сроком экспулатации?

- Для стареющих самолетов существует Руководство по проверке самолетов старше 20 лет, где описаны требуемые действия и установлена периодичность их выполнения. Целью Руководства по техническому обслуживанию стареющих самолетов является обнаружение повреждений, вызванных усталостью, перегрузкой, коррозией и другими причинами, связанными со старением самолета с использованием методов неразрушающего контроля. Опыт эксплуатации подтверждает необходимость постоянного анализа состояния конструкции самолетов, особенно с увеличением их возраста. Знание состояния конструкции необходимо, т.к. такие факторы, как усталостные трещины или коррозия, зависят от налета и срока службы. При оценке состояния конструкции нам помогает как опыт эксплуатации, так и современные инструменты анализа и тестирования. Регионы с высокой влажностью в общем ускоряют коррозию зажимов, штифтов, розеток и проводов. Электропроводка в чистых и сухих зонах с умеренной температурой, как правило, имеет высокий срок службы.

Существуют два основных метода для устранения коррозии - механический и химический. Выбор метода зависит от типа конструкции, расположения поврежденной детали, типа и тяжести коррозии, а также от оборудования, доступного для проведения технического обслуживания. Химические методы устранения коррозии можно использовать только для первого уровня, т. е. для легкой коррозии, и только в тех местах, где применяемые химические вещества не могут затечь в другие зоны. Техническое обслуживание самолетов, живущих более 20 лет, проводится согласно программе, которая называется Aging program. Эта программа состоит из трех главных частей: контроль важнейших элементов конструкции, контроль электропроводки и контроль и защита от коррозии

Каковы отличия в авиаонике сааолета Л-410 УВП Е-20 от предыдущей модели?

- По сравнению с предыдущими моделями Л-410 самолет Л-410 УВП-Е20 значительно модернизирован, оборудован современной цифровой авионикой от фирм «Honeywell» и «Garmin» и цифровыми электронными дисплеями для изображения полетной информации EFFI 890R от фирмы «UNIVERSAL», системой предупреждения опасного сближения с землей EGPWS (марки MARK VI) и системой предупреждения столкновения в воздухе TCAS II (ACAS II) от фирмы «Honeywell», системами цифровой записи речи и полетных параметров FA2100 и FA 2200 от фирмы «L3 Communication» и автопилотом KFC 325 от фирмы «Honeywell»

Ввиду того, что модель Л-410 УВП-Е20 сертифицирована в самой высокой категории COMMUTER (Коммутер) по авиационным правилам FAR 23 и АП 23 и предназначена для регулярной перевозки максимально 19 пассажиров, в ее типовую конструкцию были внедрены меры, обеспечивающие максимальный уровень безопасности полетов, включая сложные метеоусловия как требуется для этой категории самолетов, он оборудован метеолокатором RDR-2000, автопилотом KFC 325, ответчиком GTX 300D и т.д.

Принцип компоновки пилотской кабины заключается в том что все основные полетные данные изображаютця на двух электронных дисплеях системы EFIS. (На модификавции NG их будет четыре). Источником всех данных о пространственном положении самолета и курсовой информации являются две безгироскопические системы AHRS AHS 1000 A фирмы Collins. Источником всех аэрометрических данных для пилотирования и навигации являютса две цифровые аэрометрические системы AC 32 фирмы Thommen.

Самолет снабжен двумя комбинированными NAV/GPS/COM системами Гармин GNS 430, каждая из них включает в себя маршрутную навигацию но маякам VOR, точный заход на посадку по системе ILS, маршрутную навигацию и заход на посадку по системе GPS и VHF радио комуникацию. Гармин GNS 430 изображает цветную подвижную навигационную карту с изображением наземных навигационных средств и других навигационных данных. Данные для подготовки планов полета вводятся с помощью карты навигациооных базисов Jeppesen. Обе системы Гармин GNS 430 полностью интегированы с электронными дисплеями и все навигациооные данные из этих систем изображаютця на дисплеях. Обе системы тоже соединены с автопилотом и обеспечивают автоматическое вождeние самолета на всех этапах полета включая заход на посадку до метеорологических минимумов по 1. категории ICAO ( до высоты 60 м). Самолет сертифицирован для полетов по ПВП, ППП, днем и ночью без ограничений.

Самолет снабжен также двумя системами автоматического радиокомпаса (АРК) данные которых изображаются тоже на электронных дисплеях. Для повышения безопасности полетов при любых отказах электронного оборудования самолет оснащен запасными электромеханическим авиагоризонтом, высотомером, указателем скорости и магнитым компасом. Дополнительно самолет оборудован одной системой дальномера, маркера и радиовысотомера.

Установка вышеуказанных систем и наличие резервных систем обеспечивает максимальную безопасность особенно при выполнении полетов в сложных метеоусловиях. Самолет сертифицирован для полетов по ПВП, ППП, днем и ночью без ограничений.

Что Вы пожелаете эксплуатантам самолета Л-410 в Новом 2013 году?

- Пожелаю легкого взлета, ясного неба и чтобы число взлетов совпадало с числом посадок. А мы со своей стороны сделаем все, чтобы каждый полет на Л-410 стал праздником для пилотов и пассажиров.

После беседы с генеральным директором состоялся осмотр завода, в котором нас сопровождал ведущий инженер предприяртия Михалец Антонин. Общее впечатление – это настоящее авиационное производство, а не авиамодельный кружок, в котором некоторые российские КБ разрабатывают проект самолета, изготавливают его, порой даже сертифицируют, а потом про него все забывают. В производственных помещениях завода – от заготовительного цеха до цеха окончательной сборки – чистота и порядок, не видно грязи, сажи, копоти, разливов масла. Около рабочих мест нет нагромождения деталей, - только то что пригодится сегодня. Рабочие выглядят опрятно, много молодых лиц, все заняты делом. Производит впечатление станочный парк, наличие современных станков с ЧПУ. О высоком качестве производства и авторитете компании говорит то, что здесь изготавливаются части передних кромок крыла самолета Боинг 787 Dreamliner,. Для компании CASA (Испания) завод изготавливает воздухозаборники двигателей.

С 2008 года произведена существенная модернизация производства, введено в эксплуатацию несколько восстановленных цехов и производственных линий: лакокрасочный цех, несколько линий по поверхностной обработке металла (анодирование, химическая защита от коррозии – хроматирование, термообработка), постоянно модернизируются и оснащаются новым оборудованием механические цеха.

Самолет Л-410 имеет металлическую конструкцию. Для удобства экслуатации и продления срока службы используется философия допустимого повреждения Damage tolerance, поэтому мы стараемся искать новые алюминиевые сплавы, которые бы отвечали повышенным требованиям живучети, выдвигаемые данной философией. Мы постепенно переходим на использование больших частей, фрезерованных из алюминиевых сплавов. По этой причине в прошлом году кроме прочего мы купили пятикоординатный фрезерный обрабатывающий центр с ЧПУ с рабочим ходом в 9000 мм. Покупка двух других пятикоординатных фрезерных станков с ЧПУ планируется в 2013 году как замена устаревших машин. Для несиловых элементов конструкции у нас, конечно, имеется несколько трехкоординатных фрезерных станков с ЧПУ. Наряду с традиционными технологиями на заводе используется штамповка резиной и прессовая клепка. Лазерный раскрой материала не используется, но для производства сложных форм из листового металла в этом году завод приобрел новый фрезерный станок с ЧПУ, который гарантирует наилучшее качество резаных поверхностей. Роботы в производстве пока не используются, но рассматривается возможность их использования в будущем на некоторых рабочих местах.