Самолетостроение

Исполнилось 80 лет со дня рождения заслуженного лётчика-испытателя Станислава Григорьевича Близнюка

18 ноября 2014 года исполнилось 80 лет со дня рождения заслуженного лётчика-испытателя, Героя Советского Союза Станислава Григорьевича Близнюка. Более 40 лет проработал он в ОКБ Ильюшина. Выполнил более 8600 полётов с общий налётом более 7300 час., из них испытательных - более 5400 час. На самолёте Ил-76, в качестве второго пилота, установил 21 мировой авиационный рекорд скорости.

Станислав Григорьевич Близнюк родился 18 ноября 1934 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Окончил Ейское военное авиационное училище лётчиков, Ульяновскую Высшую лётную школу гражданской авиации, школу лётчиков-испытателей. Работал лётчиком-инструктором, пилотом авиаотряда МУТА ГВФ. В 1965 году пришел лётчиком-испытателем в ОКБ Ильюшина. Испытывал самолёты, пока позволяло здоровье. В 2000 году стал заместителем директора летно-испытательной и доводочной базы по летному обеспечению и проработал в этой должности до 2008 года.

Станислав Григорьевич подготовил более 50 командиров экипажей из числа лётчиков-испытателей МАП, МГА, ВВС, в том числе космонавтов Волка И.П., Левченко А.С. и их дублёров.

В качестве командира экипажа, Близнюк провёл большой объём испытаний самолётов марки «Ил». Впервые поднял в небо широкофюзеляжные пассажирские воздушные лайнеры Ил-96-300 и Ил-96МО, широкофюзеляжный транспортный самолёт Ил-96Т, штурмовик Ил-102, самолёт-разведчик Ил-20. Принимал участие в испытаниях самолётов Ил-38, Ил-62М, Ил-76К, Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76Т, Ил-80, Ил-86, Ил-114.

При этом нередко Станиславу Григорьевичу приходилось работать в экстремальных условиях.

Так, во время лётных испытаний самолёта Ил-20, он спас жизни членам экипажа и технику, проявив мужество и героизм.

В 1986–1987 годах, используя новый способ парашютного десантирования грузов с Ил-76МД, в сложнейших условиях полярной ночи и сильных морозов, доставил топливо и продовольствие на терпящие бедствие полярные станции СП-27 и СП-28.

В августе 1989 года, на самолёте Ил-76МД, Станислав Григорьевич Близнюк обеспечил доставку международной экспедиции в Антарктиду. Проявив исключительное лётное мастерство, выдержку и хладнокровие, впервые осуществил посадку тяжёлого транспортного самолёта на неприспособленном для этого аэродроме острова Кинг-Джордж. Галечная, заснеженная ВПП составляла всего 1265 метра, в то время, когда для тяжёлого Ил-76МД в подобных условиях требовалось, как минимум, 1500 метров.

Для сокращения пробега самолёта при посадке был применён весь арсенал средств торможения: включение реверса двух внутренних двигателей на выдерживании до касания ВПП, а двух внешних - на пробеге, работа всей механизации крыла, пониженное давление колёс шасси и даже открытие входных боковых дверей, которые использовались как дополнительные тормозные щитки. Самолёт остановился в конце ВПП, когда до обрыва остались считанные метры.

28 сентября 1988 года, командуя экипажем, Станислав Григорьевич Близнюк провёл сложнейший первый взлёт нового опытного щирокофезюляжного лайнера Ил-96-300 с взлётной полосы длиной всего 1300 метров Центрального аэродрома имени Фрунзе города Москвы.

Подъём большого реактивного самолёта в пяти километрах от Кремля накладывал на конструкторов и экипаж огромную ответственность. Но успех позволял сэкономить время (как минимум полгода) и деньги. Если бы взлететь не удалось, перевезти огромный фюзеляж диаметром 6,08 метра на лётную базу в городе Жуковском было бы практически невозможно.

«Однажды в разговоре со мной Близнюк признался: ощутив, что ускорение самолёта на разбеге явно замедлилось, он принял решение считать до трёх, а дальше принимать решение прерывать взлёт, что было равнозначно катастрофе. О трёх секундах я знал, но в этом разговоре Станислав Григорьевич признался, что считал до четырёх. За эти мгновения он пережил тягостные раздумья: успеет ли машина набрать необходимую скорость отрыва от земли», - вспоминал о том взлёте Генеральный конструктор ОКБ (1970-2005 гг.) Генрих Васильевич Новожилов.

В 2000 году, за участие в создании первого широкофюзеляжного дальнемагистрального авиалайнера Ил-96-300, Станислав Григорьевич, вместе группой коллег по ОКБ Ильюшина, был удостоен Государственной премии России в области науки и техники.

Станислав Григорьевич, несмотря на тяжёлую продолжительную болезнь, практически до последних дней жизни работал в компании «Ил». Скончался он 14 октября 2008 года. Похоронен заслуженный лётчик-испытатель, Герой Советского Союза на Хованском кладбище столицы.

«Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил») входит в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Выполняет полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, испытаниями, подготовкой и сопровождением производства образцов авиационной техники, поддержанием летной годности ранее произведенных воздушных судов марки «Ил».

«Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК») создана Указом Президента РФ 20 февраля 2006 г. Уставный капитал Корпорации составляет 188,9 млрд. рублей. В собственности Российской Федерации находятся 84,33 % акция.

Президент ОАО «ОАК» - д.т.н., академик РАН Михаил Асланович Погосян.

Пресс-служба ОАО «Ил»