Самолетостроение

Холдинг «Авиационное оборудование» открыл первый в России инженерный центр по распределенному проектированию систем для ВС

2 июня холдинг «Авиационное оборудование», входящий в Госкорпорацию Ростех, торжественно открыл в Москве специализированный центр проектирования. Его уникальность состоит в том, что он является первым российским инженерным центром, который позволяет централизованно управлять региональными конструкторскими бюро, находящимися на площадках головных предприятий холдинга, в режиме удаленного доступа. На предприятиях будет применяться единая система параллельного инжиниринга, благодаря чему срок разработки новых изделий сократится на 30%, а стоимость опытно-конструкторских работ снизится в 1,5 раза.

В мероприятии открытия центра проектирования холдинга «Авиационное оборудование» приняли участие генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов, Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров, генеральный директор Центрального аэрогидродинамического института им. Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) Борис Алешин, президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян, заместитель Министра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь, генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк.

«Создание первого в России распределенного центра проектирования на региональной базе - важный и прорывной проект, который полностью отвечает стратегии Ростеха в отношении развития холдингов, – заявил генеральный директор Госкорпорации Ростех Сергей Чемезов. – Расширение возможностей по разработке авиационных систем позволит «Авиационному оборудованию» выйти на международный рынок и предлагать конкурентоспособную продукцию, соответствующую требованиям мировых производителей воздушных судов».

«Для того чтобы попасть на новые борта, будь то перспективный российский самолет МС-21 или суда таких иностранных производителей как Boeing, нам необходимо стать системным интегратором и создавать законченные авиационные системы, - рассказал генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк. – Запуск современных центров проектирования в Самаре, Уфе, Санкт-Петербурге, объединяющих наши разработки под единым управлением Московского центра, позволит перейти от прежней устаревшей системы последовательной разработки отдельных агрегатов разрозненными КБ к модели параллельного инжиниринга, когда над проектом одновременно ведут работу многопрофильные группы специалистов. Новый подход позволит улучшить качество разработки продукции, в 1,5 раза сократить ее себестоимость и время вывода на рынок».

Центр проектирования создан с учетом современных мировых стандартов. Все этапы создания продукта – от разработки конструктором 3D-модели до подготовки управляющих программ для станков с числовым программным управлением (ЧПУ) и контроля геометрических параметров – можно будет отслеживать в режиме реального времени в единой информационной базе. Центр оснащен передовыми цифровыми системами, хранящими все необходимые инженерные данные: инженерные расчеты, 3D модели проектирования, технологическую документацию, изменения в проектной и исполнительной документации.

Штаб-квартира центра проектирования расположена в Москве, в июне планируется открытие его филиала в Санкт-Петербурге, а позднее - в Уфе и Самаре, на базе КБ предприятий холдинга. На начальном этапе в центре компетенций будут работать около 400 инженеров-конструкторов.

Целевой бюджет центра проектирования на 2014 год составляет 770 млн рублей. К 2017 году он будет увеличен до 2 млрд 400 тыс. рублей.

В рамках открытия центра проектирования была также проведена презентация результатов работ и технологических решений по созданию первого в России электрического привода колеса шасси для ближне- и среднемагистральных самолетов, разработанных кооперацией ведущих предприятий российского авиастроения: холдинга «Авиационное оборудование», ОАК, ЦАГИ и т.д.

В 2013 году «Авиаагрегат», входящий в холдинг «Авиационное оборудование», закончил электронный макет электропривода, сформировал математическую модель самолета-демонстратора и провел предварительные расчеты и компоновки. В качестве демонстратора был выбран ближнемагистральный пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet-100.

В перспективе реализация инновационного решения будет предложена для других воздушных судов, в том числе для новейшего отечественного пассажирского самолета МС-21.

FAQ

Инженерный центр по распределенному проектированию систем для ВС (Центр проектирования) холдинга «Авиационное оборудование»

  1. Что представляет собой центр проектирования холдинга «Авиационное оборудование» и когда он был открыт?

В мае 2014 года холдинг «Авиационное оборудование» Госкорпорации Ростех - российский лидер по разработке и производству систем и агрегатов для воздушных судов (ВС) открыл уникальный инженерный Центр по распределенному проектированию, соответствующий лучшим мировым стандартам. Первый в России центр проектирования позволяет централизованно управлять региональными конструкторскими бюро (КБ) холдинга, находящимися на площадках головных предприятий, с использованием параллельного инжиниринга в режиме удаленного доступа.

  1. Цели создания центра проектирования?

Создание инженерного центра по распределенному проектированию, позволит решить две основные задачи холдинга: создать интегратора авиационных систем мирового уровня и повысить производительность труда конструкторов, которые до этого момента работали в разрозненных региональных КБ над созданием отдельных агрегатов. Центр проектирования соответствует международным стандартам поставщиков авиапромышленности AS/EN9100.

Благодаря единой методологии системного инжиниринга, современной ИТ-инфраструктуре и централизованному управлению проектами срок разработки новых изделий сократится на 30%, при этом стоимость опытно - конструкторских работ снизится в 1,5 раза. Все это позволит значительно снизить себестоимость изделий и систем, сделать компанию еще более конкурентоспособной на российском и международном рынке.

  1. Каким стратегическим целям и задачам Госкорпорации Ростех отвечает запуск проекта центра проектирования?

В настоящий момент авиационная отрасль испытывает высокую потребность в конкурентоспособном продукте, созданном в соответствии с международными стандартами. При этом на российском рынке мало поставщиков, готовых поставлять сертифицируемые в Европе авиационные системы. Работа единого центра проектирования позволяет перейти от прежней устаревшей системы последовательной разработки отдельных агрегатов разрозненными КБ к модели параллельного инжиниринга, когда над проектом одновременно ведут работу многопрофильные группы специалистов.

Благодаря запуску Центра «Авиационное оборудование» сможет решить поставленные Ростехом стратегические задачи по наращиванию компетенций в разработке и производстве авиационных систем, расширению присутствия холдинга на российском рынке и уверенному выходу на ключевые международные рынки.

Кроме того, в процессе реализации проекта будут достигнуты такие стратегические цели «Авиационного оборудования», как развитие компетенций интегратора (комплексирования систем) и превращение холдинга в поставщика подсистем и комплексных систем в сборе. Выполнение проекта позволит развить и консолидировать конструкторские и производственные компетенции, расширить линейку авиационной продукции. В перспективе это позволит «Авиационному оборудованию» стать в один ряд с такими игроками на рынке комплексных поставщиков авиационных систем, как Safran, Zodiak, UTC Technology и др.

  1. Почему он является уникальным для России?

Это самый современный центр проектирования, созданный с учетом лучших практик российских и мировых производителей авиационной техники. Все работы в центре будут вестись в виртуальном пространстве. От разработки конструктором 3D-модели до подготовки управляющих программ для станков с ЧПУ и контроля геометрических параметров продукции. Центр оснащен передовыми цифровыми системами, хранящими все необходимые инженерные данные: инженерные расчеты, 3D модели проектирования, технологическую документацию, изменения в проектной и исполнительной документации. В нем будут сконцентрированы компетенции лучших российских инженеров-конструкторов, имеющих навыки в освоении передовых технологий, которые будут создавать законченные системы. Более 400 высококвалифицированных инженеров-конструкторов будут принимать участие в реализации различных проектов на базе центра.

  1. Почему именно холдинг «Авиационное оборудование» открыл такой центр?

У «Авиационного оборудования» есть большое количество собственных конструкторских наработок и консолидированные производственные мощности. Холдинг обладает конкурентным преимуществом на рынке, так как является единственным в стране производителем авиационных систем и комплексов такого масштаба и разнообразия, при этом объемы производства постоянно растут. «Авиационное оборудование» является прибыльной структурой и имеет необходимые средства на разработку перспективной специализированной продукции. Портфель его заказов сформирован на пять лет вперед. Холдинг и созданный им центр проектирования обеспечены государственной поддержкой и ресурсным обеспечением через федеральные целевые программы и государственный военный заказ.

  1. Где будут располагаться центральный офис и филиалы центра проектирования холдинга?

Штаб-квартира центра проектирования расположена в Москве. В июне планируется открытие его филиала в Санкт-Петербурге, а позднее в Уфе и Самаре, где уже подобраны необходимые производственные площадки и штат высококвалифицированных специалистов.

  1. Кто руководит центром?

Центр возглавил опытный руководитель и конструктор, кандидат технических наук Виктор Юрьевич Николенко. Это топ-менеджер с более чем 18 летним опытом руководства в авиационном, энергетическом секторе и управлении сложными проектами в таких международных компаниях, как GE «Дженерал Электрик» (США), «Airbus» (Европа).

Выпускник МАИ 1970 года, за годы работы Николенко был руководителем четырех инженерных центров, «с нуля» создал две инженерные команды и инфраструктуры КБ. Виктор Николенко имеет 18 научных публикаций и 37 изобретений.

  1. Какие специалисты нужны для работы в центре проектирования?

В России множество талантливых инженеров, которые могут создавать уникальное, конкурентное оборудование для авиации. Мы планируем на основе конкурса отбирать лучших специалистов и создавать для них все условия для эффективной творческой работы. Мы обеспечим нашим сотрудникам возможности для развития и обучения в центре проектирования. Кроме того, у холдинга на базе Высшей школы системного инжиниринга Московского физико-технического института (ВШСИ МФТИ) есть специальные программы второго высшего образования для инженеров - системщиков, после которых, они смогут на практике применить свои навыки в разработке сложных систем и управлении проектами.

  1. Какие КБ входят в структуру филиалов центра проектирования?

В уфимский филиал войдут КБ по разработке агрегатов систем электроснабжения, вспомогательных силовых установок, а также топливных и гидравлических систем. Филиал центра в Санкт-Петербурге будет представлен КБ по разработке силовых установок, а самарский филиал – КБ по разработке систем и агрегатов взлетно-посадочных устройств.

  1. Каков штат сотрудников центра проектирования?

На начальном этапе в центре будут работать около 350, а до конца 2016 года их число увеличится до 600 инженеров-конструкторов. Кроме того, на базе центра проектирования смогут реализовывать свой творческий потенциал и развивать свои компетенции инженеры, проходящие сейчас обучение в области системного инжиниринга при Московском физико-техническом институте в рамках магистерской программы, созданной при участии холдинга. По окончании этой программы специалисты смогут на практике применить свои навыки не только в качестве инженеров–конструкторов, но и руководителей самых сложных проектов по разработке авиационных систем.

  1. Каков бюджет центра проектирования?

Целевой бюджет центра проектирования на 2014 год составляет 770 млн рублей. К 2017 году он будет увеличен до 2 млрд 400 тыс. рублей.

  1. Каковы планы центра проектирования по выручке на одного человека в год?

В 2014 году запланированная выручка на одного человека составит 2 млн рублей, в 2017 году она должна достигнуть 4 млн рублей.

  1. Что собой представляет электрический привод шасси, представленный в рамках открытия центра проектирования?

Устройство представляет собой систему руления, которая позволяет воздушным судам (ВС) за счет электроэнергии самостоятельно, без использования основных турбин и помощи буксировщиков, совершать руление, в том числе хвостом вперед, между терминалами и взлетно-посадочной полосой (ВПП) перед взлетом и после посадки. При этом электрические двигатели размещаются на основных опорах шасси и приводят в движение колеса самолета. Это сокращает время использования маршевых двигателей ВС на земле на 30-40 минут за один рейс и существенно экономит расход топлива. Важным также является благоприятное воздействие инновационного решения на экологию: снижается выброс углекислого газа и двуокиси азота в атмосферу, а также уменьшается уровень шума в аэропортовой зоне. Кроме того, за счет ускоренного наземного обслуживания сокращаются заторы на выходах на ВПП, возрастает интенсивность движения ВС, а также посадка и высадка пассажиров, что сделает их путешествие более комфортным. Устройство разработано предприятиями холдинга «Авиационное оборудование» в тесной кооперации с ОАК и ЦАГИ, а также другими российскими авиастроительными компаниями.

  1. В рамках какой федеральной целевой программы проходят работы над созданием перспективного электрического шасси?

Разработка и создание перспективного шасси с электроприводом осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».

В 2013 году «Авиаагрегат», входящий в холдинг «Авиационное оборудование», закончил электронный макет электропривода, сформировал математическую модель самолета-демонстратора и провел предварительные расчеты и компоновки. Совместно с ОАК, в качестве демонстратора был выбран ближнемагистральный пассажирский авиалайнер Sukhoi Superjet-100.

В 2014 году будет создан опытный образец электропривода, который пройдет стендовые испытания. Демонстрация движения Sukhoi Superjet-100 с электроприводом планируется на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2015. В перспективе реализация инновационного решения будет предложена для других воздушных судов, в том числе для новейшего отечественного пассажирского самолета МС-21.

Холдинг «Авиационное оборудование» специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании систем и агрегатов воздушных судов. Кроме того, холдинг производит детали и агрегаты для таких отраслей промышленности как нефть и газ, автомобилестроение, транспорт, энергетика. «Авиационное оборудование» включает в себя 35 предприятий, расположенных по всей стране – в Москве, Московской области, Уфе, Самаре, Ульяновске, Омске, Архангельской области и других регионах России. Холдинг входит в состав Ростеха. Ключевыми партнерами и клиентами холдинга являются Объединенная авиастроительная корпорация, «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, «Российские железные дороги», АВТОВАЗ, Газпром, а также авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь», UTair, ГТК «Россия» и др.

Государственная корпорация «Ростехнологии» (Ростех) – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 8 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2012 году составила 931 млрд рублей, чистая прибыль – 38,5 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 109 млрд. рублей.

Пресс-служба Ростех