Самолетостроение

Холдинг «Авиационное оборудование» подвел итоги 2013 года: совокупная выручка увеличилась более чем на 30% и составила 20 млрд. рублей

Холдинг «Авиационное оборудование», входящий в ГоскорпорациюРостех, значительно улучшил финансовые показатели по итогам 2013 года. Совокупная выручка ведущего российского производителя систем и агрегатов для воздушных судов (ВС) увеличилась более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом и превысила 20 млрд. рублей, совокупная чистая прибыль выросла на 72% - 1 млрд. рублей.

«Итоги 2013 года показали, что нам удалось заложить прочный фундамент для дальнейших преобразований на основе лучших мировых практик и в соответствии с принятой стратегией развития холдинга до 2020 года, - отметил генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк. –В течение прошлого года предприятия, входящие в «Авиационное оборудование» проводили модернизацию производства и техническое перевооружение мощностей, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, осваивали производство инновационной продукции, развивали сотрудничество с российскими заказчиками и зарубежными партнерами».

В рамках приоритетной задачи по выходу на глобальный рынок и расширения присутствия на рынке послепродажного сервисного обслуживания воздушных судов (ВС)холдинг в сотрудничестве с Boeing создал Авиационный сервисный центр (АСЦ) и запустил центр дистрибуции (ЦД)запчастей для отечественных и иностранных самолетов в аэропорту Шереметьево. В 2013 году оборот ЦД составил 200 млн. рублей. Следующим этапом стало подписание в июле с американской компанией Curtiss-WrightControls меморандума о партнерстве для создания инновационной системы пожарной защиты. В августе подобное соглашение было заключено с UTC AerospaceSystems по опоре и системе управления шасси. Третьей стороной, подписавшей этот документ, стал Boeing, в интересах которого будет выпускаться продукция.

Значительное внимание уделялось сертификации системы менеджмента качества предприятий и их производственных процессов на соответствие международными стандартами и требованиям. Так, входящий в «Авиационное оборудование» «Авиаагрегат» находятся в процессе сертификации соответствия качества выпускаемой продукции стандартам ISO 9001:2008 и EN/AS 9100:2009 и сертификации производств по профильным международным стандартам системы NADCAP.В настоящее время к сертификации приступили и другие заводы, входящие в «Авиационное оборудование», в частности, УНПП «Молния»иУАП «Гидравлика».

В 2013 году была разработана инвестиционная программа холдинга до конца 2016 года, в рамках которой объем финансовой поддержки технического перевооружения предприятий составит более 9,5 млрд рублей. В частности, мероприятия по модернизации производств были запущены на НПП «Старт», «Авиаагрегате», МПО имени Румянцева, УАП«Гидравлика», ММЗ

«Знамя» и МКПК «Универсал». С 2014 года обновление производственной и испытательной баз будет осуществляться и на других площадках, в том числе на Котласском электромеханическом заводе, НПП «Звезда» и НПП «Респиратор».

Важным этапом в формировании корпоративной структуры «Авиационного оборудования» стало получение холдингом от Ростеха в декабре 2013 года пакетов акций 16 предприятий на сумму 8,4 млрд рублей. Уставный капитал «Авиационного оборудования» увеличился более чем в 8 раз, а рыночная стоимость активов достигла 12 млрд рублей. Таким образом, «Авиационное оборудование» перешло к модели самостоятельного управления входящими в него предприятиями, при которой повысилась и степень ответственности холдинга за принятие решений.

Кроме того,в 2013 году успешно реализована подпрограмма «Конкурентоспособность-1» по разработке инновационной продукции. В соответствии с ней холдинг создал комплекс натурных и электронных макетов инновационных авиасистем для гражданских самолетов и вертолетов, которые будут серийно производиться в России до 2025 года. В рамках работы над проектом ПАК ФА Уфимское агрегатное производственное объединение разработало систему электроснабжения постоянного тока СПТСу-7,5, а также плазменные агрегаты воспламенения для нее.

Важным достижением «Авиационного оборудования» в 2013 году стало создание первой в России образовательной программыв области системного инжиниринга, которая успешно запущена на базе Высшей школы системного инжиниринга (ВШСИ) Московского физико-технического института (МФТИ). При ее создании был использован опыт лучших иностранных вузов, в том числе Массачусетского и Калифорнийского технологических институтов, самого МФТИ, а также учитывались потребности основных заказчиков.Магистерская программа по направлению «Наукоемкие технологии и экономика инноваций» позволит уже в этом году без отрыва от производства подготовить около 20 инженеров.

Еще одним важным направлением технологического и производственного развития холдинга стало формирование центров компетенции. В частности, в 2013 году были успешно запущены пилотные проекты технологических кластеров на базе Уфимского агрегатного производственного объединения (УАПО) и завода «Авиаагрегат» в Самаре, входящих в «Авиационное оборудование». В будущем Уфимский центр компетенций полностью обеспечит все предприятия холдинга литейными заготовками, а Самарский центр по механообработке иинжинирингу наладит эффективную технологическую подготовку производства, а также выпуск гидроцилиндров и других продуктов механического производства. Новые центры компетенций помогут в перспективесущественно снизить себестоимость производства комплектующих и систем для перспективной российской авиации. Экономический эффект от создания одного подобного центра только за счет сокращения производственных издержек и затрат на оплату труда на предприятиях может превысить 200 млн рублей, а производительность труда в центрах компетенций холдинга возрастет до 10 раз по сравнению со средней выработкой предприятий, что соответствует уровню производительности труда на предприятиях мировых лидеров авиастроения.

К 2020 году холдинг «Авиационное оборудование» станет системным интегратором в 12 авиасистемах и увеличит прибыль в 9 раз до 9 млрд рублей

Холдинг «Авиационное оборудование», входящий в Госкорпорацию Ростех, в рамках стратегии развития к 2020 году намерен стать глобальным конкурентоспособным комплексным интегратором и поставщиком первого уровня 12 авиационных систем. Среди приоритетов – выход на международный рынок производства и ремонта авиационных систем для иностранных воздушных судов (ВС), потенциал которого в 15 раз превышает объем российского рынка и оценивается в более чем 460 млрд. рублей.Совокупная выручка «Авиационного оборудования» при этом вырастет почти в три раза - с 20 до 65 млрд. рублей, совокупная чистая прибыль – более чем в 9 раз - с 1 до 9,3 млрд. рублей. При этом общий объем инвестиций в развитие холдинга превысит 70 млрд. рублей.

Для этого будут проведены кардинальные изменения в производственной модели и модели управления холдинга: пересмотрена система закупок, значительно сокращены административные и хозяйственные издержки.

«Преобразования, заложенные в стратегии развития, основываются на лучшем международном опыте и направлены на постепенное изменение всей системы функционирования холдинга, - отметил генеральный директор «Авиационного оборудования»Максим Кузюк. – Мы стремимся к тому, чтобы стать современной конкурентоспособной компанией, прозрачной для инвесторов и максимально интегрированной в международное авиастроение. Уверен, что успешная реализация стратегии будет способствовать росту финансовых показателей, в частности, выручки и прибыли, а это, в свою очередь, позволит нам увеличивать зарплаты рабочим, создавать новые высокотехнологичные рабочие места и уделять больше внимания разработке инновационной продукции».

Доля неавиационной продукции в структуре выручки холдинга снизится с 36% в 2012 году до 23% в 2020 году. В целях увеличения загрузки мощностей и получения дополнительной прибыли производство будет сосредоточено на шести перспективных направлениях – оборонной промышленности, ракетостроении, космосе,энергетике, нефтегазовом и транспортом.Темпы производства и объемы авиационной продукции при этом будут только наращиваться.

Для этого холдинг намерен повысить операционнуюэффективность, перейдя от модели прямого управления активамик централизации разработки и управлению продуктовыми направлениями.Новая схема позволит полностью контролировать жизненный цикл создаваемых авиационных систем - от их разработки до поставки заказчикам и последующего сервисного обслуживания. Для управления продуктовыми направления будут созданы девять дивизионов,каждый из которых будет развивать компетенции интегратора по своему направлению: взлетно-посадочным устройствам; системам электроснабжения; парашютно-десантной технике; средствам наземного обслуживания;системам безопасности и жизнеобеспечения; силовым установкам; гидравлической и топливной системам; пусковым установкам и исполнительным механизмам. Еще один дивизион сфокусируются на управлении портфелемнеавиационной продукции и послепродажном обслуживании выпускаемых изделий и систем.

В2014году холдинг «Авиационное оборудование» планирует открыть специализированный современный Центр проектирования, который позволит удаленно управлять основными конструкторскими подразделениями холдинга в нескольких регионаходновременно с использованием параллельного инжиниринга. Благодаря централизованному управлению срок разработки новых изделий сократиться на 30%, при этом стоимость опытно-конструкторских работ снизится в 1,5 раза.

В рамках стратегии по выходу на глобальный рынок уже к 2017 году холдинг намерен начать поставки элементов авиационных систем для Boeing.Выручка в сегменте производства систем и агрегатов для иностранных судов при этом будет составлять около 9 млрд рублей.Приоритетным также станет послепродажное обслуживание иностранных ВС и создание систем и агрегатов для них.Принимаемые комплексные меры, по прогнозам «Авиационного оборудования», будутспособствоватьувеличению доли выручки от послепродажного обслуживания авиасистем в ее общем объеме с 2% в настоящее время до 14% к 2020 году.

В целях повышения производственной эффективности холдинга также будет полностью пересмотрена система закупок в сторону снижения стоимости приобретаемых товаров и услуг, сокращены административные и хозяйственные расходы, создана комплексная система управления качеством продуктов, через сертификацию продукции и процессов ее производства на соответствие международным стандартам, а также повсеместное внедрение технической доктрины.

В 2014 году «Авиационное оборудование» приступает к всестороннему внедрению системы управления и планирования ресурсов предприятия - EnterpriseResourcePlanning (ERP),которая используется лидерами авиационного рынка для интеграции производственных процессов, финансового менеджмента и управления активам. ERP является важной составляющей для развития холдинга в качестве прозрачной компании, понятной для инвесторов и надежной для международных партнеров, повышая стоимость компании до 40% и делая ее системузакупок, менеджмента и управления ресурсами понятной, быстрой и максимально эффективной для холдинга, его предприятий и их партнеров.

Значительные средства (около 7% от выручки) будут ежегодно выделяться на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Общий объем инвестиций в НИОКР до 2020 года превысит 29 млрд. рублей.

Холдинг «Авиационное оборудование» специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании систем и агрегатов воздушных судов. Кроме того, холдинг производит детали и агрегаты для таких отраслей промышленности как нефть и газ, автомобилестроение, транспорт, энергетика. «Авиационное оборудование» включает в себя 35 предприятий, расположенных по всей стране – в Москве, Московской области, Уфе, Самаре, Ульяновске, Омске, Архангельской области и других регионах России. Холдинг входит в состав Ростеха. Ключевыми партнерами и клиентами являются Объединенная авиастроительная корпорация, «Вертолеты России», Объединенная двигателестроительная корпорация, а также авиакомпании «Аэрофлот», «Сибирь», UTair, ГТК «Россия» и др.

Государственная корпорация «Ростехнологии» (Ростех) – российская корпорация, созданная в 2007 году для содействия разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. В ее состав входит 663 организации, из которых в настоящее время сформировано 8 холдинговых компаний в оборонно-промышленном комплексе и 5 – в гражданских отраслях промышленности. Организации Ростеха расположены на территории 60 субъектов РФ и поставляют продукцию на рынки более 70 стран. Выручка Ростеха в 2012 году составила 931 млрд рублей, чистая прибыль – 38,5 млрд рублей. Налоговые отчисления в бюджеты всех уровней превысили 109 млрд рублей.