Самолетостроение

Михаил Погосян: уровень боевой эффективности наших самолетов превосходит все, что есть в мире

29 августа в шале Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) на МАКС 2013 состоялась пресс-конференция Президента ОАК Михаила Погосяна, выступление которого мы публикуем с небольшими сокращениями.

Планы, намеченные ОАК по диверсификации производства самолетов в сегментах военной, транспортной и гражданской авиации, успешно реализуются. К этому МАКС ОАК подошла с хорошими показателями по выполнению производственных планов в 2013 году. За первый квартал консолидированная выручка ОАК по сравнению с тем же периодом 2012 года выросла на 29%. В этом году ОАК выйдет на новый уровень и выручка ОАК за год превысит 200 млрд. руб. против 171 млрд. руб. в 2012 году. ОАК демонстрирует устойчивый рост и это основа нашего дальнейшего движения. Говоря об итогах МАКС 2013, отмечу, что ОАК подписала несколько контрактов на поставку самолетов и соглашений, которые в ближайшее время будут трансформированы в контракты, на поставку 173 самолетов с общей ориентировочной стоимостью порядка 9 млрд. долл.. Если к этому еще добавить контракт с министерством обороны на сервисное обслуживание нашей авиатехники на сумму около 3 млрд. долл., то суммарный объем контрактов, которые подписаны ОАК, составит сумму около 12 млрд. долл. Это увеличивает тот портфель заказов, которым сегодня располагает ОАК, и обеспечивает стабильное развитие корпорации на среднесрочную перспективу.

В области гражданской авиации были подписаны контракты с лизинговыми компаниями, что является принципиально важным моментом создания условий для операционного лизинга современной гражданской авиационной техники. Это касается и программы «Сухой Суперджет 100», и проекта МС-21, которые реализуются в соответствии с намеченными два года назад планами.

В области транспортной авиации мы провели презентацию самолета Ил-476, который завершил предварительный этап испытаний и со следующего года начнет поставляться в рамках контракта, подписанного с министерством обороны, нашим вооруженным силам.

В области боевой авиационной техники на МАКС была продемонстрирована вся линейка военных самолетов, которая производится холдингом «Сухой», корпорациями МиГ и ИРКУТ. Посетители МАКС смогли увидеть уникальный пилотаж одновременно четырех самолетов, которые демонстрировали фигуры высшего пилотажа и сверхманевренность, которая сейчас является отличительной особенностью пилотажа военной авиатехники производства ОАК: самолеты Су-30, МиГ 29ОВТ, Су-35 и перспективный комплекс пятого поколения Т-50. Эти замечательные машины показали тот уровень самолетостроения, которого мы достигли в области аэродинамических характеристик. На стендах ОАК и поставщиков можно было увидеть, за счет чего достигнут высокий боевой потенциал нашей авиатехники. Нами представлены бортовое радиоэлектронное и пилотажно-навигационное оборудование, радиолокационные комплексы, которые создают высокий уровень боевой эффективности наших самолетов, который превосходит все, что есть в мире.

28 августа мы проводили конференцию с вузами и подписали соглашение по созданию образовательного кластера на базе в г. Жуковском. Подготовка кадров является одной из ключевых задач, стоящих перед нами в области обеспечения достижения высоких поставленных целей. Мы должны выйти к 2015 году на объем производства более 10 млрд. долл., к 2020 году на объем производства более 15 млрд. долл., а к 2025 году – более 25 млрд. долл. Мы должны удвоить объем производства по сравнению с 2012 годом уже в 2015 году. Основными драйверами роста станут сегменты транспортной и гражданской авиации, а относительная доля военной авиации будет сокращаться, хотя общий объем поставок военной авиационной техники в абсолютных цифрах возрастет.

Другой важнейшей задачей, стоящей перед ОАК, является реструктуризация наших производственных активов и создание специализированных центров по основным ключевым компетенциям, которые обеспечивают конкурентоспособность нашей техники. В июле этого года мы открыли композитное производство в Казани - ЗАО «КАПО- Композит», в ближайшее время будет запущено производство по выпуску крыльев и компонентов конструкций из композиционных материалов на Ульяновском заводе, что является одной из ключевых задач по реализации проекта МС-21. Впервые на МАКС 2013 нами показан тренажер самолета МС-21, который помогает разрабатывать интерфейс взаимодействия экипажа с комплексом бортового оборудования. Комплексное решение задачи диверсификации производства, привлечение квалифицированных кадров и реструктуризация производственных активов в сумме должны дать тот результат, на который мы рассчитываем. В рамках МАКС 2013 можно было наблюдать много и других фактов и событий, так или иначе свидетельствующих о результатах работы и достижениях ОАК. В целом считаю, что результаты деятельности ОАК, показанные на МАКС 2013, говорят о выходе нашей авиационной промышленности на качественно новый уровень.

После выступления М. Погосян ответил на вопросы журналистов.

- Расскажите подробнее о соглашениях с вузами

-Упомянутое мною соглашение о взаимодействии с вузами, кроме подготовки кадров, определяет также сотрудничество по ключевым направлениям деятельности вузов в области научных и инженерных исследований. Обсуждался также вопрос о внедрении эффективных технических решений и достижений вузов в деятельность предприятий ОАК.

- Каков объем государственной программы поставки вооружений?

- Общий объем государственной программой вооружений составляет поставку порядка 600 новых самолетов. Контракты, подписанные ОАК с МО, находятся в процессе реализации. Ни один из ранее заключенных контрактов не пересматривается, идет работа по заключению новых контрактов. Примерно 70% объема государственной программы вооружений нами законтрактовано. Практически мы имеем полный портфель заказов по военной авиационной технике до 2015 года. Мы также имеем большое количество контрактов, заключенных до 2020 года. В этом году мы поставим министерству обороны 65 боевых авиационных комплексов. В прошлом году мы поставили 35 боевых и учебно-тренировочных самолетов. В 2014 году объем поставки превысит уровень этого года. Заказчик имеет потребность в переоснащении авиапарка, а мы располагаем необходимой производственной мощностью для удовлетворения этой потребности.

- Какие контракты по гражданским самолетам заключены на МАКС 2013?

- Нами подписаны контракты на поставку самолетов «Сухой Суперджет 100» и МС-21. В рамках авиасалона законтрактовано примерно равное количество обоих типов. Отрадно, что формируется устойчивый портфель заказов. Заказы на первый расширяют его продвижение на рынок, а на второй – способствуют постройке опытных образцов для проведения программы испытаний и подготовке серийного производства, которое начнется в 2017 году. Ведется техническое перевооружение предприятий ОАК.

- Как развивается сотрудничество с партнерами?

- С самого начала разработки перспективных проектов летательных аппаратов ОАК ориентирован на широкую кооперацию с российскими и зарубежными поставщиками, как это имело место в программе «Сухой Суперджет 100». Работаем со многими компаниями из Германии, Франции, Канады и т.д., работаем также с немецкими исследовательскими центрами по формированию программ перспективных исследований и опытно-конструкторских разработок. Развивается содержательное и многоплановое сотрудничество ОАК с авиационной промышленностью Германии, в частности с компаниями Liebherr Aerospace, Parker и др. Корпорация «ИРКУТ» активно сотрудничает с немецким подразделением Airbus в части производства компонентов самолетов семейства А320.

- В начале программы «Сухой Суперджет 100» Вы говорили, что программа рассчитана на выпуск примерно 800 самолетов с поставкой 600 за рубеж и 200 на российский рынок. Изменились ли эти планы?

- Нет, ориентиры остались прежними. Наши оценки рынка сегодня соответствуют тем показателям, о которых мы говорили пять лет назад. Это оценки и наши, и наших итальянских партнеров, партнеров- двигателистов. Мы ориентированы на указанные ранее объемы.

- Каковы план развития ОАК?

- Реализация программы развития ОАК связана с развитием национального центра авиастроения в Жуковском, решения по которому были приняты руководством страны. Мы завершаем в этом году строительство штаб-квартиры ОАК, а в будущем году введем ее в эксплуатацию. В Жуковском появятся новые рабочие места и в штаб-квартире ОАК, и в учебном центре ГСС, будут строиться ангары для обеспечения испытаний самолетов МС-21. Кадры будут привлекать отовсюду. Специалисты из Жуковского, вынужденные сейчас ездить на работу в Москву, пригодятся здесь. Предусматривается развитие социальной инфраструктуры и образовательного кластера. Сформируем на новых принципах единый центр продаж гражданской авиационной техники. В штаб-квартире будет создана служба продвижения нашей продукции на рынок, сформировано подразделение послепродажного обслуживания. Все это комплексный долгосрочный проект, так что будем работать по многим направлениям.

Геннадий Дмитриевич Аралов, обозреватель "КР", к.т.н.