Самолетостроение

На ОАО «Ил» торжественно отметили юбилей выдающегося авиаконструктора Генриха Васильевича Новожилова

27 октября 2015 года исполнилось 90 лет выдающемуся отечественному авиаконструктору, академику Российской академии наук, лауреату Ленинской премии, дважды Герою Социалистического Труда Генриху Васильевичу Новожилову. Торжественное мероприятие по случаю празднования юбилея состоялись в конференц-зале главного корпуса ОАО «Ил».

Поздравить юбиляра прибыли президент ПАО «ОАК» Слюсарь Ю.Б., Генеральный директор ОАО «Ил» Вельможкин С.В., член коллегии Военно-промышленной комиссии Каштан М.И., Председатель ЦК КПРФ Зюганов Г.А., представители правительства РФ, министерства обороны, руководители предприятий и ветераны авиапрома, сотрудники ОАО «Ил».

Поприветствовав участников торжественного собрания, генеральный конструктор ОАО «Ил» Таликов Н.Д. рассказал о трудовом пути авиаконструктора. «Главное, что сделал Генрих Васильевич, это сохранил коллектив, который строил замечательные самолеты. Мы продолжим его работу», - сказал Таликов Н.Д.

Генеральный директор ОАО «Ил» Вельможкин С.В. поздравил юбиляра и зачитал приказ о присвоении Новожилову Г.В. звания Почетный генеральный конструктор ОАО «Ил».

Член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Каштан М.И. поздравил Новожилова Г.В. от имени председателя правительства РФ Медведева Д.А. «Выдающийся конструктор, легенда отечественного авиастроения, Вы внесли значимый вклад в развитие отрасли, в укрепление обороноспособности страны, сохранили и преумножили славу знаменитого конструкторского бюро имени С.В. Ильюшина», - говорилось в обращении Медведева Д.А.

Президент ПАО «ОАК» Слюсарь Ю.Б. поздравил юбиляра и сообщил, что благодаря самолету Ил-96, созданному коллективом ильюшинцев под руководством Новожилова Г.В., наша страна находится в тройке ведущих авиационных держав. «Я очень надеюсь, что с его помощью и помощью других наших ветеранов мы сможем решить все те задачи, которые стоят у нас в корпорации», - сказал Слюсарь Ю.Б.

Председатель ЦК КПРФ Зюганов Г.А. рассказал о совместной работе с юбиляром и отметил его черты характера. «Девиз Генриха Васильевича — ничего не бояться и верить в будущее, что дано только тем, кто очень энергичный каждый день. Как человек, он, с одной стороны очень обаятельный, с другой стороны предельно требовательный, очень строгий и заинтересованный», - отметил Зюганов Г.А.

Генриха Васильевича Новожилова поздравили также представители министерства обороны и, отмечая громадный вклад авиаконструктора в деле обороноспособности страны, вручили медаль «Михаил Калашников».

Много добрых слов в адрес юбиляра сказали ветераны авиапрома, сотрудники ОАО «Ил».

В ответном слове Новожилов Г.В. еще раз подчеркнул, что все самолеты связанные с его именем были созданы коллективом ильюшинцев. «Всюду и везде, даже получая высочайшие награды, я говорил, что за мной стоит коллектив, который воспитал Сергей Владимирович Ильюшин. И если быть откровенным, то, пожалуй, самым большим моим достижением были не столько самолеты, сколько этот коллектив, который самолеты создавал», - заявил Новожилов Г.В.

Торжественное мероприятие завершил просмотр фильма о творческом пути авиаконструктора.

Биографическая справка:

Новожилов Генрих Васильевич родился 27 октября 1925 года в г. Москве. До войны окончил 8 классов средней школы.

Трудовой путь начал в 1943 году лаборантом кафедры физики в МАИ.

1943-1949 годы студент МАИ.

С 1 июля 1948 года с преддипломной практики начал работать в ОКБ С.В. Ильюшина в должности инженера-конструктора. В отделе фюзеляжа прошел путь до конструктора I категории. Принимал участие в работах по самолетам Ил-14, Ил-40, Ил-46, Ил-54. Был ведущим инженером по специальности при постройке и летных испытаниях реактивного бомбардировщика Ил-54.

1956-1958 годы секретарь парткома предприятия.

С сентября 1958 года заместитель главного конструктора по Ил-18 и ответственный за самолеты «Ил», находящиеся в эксплуатации.

Участвует в разработке модификаций Ил-18 для ВВС – противолодочного самолета Ил-38, Ил-20 «Стрела» и других.

В 1964 году Приказом министра назначен главным конструктором II категории и первым заместителем генерального конструктора. С этого времени под руководством С.В. Ильюшина начинает работать в Бюро эскизного проектирования.

Отвечает за проведение летных испытаний, запуск в серийное производство и эксплуатацию дальнемагистрального реактивного самолета Ил-62.

В сентябре 1967 года начались полеты с пассажирами, и самолет Ил-62 надолго становится флагманом «Аэрофлота».

В июле 1970 года по представлению Сергея Владимировича Ильюшина (в связи с его болезнью и уходом на пенсию по личному заявлению) Распоряжением Совета Министров СССР Новожилова Г.В. назначают генеральным конструктором и ответственным руководителем предприятия.

Следует отметить работу по созданию военно-транспортного самолета Ил-76 – первого самолета его конструкции. Опытный Ил-76 взлетел с Центрального аэродрома г. Москвы 25 марта 1971 г. Принят на вооружение в 1976 году.

Ил-76 – первый реактивный военно-транспортный самолет, способный использовать грунтовые и бетонные полосы, стал основным в составе ВТА ВВС, выполняет все виды десантно-транспортных операций . В гражданской авиации осуществляет коммерческие перевозки и специальные задания при чрезвычайных ситуациях. На базе Ил-76 создано много модификаций – керосинозаправщик Ил-78, самолет для тренировки космонавтов в невесомости, летающий госпиталь «Скальпель», противопожарный и др.

В 1980 году на трассы «Аэрофлота» вышел первый российский пассажирский широкофюзеляжный самолет Ил-86. При создании этого самолета Новожиловым Г.В. были разработаны и воплощены в конструкцию новые принципы обеспечения безопасности полета. Достигнута высокая технологичность и эффективность в эксплуатации. 130 технических нововведений, защищенных патентами, свидетельство высокой технической культуры и научных разработок, выполненных совместно с ЦАГИ и внедренных Новожиловым Г.В. в самолет Ил-86, послужили дальнейшему развитию российской авиационной науки.

Год 1993 – генеральным конструктором Новожиловым Г.В. была завершена работа по созданию самолета нового поколения – дальнемагистрального широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-300 с отечественными двигателями ПС-90.

14 июля 1993 года рейсом Москва-Нью-Йорк начались пассажирские перевозки. Сегодня налет самолетов подходит к 70 тысячам летных часов.

В самое трудное время с 1990 по 1999 год по решению Президентов России и США проводит работу по дальнемагистральному самолету Ил-96М/Т с американскими двигателями и американской авионикой, создает первый совместный российско-американский самолет, получивший Сертификат типа FAA США в 1999 году, не уступавший лучшим аналогичным самолетам мира.

Ил-103 – легкий многоцелевой самолет, предназначенный для использования в авиашколах, при патрулировании и оказании скорой медицинской помощи. Первый полет май 1994 года. Имеет два Сертификата: Сертификат тип МАК СНГ получен в декабре 1996 года, FAA USA – декабрь 1998 года.

Работа по программам самолетов Ил-96М/Т и Ил-103 в партнерстве с американскими специалистами и сертификация этих самолетов в американском регистре, проведенная впервые, стала признанием высокой профессиональной квалификации наших конструкторов и рабочих, свидетельством высокого уровня отечественной технологии и конкурентоспособности наукоемких, сложных изделий, создаваемых в России.

Ил-114 – турбовинтовой пассажирский 64-местный самолет нового поколения для региональных трасс, с низким уровнем расхода топлива. Первый полет - март 1990 года. Сертификат типа МАК СНГ получен в апреле 1997 года. В серийное производство запущен на ТАПОиЧ (Ташкент) успешно много лет эксплуатируется компанией «Узбекистон Хаво Йуллари» Узбекистан.

В каждой из вышеперечисленных программ создания новых самолетов Генрих Васильевич Новожилов проявлял высокий уровень творчества ученого-конструктора, разрабатывая простые, надежные и эффективные конструкции самолетов, обеспечивающих высокий уровень безопасности полета, большой ресурс, производственную и эксплуатационную технологичность. Он внес большой вклад в развитие мирового самолетостроения.

В 1979 году избран членом-корреспондентом, а в 1984 году академиком Российской академии наук.

Генрих Васильевич Новожилов выполнял большую общественную работу – неоднократный депутат Моссовета, Верховного Совета, Народный депутат СССР. Он дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии и премии Правительства РФ, удостоен звания «Заслуженный конструктор РФ», награжден тремя орденами Ленина, орденами «Октябрьской революции», «Трудового Красного Знамени», «Знак Почета», «Дружбы народов», «За заслуги перед Отечеством II и III степени», орденами Польши, Чехословакии, Республики Узбекистан, многими медалями, в том числе Золотой медалью имени А.Н. Туполева за выдающиеся работы в области авиационной науки и техники.

Новожилов Г.В. ветеран Великой Отечественной войны и Труда, награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и «Ветеран Труда».

С января 2006 года – главный советник генерального директора по науке. С 27 декабря 2015 года – почетный генеральный конструктор ОАО «Ил».

Ежедневно в 9:00 начинает свой рабочий день.

В его личном списке научных разработок 130 технических изобретений и нововведений, защищенных патентами, научные работы по выбору аэродинамической компоновки крыла, надежности планера с учетом безопасности при повреждениях, высокой технологичности в производстве и новые принципы технического обслуживания в эксплуатации.

Под его руководством были спроектированы, построены, прошли летные испытания и запущены в серийное производство самолеты марки «Ил» нового поколения, имеющие важное значение в развитии народного хозяйства страны и укреплении ее обороноспособности.

Вклад Генриха Васильевича Новожилова – генерального конструктора, ученого и организатора в развитие отечественной авиации, получил широкое признание Российских и зарубежных специалистов.

Объединенная авиастроительная корпорация (ПАО «ОАК») создана в 2006 году с целью консолидации активов крупнейших авиапредприятий России, в настоящее время государству принадлежит более 85% акций холдинга. В состав ОАК входят ведущие российские конструкторские бюро и самолетостроительные заводы, среди которых Компания «Сухой»; Корпорация «Иркут»; «ОАК — Транспортные самолеты»; «ОАК – Центр комплексирования»; Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина; Нижегородский авиастроительный завод «Сокол»; «Туполев»; «Ильюшин Финанс Ко.»; «Авиастар-СП»; «ВАСО»; РСК «МиГ»; ЭМЗ им. В. М. Мясищева; ЛИИ им. М. М. Громова; «АэроКомпозит»; ТАНТК им. Бериева. Предприятия ОАК выполняют полный цикл работ – от проектирования до послепродажного обслуживания и утилизации авиационной техники. В 2014 году ОАК поставила заказчикам 159 самолетов, на 43% больше чем в 2013.

Выручка холдинга увеличилась на 34%, до 295 млрд рублей. На предприятиях корпорации работают более 98 000 сотрудников. Президент ОАК — Юрий Борисович Слюсарь.

«Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» (ОАО «Ил») входит в состав ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация». Выполняет полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, испытаниями, подготовкой и сопровождением производства образцов авиационной техники, поддержанием летной годности ранее произведенных воздушных судов марки «Ил».

Пресс-служба ОАО «Ил»