Самолетостроение

На ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» торжественно открыт памятник самолету-амфибии Бе-103

        18 июля на территории ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» (входит в состав ПАО «ОАК» Госкорпорации «Ростех») был торжественно открыт памятник самолету-амфибии Бе-103, памятник установлен в честь 25-летия со дня первого полета, состоявшегося 15 июля 1997 г.

В торжествах приняли участие: сотрудники ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева» во главе с управляющим директором П.В. Павловым, представители администрации и города Таганрога, руководители крупнейших таганрогских предприятий и другие почетные гости.

Ставший памятником, легкий многоцелевой самолет-амфибия Бе-103, был разработан на ТАНТК им. Г.М. Бериева. Серийно строился в 2003-2007 гг. в Комсомольске-на-Амуре, где было построено 5 опытных и 26 серийных самолетов Бе-103, поставлявшихся в КНР и США.

Разработка легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103 началась на ТАНТК им. Г.М. Бериева, в начале 1990-х гг. прошлого века. Проект был инициативным, и его реализация позволила сохранить и поддержать в то непростое время самобытную отечественную школу гидросамолетостроения.

В настоящее время на ПАО «ТАНТК им. Г.М. Бериева», развернуто серийное производство многоцелевых самолетов-амфибий Бе-200ЧС. Создаются новые и модернизируются авиационные комплексы специального назначения. Осуществляется плановый ремонт и модернизация самолетов ВКС и ВВС ВМФ.

В целом, уже сверстанные производственные планы обеспечивают сбалансированную загрузку ТАНТК до 2026 года.

Легкий многоцелевой самолет-амфибия Бе-103. Краткая справка

В качестве памятника установлен третий опытный самолет-амфибия Бе-103 (серийный номер №3004, бортовой – RA-03004) построенный в 1999 году.

Бе-103 - легкий многоцелевой самолет -амфибия с двумя поршневыми двигателями Teledyne IO-360ES мощностью 210 л.с. для перевозки 4–5 пассажиров или около 400 кг грузов в труднодоступных для других видов транспорта регионах со значительным количеством водоемов. Может применяться в санитарном, сельскохозяйственном, патрульном и других вариантах.

Выполнен по схеме свободнонесущего низкоплана с водоизмещающим крылом с корневыми наплывами, фюзеляжем-лодкой, классическим оперением, двумя двигателями на пилонах над хвостовой частью фюзеляжа и трехопорным убирающимся шасси с носовой стойкой.

Разработка легкого многоцелевого самолета-амфибии Бе-103 началась на ТАНТК им. Г.М. Бериева, с началом 90-х гг. Проект был инициативным и преследовал две основные цели. Во-первых, отработать гидро- и аэродинамические компоновки сверхтяжелых гидросамолетов со взлетной массой более 500 тонн, а во-вторых, создать многоцелевую амфибию для использования в транспортных перевозках по воздуху на местных линиях страны (а особенно в Сибири и на Дальнем Востоке).

Все опытные и серийные самолеты строились на КнААПО (ныне КнААЗ компании «Сухой»). Первый вылет с аэродрома выполнен 15 июля 1997 г., с воды - 24 апреля 1998 г. После выпуска пяти летных опытных и предсерийных образцов на КнААПО в 2002 г. было развернуто серийное производство завершившиеся в 2007 г.

Сертификат типа АР МАК на самолет Бе-103 получен 26 декабря 2001 г., самолет также сертифицирован в США, Бразилии и Китае. Первые три серийных Бе-103 в июле 2003 г. поставлены в США.

Летом 2006 г. авиакомпанией ТАНТК им. Г.М. Бериева начаты пассажирские перевозки на Бе-103 в России.

Построено пять опытных образцов и 26 серийных самолетов Бе-103 (главным образом, по заказам КНР, получившей первые две машины осенью 2010 г.). В течение долгого времени велись переговоры о новых поставках в КНР и организации там лицензионного производства, очередное соглашение на этот счет достигнуто в ноябре 2016 г.

Вялотекущие переговоры о новых поставках Бе-103 в КНР и организации там лицензионного производства этих амфибий так и не привели к подписанию каких-либо конкретных документов. Фактически в Китай отправлены всего две машины из более чем полутора десятков для него построенных, а остальные находятся на хранении на заводском аэродроме в Комсомольске-на-Амуре. К сожалению, не нашлось для этого самолета и реальных заказчиков в России.

На основе Бе-103 на КнААПО в 2002 г. был разработан и построен опытный экземпляр модифицированного самолета-амфибии СА-20П с одним поршневым двигателем М-14П мощностью 360 л.с. и доработанной конструкцией. СА-20П проходил летные испытания с октября 2002 г. Прорабатывались варианты создания модификации с газотурбинным двигателем.

Источник: Таганрогский авиационный научно-технический комплекс им. Георгия Михайловича Бериева