Самолетостроение

П.В. Крапошин.Повелители неба и моря. «Гидроавиасалон-2014»

Посетители Гидроавиасалона в Геленджике могли увидеть не только гидросамолёты, но и экранопланы.

Авиационные торжества отгремели на Волге и переместились на берег Чёрного моря. Местом очередного представления стал город-курорт Геленджик, где с 4 по 7 сентября состоялся 10-й по счёту Гидроавиасалон. Устроителем является ТАНТК имени Г.М. Бериева — ведущий производитель гидросамолётов. В роли организатора выступила компания «Русские выставочные системы».Генеральным спонсором юбилейного "Гидроавиасалона" стал ГК
"Внешэкономбанк". Официальный спонсор выставки - ООО "Страховая компания "АРСЕНАЛЪ", спонсор выставки - АКБ "Новикомбанк".

Торжественное открытие выставки состоялось 5 сентября. В церемонии приняли участие Министр Промышленности и торговли российской Федерации Денис Мантуров и вице-премьер Дмитрий Рогозин, который посетил Гидроавиасалон впервые. Они отметили важность развития гидроавиастроения, благодаря которому станет возможным осуществление программы освоения полярных широт, а также обеспечение транспортной доступности районов, расположенных на берегах рек, озёр и морей.

В нынешнем Гидроавиасалоне впервые принял участие экраноплан «Орион-14». Разработка была осуществлена на основе пограничного экраноплана «Орион-12Э» путем глубокой модернизации. При разработке учитывались научно-технические и технологические результаты, полученные ООО «ЭО «Орион» при выполнении семи НИОКР по федеральной целевой программе «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы.

В программе нынешнего салона в Геленджике значительное место заняла вертолётная тематика. Открытие выставки предваряла гонка на кубок Миля, в которой помимо «Робинсонов» и Ми-2 впервые принял участие «Ансат», который и стал победителем. Вертолёт экспонировался на статической экспозиции геленджикской гидробазы. В первый день работы состоялась презентация этого вертолёта.

Как и на предыдущих салонах, в число основных экспонентов вошло АО «Мотор Сич». Интерес посетителей вызывали образцы изделий для газотурбинных двигателей. Достижения предприятия были продемонстрированы также в аэропорту, где был представлен построенный на Оршанском авиаремонтном заводе вертолёт Ми-8МСБ.

На Гидроавиасалоне нынешнего года, как и на всех авиационных выставок, значительный интерес представляет тема, связанная с применением в авиастроении композиционых материалов. В состав участников вошло ОАО «РТ-Химкомпозит», действующее в Обнинске Калужской области. В состав экспонатов вошли многослойные сотовые панели, предназначенные для самолётов «Суперджет-100» и их двигателей SaM-146. На стенде экспонировался также фрагмент интегральной стрингерной панели из углепластика. Он найдёт применение в конструкции кессонов хвостового оперения перспективного самолёта.

Сегодня в России и в мире перспективным направлением авиастроения стало создание беспилотных летательных аппаратов. В экспозиции выставки Гидроавиасалон-2014 эта тема была представлена широко. Свои достижения в данной области представил Южный Федеральный университет, действующий в Таганроге. Специалисты кафедры летательных аппаратов создали беспилотный многоцелевой малогабаритный комплекс «Рассвет». Он представляет собой самолёт с двумя электродвигателями, позволяющими ему летать на высоте до 3000 метров со скоростью 60 километров в час. Радиус действия составляет 30 километров, продолжительность полёта — два с половиной часа. Беспилотная авиация является также частью профиля деятельности компании «Радар ММС».В модельный ряд входит мониторинговый комплекс «Бриз» с беспилотными вертолётами. Он предназначается для оперативного наблюдения за большими площадями и протяжёнными учстками земной, водной и ледовой поверхностей в труднодоступной местности для обеспечения поисково-спасательных работ, антитеррористических мероприятий, а также решения других задач, включая изучение экологической обстановки, контроля состояния трубопроводов, линий электропередач и т. п. Скорость полёта составляет 80 километров в час, продолжительность — от часа до полутора. Аналогичные задачи решаются также с помощью вертолёта БПВ-500, летающего со скоростью 180 километров в час. Радиус действия составляет 500 километров. Основным экспонатом компании «Радар ММС» стал представленный в аэропорту самолёт-лаборатория Ил-114.

На любой выставке, посвящённой авиакосмической тематике, значительное место занимает раздел по радиоэлектронному оборудованию. В Гидроавиасалоне-2014 принял участие концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Особое место в экспозиции концерна занимает макет–демонстратор кабины Бе-200, разработанной Научно-исследовательским институтом «Авиационное оборудование». Концерн отвечает за состав бортового оборудования этого воздушного судна. В числе новинок КРЭТ продемонстрировал блок вычислительных систем БВС2А. Оборудование входит в комплекс приборов для беспилотников и предназначено для формирования команд автоматического и директивного управления полетом. Впервые на «Гидроавиасалоне» Концерн представляет бортовую систему сбора, контроля и регистрации данных БСКР-ИМА, разработанную в соответствии с международными стандартами КТ-160D, KT-178B (уровень D), KT-254, ED-112 (TSO-123b, TSO-124b) и планируемую к установке на перспективные летательные аппараты гражданского назначения, в том числе МС-21 и SuperJet-100. БСКР-ИМА предназначена для сбора, обработки и регистрации цифровых параметрических данных, звуковой информации о внутренних и внешних переговорах экипажа и звуковой обстановке в кабине, а также видеоинформации, поступающей от источников видеосигнала. Система позволяет сохранять информацию в случае авиационного происшествия, в том числе над водной поверхностью. Состав устройства может меняться в зависимости от конфигурации системы на объекте. В рамках объединенной экспозиции КРЭТ на выставке была представлена авиационная бортовая система сбора, контроля и регистрации ЭКРАН-30-28Э, предназначенная для палубных вертолетов Ка-28. Система позволяет производить автоматизированный контроль работоспособности бортового оборудования на земле и в полете, регистрации параметрической и звуковой информации, а также сохранения данных в случае авиационного происшествия над водной поверхностью и на суше.

Участником Гидроавиасалона-2014стал также ЦИАМ имени П.И. Баранова. Экспозицию стенда были включены детали поршневого двигателя из композиционных материалов — клапаны из интерметаллида, шатун из титана, а также поршень из композиционного материала на основе углерода. Все перечисленные материалы позволяют снизить массу конструкции и увеличить ресурс двигателя. Применение композитного материала для изготовления поршня даёт возможность обходиться без смазки. Одним из важнейших составных частей авиастроительного кластера является агрегатостроение. Эту тему отражала экспозиция московского предприятия — НПО «Наука». К основным направлениям деятельности относятся системы кондиционирования воздуха и автоматического регулирования давления, а также агрегаты для авиадвигателей различного назначения, как маршевых, так и вспомогательных (ВСУ). Впервые в отечественной практике предприятие создало электрическую систему регулирования давления на базе цифровой микропроцессорной техники для пассажирских и военно-транспортных самолётов. Система создана для самолётов разных классов — вместимостью от 100 до 150 человек, а также для более крупных воздушных судов с числом кресел до 300. Агрегатная тематика была отражена также в экспозиции стенда ОАО «Электропривод», действующего в Кирове. Производимые предприятием электромеханизмы предназначены для привода воздушных, топливных и других кранов в различных дистанционно управляемых системах. Кроме того, они используются для привода насосов системы жидкостного охлаждения бортовой аппаратуры объектов, а также для предкрылков, закрылков, стабилизаторов и других органов управления летательными аппаратами.

Научный сектор дополняли стенды ЦАГИ, ГосНИИ ГА, а также ряда учебных заведений, в число которых вошёл Самарский Государственный аэрокосмический университет.

Гидроавиасалон 2014 года отличался насыщенной деловой программой. Основой стала конференция по амфибийной и безаэродромной авиации, состоявшаяся в конференц-зале отеля «Приморье». Кроме того, на территории гидробазы состоялась конференция по экранопланостроению. Актуальные вопросы рассматривались на конференциях поставщиков, которые провели ОАК и Ассоциация Вертолётной Индустрии (АВИ).

Незабываемое впечатление оставила лётная программа. В ней приняли участие пилотажные группы «Соколы России», а также «Беркуты» - единственная в мире вертолётная пилотажная группа. Непременной частью лётной программы стали демонстрационные полёты гидросамолётов Бе-200 и Бе-103.

Итоги нынешнего Гидроавиасалона показали, что гидроавиастроение является одним и наиболее сильных направлений отечественной авиастроительной отрасли. Гидропланы и экранопланы будут востребованы как в самой России, так и в других странах, где значительную часть транспортной инфраструктуры составляют водные пути.

Очередной Гидроавиасалон в Геленджике состоится в 2016 году.