Самолетостроение

П. В. Крапошин. Стольный авиаград Ульяновск

На симбирской земле готовят лётчиков, строят новые самолёты и обсуждают вопросы развития гражданской авиации.

Славна Волга мастерами авиационных дел. Но авиационной столицей России всё же избран именно Ульяновск. И это неудивительно — самый крупный серийный транспортный самолёт, наречённый именем «Руслан», изготовляется именно там. И именно благодаря этому крылатому богатырю на противоположном от Ульяновска волжском берегу возник новый авиаград с заводом, ныне производящим три типа самолётов — Ан-124 «Руслан», Ту-204, а также Ил-76МД-90А2. В Ульяновске также действует Высшее авиационное училище гражданской авиации (УВАУ ГА), являющееся кузницей кадров для магистральной авиации в течение многих десятилетий. А при этом училище более 30 лет назад основан знаменитый музей истории гражданской авиации, собрание которго состоит из исторических легендарных воздушных судов. Ульяновск также имеет два аэропорта — Центральный (Баратаевка) и Восточный, основанный при заводском аэродроме предприятия «Авиастар-СП».

Последний и стал традиционным местом проведения Международного Авиатранспортного форума, который с 14 по 16 августа состоялся уже в третий раз. В роли организаторов выступили Правительство Ульяновской области, компании «Авиационная столица России» и «Авиа-Арт», а также Центр кластерного развития Ульяновской области. Поддержку мероприятию оказали Министерство Промышленности и торговли Российской Федерации, а также Объединённая Авиастроительная корпорация.

Участники форума отметили, что Ульяновск начал позиционировать себя как центр транспортного самолётостроения. По словам генерального директора предприятия «Авиастар-СП», Сергея Дементьева, производство самолётов Ил-76МД-90А стало приоритетным проектом для «Авиастара». В перспективе планируется производить 18 самолётов в год.

Губернатор Ульяновской области Сергей Морозов в ходе церемонии открытия мероприятия заявил, что засилье иностранных самолётов в России представляется нетерпимым и настало время выдвинуть на рынок отечественные воздушные суда. Одной из перспективных моделей является самолёт Ту-204СМ. У федеральных государственных органов есть потребность в 26 воздушных судах данного типа, у авиакомпании Red Wings есть желание приобрести десять экземпляров, еще пять самолётов планирует заказать ульяновская компания. Стартовый заказ может составить не менее 50-60 единиц. Сергей Морозов также обратил внимание на важность подготовки отечественных кадров и подчеркнул тот факт, что МАТФ вскоре может превратиться в основную кадровую площадку для авиации. У России много возможностей, чтобы быстро обеспечить авиацию подготовленными кадрами. Училище гражданской авиации в прошлом и позапрошлом году получило почти 100 самолетов и современных тренажеров. По словам губернатора Ульяновской области, в России уровень подготовки авиаспециалистов выше, чем за рубежом. Он добавил также, что в рамках следующего форума планируется развернуть больше площадок по подготовке кадров.

В рамках нынешнего авиатранспортного форума состоялся финал конкурса «ТОП-100 лучших инженеров России». Этот конкурс стартовал в марте нынешнего года. Проект инициирован Союзом машиностроителей России и проводится на средства Президентского гранта для некоммерческих организаций при поддержке Российского союза молодежи. Этот проект является уникальной возможностью для студентов и работающей молодежи продемонстрировать знания и навыки, а для работодателей пригласить к сотрудничеству лучших молодых инженеров в стране.

Одной из составных частей форума МАТФ 2014 стала выставка «Инновации в авиации». В число участников, составивших доминанту экспозиции, вошло предприятие «Авиастар-СП». Ударным экспонатом стала модель самолёта Ил-76МД-90А В состав экспозиции ОАК вошли разделы, посвящённые деятельности открытых акционерных обществ «Ильюшин» и «Туполев». Продукция последнего была представлена не только моделями: на лётном поле демонстрировались экземпляры линейных воздушных судов Ту-204-100 и Ту-204-300. Значительное место в модельном ряду фирмы «Ильюшин» заняли модели перспективных самолётов Ил-112В и МТС, создаваемый в кооперации с индийскими специалистами. С российской стороны участниками программы являются ОАО «Рособоронэкспорт» и ОАО «ОАК-Транспортные самолёты», с индийской — государственная авиастроительная компания «Нindustan Aeronautics Ltd». Самолёт создаётся для решения транспортных, десантных, санитарных и специальных задач военно-транспортной авиации.

Особенностью нынешнего форума стало большое количество конференций по проблемам развития отечественной авиационной отрасли. В Ульяновске прошла Вторая всероссийская конференция «Производственная кооперация поставщиков авиастроительных корпораций: вызовы времени». Ключевым вопросом повестки дня стало влияние обострившейся политической ситуации на кооперацию авиастроителей и возникшие новые риски. Кроме того, в рамках мероприятия состоялись конференции по вопросам развития транспортного авиастроения и освоения производства и эксплуатации самолёта Ту-204СМ.

Деловая программа, несомненно, является важной составляющей любого подобного мероприятия. Но не менее важен и назидательно-воспитательный аспект форума, связанный с сохранением в памяти поколений будущих авиаторов имен наших прославленных современников. Организаторы почтили память выдающегося конструктора ОАО «Ил», учёного и инженера Виктора Ливанова, ушедшего из жизни в минувшем году. На второй день работы МАТФ, 15 августа, состоялись торжества по случаю присвоению его имени одному из проспектов в Новом городе. В заключительный день работы МАТФ 2014 состоялись авиационный праздник и молодёжный форум «Я авиатор». Его организация и проведение — один из важнейших шагов в решению кадровых проблем с лётными и инженерными кадрами.

Проведение очередного форума запланировано на 2016 год.