Самолетостроение

Представитель руководства ЦАГИ завоевал «серебро» на Чемпионате России по судомодельному спорту

Начальник комплекса информационных технологий Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») Александр Ксенократов занял второе место на Чемпионате Российской Федерации по судомодельному спорту. Соревнование прошло под эгидой Федерации судомодельного спорта России в г. Санкт-Петербурге в июле.

На первом этапе чемпионата радиоуправляемая модель сухогруза XX века, выполненная Александром Ксенократовым в масштабе 1:20, прошла стендовую оценку по таким критериям, как соответствие прототипу, качество изготовления, общее впечатление и объем работы. Следующим шагом стала демонстрация ее ходовых качеств в рамках 15-минутной программы «Спасательная операция» на Ивановском карьере Северной столицы. Согласно сценарию, сухогруз являлся центральным объектом демонстрации. Он имитировал столкновение с другим участником показа – речным теплоходом, последующее горение, спуск шлюпок для спасения экипажа корабля, затопление и судоподъемную операцию. По сумме стендовой оценки и демонстрации на воде было набрано 94,33 балла и завоевано второе место в классе моделей-копий F6 соответственно. По итогам соревнования спортсмен включен в сборную страны для участия в чемпионате Содружества Независимых Государств в 2023 году.

Модель сухогруза Александр Ксенократов строил своими руками в течение трех лет. В ее конструкции использованы как композиционные материалы – стеклоткань, стеклотекстолит, так и латунь, дюраль, оргстекло, полистирол. Макет водного судна является многоразовым, в нем имеются незатопляемые герметичные отсеки с двигателями, механикой и радиоэлектронной аппаратурой, а также специальные ниши с материалом, пропитанным горючим веществом, для имитации горения.

«Когда-то отец привел меня в судомодельный кружок, я увлекся, и впоследствии детское хобби переросло в профессиональный спорт. В судомоделизме важно не только уметь работать руками, но и обладать высокими техническими знаниями. Так, прежде чем начать постройку копии корабля, я долгое время собираю и изучаю чертежи и фотографии прототипа, работая в Российском государственном архиве Военно-морского флота (г. Санкт-Петербург)», – рассказал спортсмен.

Судомодельным спортом Александр Ксенократов занимается с 1991 года. Он – мастер спорта России, многократный призер чемпионатов и кубков России, бронзовый призер Чемпионата мира – 2019. С 2004 года входит в сборную команду страны по судомодельному спорту. В сфере его интересов – модели исторических кораблей периода русско-японской войны. В коллекции спортсмена есть макеты таких знаковых водных судов, как спасательный корабль «Теодор Хойс», эскадренный броненосец «Двенадцать апостолов», линейный корабль «Монтана».

Чемпионат Российской Федерации по судомодельному спорту проходил на учебной парусно-шлюпочной базе Морского технического колледжа имени адмирала Д.Н. Сенявина на Ивановском карьере г. Санкт-Петербурга с 4 по 11 июля. Он собрал более 150 сильнейших спортсменов из 27 регионов страны. Участники представили модели парусников, катеров, яхт, эсминцев, подводных лодок, сухогрузов, морских платформ. Судьи оценивали соответствие моделей оригиналам, их управляемость, скорость и маневренность.

Класс F6 объединяет группу радиоуправляемых многофункциональных моделей-копий, предназначенных для группового выступления по определенной программе (сценарию). Соревнования проводятся в два этапа. Сначала проводится стендовая оценка модели, затем – демонстрация ее ходовых качеств на воде.

Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») основан 1 декабря 1918 года. Сегодня ЦАГИ – крупнейший государственный научный центр авиационной и ракетно-космической отрасли Российской Федерации, где успешно решаются сложнейшие задачи фундаментального и прикладного характера в областях аэро- и гидродинамики, аэроакустики, динамики полета и прочности конструкций летательных аппаратов, а также промышленной аэродинамики. Институт обладает уникальной экспериментальной базой, отвечающей самым высоким международным требованиям. ЦАГИ осуществляет государственную экспертизу всех летательных аппаратов, разрабатываемых в российских КБ, и дает окончательное заключение о возможности и безопасности первого полета. ЦАГИ принимает участие в формировании государственных программ развития авиационной техники, а также в создании норм летной годности и регламентирующих государственных документов.

Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского» (далее – Центр) создан в соответствии с Федеральным законом от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ, принятым во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 15 сентября 2011 года № ВП-П7-6543, для организации и выполнения научно-исследовательских работ, разработки новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренного внедрения в производство научных разработок и использования научных достижений в интересах отечественной экономики.

Центр осуществляет от имени Российской Федерации полномочия учредителя и собственника имущества организаций в соответствии с перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2015 года № 2489-р, в порядке и объеме полномочий, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В состав ФГБУ «НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» входят следующие предприятия: ФАУ «ЦАГИ» (г. Жуковский, Московская область); ФАУ «ЦИАМ им. П.И. Баранова» (г. Москва); ФАУ «ГосНИИАС» (г. Москва); ФАУ «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (г. Новосибирск); ФКП «ГкНИПАС» (пос. Белозерский, Московская область).

Пресс-служба ЦАГИ