Самолетостроение

В.М. Ламзутов. Проблемы региональной авиации

Этой крайне важной и актуальной сегодня теме была посвящена V международная конференция "Региональная авиация России и СНГ - 2015". Одновременно прошла конференция и практический семинар "Современные инструменты развития региональных авиаперевозок".

В пленарной сессии приняли участие: Валентина Романова, заместитель начальника Управления регулирования авиаперевозок, Федеральное агентство воздушного транспорта ("Росавиация"); Сергей Емельянов, директор Департамента авиационной промышленности, (Министерство промышленности и торговли Российской Федерации); Халида Салехова, начальник отдела воздушного и автомобильного транспорта, (Федеральная антимонопольная служба).

Амир Валиев, Президент, ассоциации эксплуатантов и разработчиков беспилотных авиационных систем (АЭРБАС) выступил с сообщением "Переломный тренд в региональной авиации: развитие беспилотных авиационных систем".

Сергей Мартынов, директор по продажам в Российской Федерации и СНГ, (Aircraft Industries) представил доклад "Самолёты L-410 для региональной авиации. Характеристики. Перспективы и опыт эксплуатации".

О "Проектах Республики Татарстан для региональных авиаперевозок" рассказал Назир Киреев, Советник Правительства Республики Татарстан по оборонно-промышленному комплексу".

Особенно жаркие дискуссии развернулись во время проведения круглого стола: "Развитие региональных авиаперевозок в Арктической зоне Российской Федерации".

Среди выступавших были: Юрий Петров, учредитель, авиаремонтное предприятие "Мотор", который рассказал о "Модернизации самолёта Ан-2 для региональных авиаперевозок с использованием двигателя АШ-62ИР 16Э"; Вадим Михеев, начальник отдела конкурентного анализа и маркетинга перспективных проектов, "Вертолёты России". Он выступил с сообщением "Доработка вертолётов для авиаперевозок в Арктической зоне Российской Федерации"; Сергей Скворцов, заместитель начальника филиала - начальник комплекса, аэропорт "Бованенково", ("Газпром авиа"). Он рассказал о проблемах строительства и содержания в условиях Крайнего Севера аэродромного комплекса.

Среди участников круглого стола следует отметить: Евгения Пудовкина, Советника Председателя Совета директоров (Госкорпорация "Ростех"); Георгия Иванова, старшего преподавателя кафедры строительства и применения Военно-Морского Флота Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации; Алексея Иванова, члена Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации, помощника члена Совета Федерации В.А.Штырова; Владимира Михайличенко, Вице-президента Некоммерческого партнёрства по координации использования Северного морского пути; Владимира Скоропупова, ответственного секретаря Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации; Валерия Кудинова, заместителя начальника Управления поддержания лётной годности воздушных судов, Федеральное агентство воздушного транспорта ("Росавиация"); Александра Зайцева, начальника отдела сертификации эксплуатантов Управления лётной эксплуатации, Федеральное агентство воздушного транспорта ("Росавиация") и других.

В сессии "Развитие региональных и местных авиаперевозок" выступили: Антон Корень, генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации. Он представил интересный доклад "Разработка государственных региональных программ развития авиации общего назначения"; о "Развитии региональных авиаперевозок и повышении транспортной подвижности населения. Опыт Международного аэропорта "Калуга" рассказал Салават Кутушев, генеральный директор Международного аэропорта "Калуга".

С большим интересом присутствующие выслушали сообщение Ольги Гармаш, начальника отдела экстренной консультативной медицинской помощи и медицинской эвакуации штаба (Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Министерства здравоохранения Российской Федерации) - "Санитарная авиация и медицинская эвакуация. Использование воздушных судов общего назначения для медицинской эвакуации. Развитие санитарной авиации в регионах Российской Федерации".

Заседание второй сессии было посвящено "Авиационной технике для региональных и местных перевозок". С докладами выступили: Виктор Карташов, начальник отдела маркетинга лёгкого и промежуточного класса, "Вертолёты России" - "Состояние вертолётных программ холдинга "Вертолёты России"; Валерий Мишин, технический директор, "ФЛАЙ АВИА" - "Самолёты Y12E, Y12F для выполнения задач региональной авиации"; Сергей Анциферов, генеральный директор, авиационной корпорации "Витязь" - "Применение самолётов DHC-6 Twin Otter Series 400 в условиях сложившейся аэродромной сети для развития местных воздушных линий и выполнения различных видов авиационных работ"; Игорь Жижко, директор Проектно-конструкторской компании "Технорегион" - "Самолёты ТР-301 и ТР-402 для региональных перевозок".

Основным докладчиком круглого стола "Актуальные вопросы организации лизинга воздушных судов для региональных и местных авиаперевозок " выступил Евгений Бачурин, советник генерального директора "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК). Главные темы, предложенные для круглого стола: эффективные механизмы лизинга авиационной техники для региональных и местных авиаперевозок. Новации в совершенствовании законодательства; вопросы переориентации российских авиакомпаний на лизинговые компании России и стран Азии; инфраструктура и условия лизинга воздушных судов в Российской Федерации; практика совершенствования лизинговых сделок с региональными воздушными судами в России и СНГ; совершенствование законодательства и нормативного обеспечения лизинга воздушной техники.

Участниками дискуссии круглого стола стали представители Государственной Транспортной Лизинговой компании, Сибирской лизинговой компании, Сбербанка "Лизинг" и другие.

С успехом на конференции прошел круглый стол "Актуальные вопросы страхования в региональной авиации". С докладами выступили: Михаил Шелюбский, Вице-президент Российской ассоциации авиационных и космических страховщиков (РААКС), заместитель генерального директора "ЛЕКСГАРАНТ" - "Обзор рынка авиационных страховщиков . Изменения в период кризисных явлений. Основные проблемы российского страхового рынка на современном этапе. Как это может коснуться региональных авиакомпаний" и Вадим Семеньков, начальник Управления страхования космических и авиационных рисков ("Ингосстрах") - "Риски производителей авиатехники и предприятий авиационной инфраструктуры. Изменения рисков и влияние на стоимость страховых продуктов. Особенности страхования региональных авиакомпаний в отношении воздушных судов, получаемых по лизингу".

Практический семинар для руководителей авиатранспортных комплексов регионов, руководителей авиакомпаний и аэропортов "Современные инструменты развития региональных перевозок" вели профессиональные эксперты Центра стратегических разработок в гражданской авиации (ЦСР ГА). Не могу хотя бы коротко не перечислить темы предложенные для семинара: международная практика государственной поддержки развития региональных авиаперевозок; практические примеры разработки и реализации государственных программ развития региональных и местных авиаперевозок; основные задачи, решаемые в рамках разработки и реализации программ развития региональных и местных авиаперевозок; участие в федеральных программах субсидирования в Российской Федерации и национальных программах стран СНГ; создание программ развития авиаперевозок в своём регионе; синергия программ развития региональной авиации и авиации общего назначения; развитие наземной инфраструктуры; восстановление и развитие региональных аэропортовых сетей; методики прогнозирования спроса. Планирование маршрутных сетей с учетом всех видов транспорта; определение оптимальных типов воздушных судов. Практика использования различных типов воздушных судов в регионах; определение тарифов, себестоимости и выпадающих доходов; оформление лизингового контракта. Особенности операционного и финансового лизинга. Требования лизинговых компаний; инструменты снижения лизинговых ставок. Лучшие практики; разработка профессионального бизнес-плана региональной авиакомпании.

Следует отметить, что важными задачами на данном этапе развития региональных авиаперевозок являются: создание конкурентоспособных на международном уровне воздушных судов отечественного производства для региональных и местных авиалиний, создание эффективных и унифицированных систем субсидирования региональных авиаперевозок, а также создание инструментов привлечения внебюджетных инвестиций в развитие региональных аэропортов, в том числе в Арктической зоне Российской Федерации.

Нет сомнений в том, что конференция способствовала консолидации и обмену передового отечественного и международного опыта , внесла значимый вклад в развитие региональной авиации, как одной из важнейших составляющих транспортной отрасли, имеющей огромное значение для нашей страны.

Фото автора.