Самолетостроение

С.Д. Комиссаров, Д.С. Комиссаров. Авиация на «Оборонэкспо-2014»

В дни с 13 по 17 августа аэродром ЛИИ им. М.М. Громова в Жуковском стал ареной крупного мероприятия – выставки «Оборонэкспо-2014», на которой были продемонстрированы новейшие разработки оборонно-промышленного комплекса России. На выставке были представлены разработки в области ракетного и артиллерийского вооружения, бронетанковой и военной автомобильной техники, средств связи и др. Естественно, доминировали на выставке экспонаты, имеющие отношение к сухопутным вооружённым силам. Был, однако, в определённой степени представлен и авиационный компонент нашей «оборонки». В павильоне С1 разместились стенды двух ведущих объединений этого сектора – Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) и Объединённой авиадвигательной корпорации (ОДК). Продукция ОАК была представлена моделями самолётов Т-50 (он фигурировал как ПМИ – «перспективный многофункциональный истребитель», явно с учётом совместного российско-индийского проекта), Су-30СМ, Як-130, Ту-214ОН, и соответствующими рекламно-информационными материалами наших ведущих авиационных фирм («Сухой», «Иркут», «Туполев», «Ильюшин»). Самолётов в натурной экспозиции не было, что, впрочем, естественно.

Пожалуй, более внушительно выглядел стенд ОДК, где были представлены «в натуре» авиационные двигатели РД-33МК, «117С», АЛ-31Ф, АИ-222-25, 36МТ, ТВ7-117В, а также ракетные двигатели типа РД-107/108. «Блистали своим отсутствием» украинские моторостроительные фирмы – «Ивченко-Прогресс» и «Мотор Сич»; это – достойное сожаления следствие нынешнего ухудшения в российско-украинских отношениях.

«Рособоронэкспорт» в своей экспозиции уделил должное место рекламе продвигаемых на внещний рынок образцов российской вертолётной техники и беспилотных летательных аппаратов. Вертолёты Ка-52, Ми-28НЭ, Ми-35, военно-транспортные Ми-17 продолжают привлекать большое внимание потенциальных заказчиков.

Важное место на выставке заняла продукция предприятий приборостроения и радиоэлектроники, включая изделия, связанные с авиационной техникой. Например, в составе экспозиции холдинга «Росэлектроника» фигурировали СВЧ-приборы для ракет класса «воздух-воздух».

Холдинг «РТ-Химкомпозит» представил на выставке «Оборонэкспо-2014» многофункциональные оптически прозрачные наноразмерные покрытия для авиакосмической промышленности, которые применяются для защиты лётного состава от вредного воздействия внешних факторов и улучшения свойств остекления летательных аппаратов. Новые покрытия уже применяются на истребителях Су-35 и МиГ-29КУБ, бомбардировщиках Су-34 и Ту-160 и ряде других типов ВС. Недавно холдинг успешно провёл динамические испытания органо-силикатного птицестойкого триплекса для нового отечественного транспортного вертолёта Ка-62. Холдинг рекламировал также сделанные из углеродных волокон силовые элементы несущих поверхностей самолёта семейства МС-21, различные агрегаты из композитов для авиакосмической отрасли.

Целый павильон был отведён продукции Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Концерн впервые показал на нынешней выставке комплексные системы по оснащению бортового радиоэлектронного оборудования беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Стержнем этой части экспозиции концерна стал комплексный проект универсального борта, который, по словам разработчиков, подойдёт как для военных, так и для гражданских беспилотников самолётной или вертолётной схемы. Предприятия концерна показали ряд новых решений, в том числе пилотажную, топливную и кабельную системы для беспилотников различного типа.

Кстати, о беспилотниках. Самым крупным из немногочисленных БПЛА, показанных на выставке, был вертолёт I.N.SKY разработки белорусского КБ «Индела», оснащённый РЛС с синтезированной апертурой (он входит в состав мобильного радиолокационного комплекса разработки НПО «Стрела», входящего в состав концерна ПВО «Алмаз-Антей»). Были также БПЛА самолётного типа, один из которых прилагался к боевой противодиверсионной машине «Тайфун-М», представленной тем же концерном «Алмаз-Антей», а другой входил в состав унифицированного программно-аппаратного комплекса управления, приёма, обработки и доведения информации (разработчик – НПО «Вега-М»).

Впечатляющей частью программы выставки стало ежедневное шоу «Непобедимые и легендарные» – демонстрация в действии образцов сухопутной военной техники. Танки и армейские автомобили форсировали различные препятствия, причём сопровождалось это оглушительной стрельбой из танковых пушек.

Лётная программа сводилась в основном к выступлениям пилотажных групп – московской группы «Первый полёт» (в составе двух Як-52, одного Як-54 и одного четырёхместного самолёта Piper PA-23-250 Aztec) и группы «Русь» вяземского учебного авиационного центра РОСТО на самолётах Aero L-39C Albatros, да и то лишь в последние два дня работы выставки. Коронным номером выставки стало авто-авиа-шоу «Форсаж», которое также проходило в последние два дня – эффектные гонки между самолётом и автомобилем на мерной базе 500 и 1700 м (в зависимости от класса самолёта, участвующего в «заезде»). С авиационной стороны в действе участвовали учебно-боевые истребители Су-30 (пилот – лётчик-испытатель Александр Крутов) и МиГ-29УБ (пилот – лётчик-испытатель Павел Власов), один из «Альбатросов» группы «Русь» (пилот – ведущий группы Анатолий Марунько) и Як-54 группы «Первый полёт» (пилот – Роман Овчинников). Им противостояли несколько суперкаров – Lamborghini Huracan, Ferrari 458 Italia, Ford Mustang Shelby GT500, Aston Martin Rapide и другие. По правилам, автомобиль и самолёт стартовали синхронно; после взлёта самолёт должен был развернуться на обратный курс и пройти последние 400 м дистанции без крена на высоте не более 100 м, а спорткар, пройдя дистанцию «туда», развернуться в пределах отведённой для него полосы на ВПП и тоже двигаться к линии «старт-финиш». Вопреки ожиданиям, далеко не всегда самолёты выходили победителями (например, «Феррари» обогнала МиГ-29), однако и мощность решала не всё – вёрткий Як-54, развернувшись «вокруг хвоста», смог «сделать» более мощный «Астон Мартин». Были и фальстарты (от волнения), и техническое поражение Александра Крутова в одном из «заездов» за несоблюдение высоты полёта – что, впрочем, не помешало ему стать победителем, опередив в финале Игоря Абдулова на той же «Феррари». Завершалось шоу выступлением парашютистов с флагами.

Фото авторов, Н. Дербикова, И. Маслова