Самолетостроение

Самолеты Су-30СМ и Як-130 производства Корпорации «Иркут»

Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МКИ. Самолет адаптирован ОКБ Сухого под требования российских ВВС.

ОАО «Корпорация «Иркут» выполняет контракты на поставку Министерству обороны РФ шестидесяти истребителей Су-30СМ. Первые машины переданы заказчику в 2012 году. 28 июня 2013 г. подписано предварительное заключение по специальным совместным летным испытаниям, открывающее путь поставкам самолетов Су-30СМ в строевые части ВВС РФ.

Истребитель Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, двигателями с управляемым вектором тяги. Военные летчики отмечают высокие возможности самолета Су-30СМ по одновременному обнаружению и поражению нескольких целей, как в воздухе, так и на земле.

Самолет обладает большой дальностью полета, возможностью дозаправки в воздухе, уникальным арсеналом ракет «воздух-воздух» и «воздух-поверхность». В составе экипажа самолета два летчика. Все это обеспечивает выполнение сложных боевых задач на значительном удалении от мест базирования.

Командование ВВС особо отмечает, что самолеты Су-30СМ будут поступать на вооружение строевых частей не единичными экземплярами, а целыми эскадрильями.

Многофункциональный сверхманевренный истребитель Су-30СМ впервые принимает участие в авиасалоне МАКС. В ходе летной программы МАКС-2013 самолет выполняет уникальный комплекс фигур высшего пилотажа.

Учебно-боевой самолет нового поколения Як-130 разработан ОАО «ОКБ им. А.С. Яковлева», входящим в состав ОАО «Корпорация «Иркут». Самолет выбран в качестве базового для основной и повышенной подготовки летчиков ВВС России. Як-130 стал первым в мире учебно-боевым самолетом нового поколения, позволяющим на самом современном уровне обучать пилотов для боевых самолетов поколения «4+» и «5». Самолет предназначен как для обучения и боевой подготовки летного состава, так и боевого применения в простых и сложных метеоусловиях по воздушным и наземным целям. Общая боевая нагрузка на девяти узлах внешней подвески может достигать 3000 кг. Летно-технические и маневренные характеристики Як-130 близки к показателям современных истребителей на дозвуковой скорости полета.

Як-130 является основным компонентом учебно-тренировочного комплекса, включающего интегрированную систему объективного контроля, учебные компьютерные классы, пилотажные и специализированные тренажеры. Главная «изюминка» Як-130 — комплексная система управления, позволяющая обучать полетам на больших углах атаки и выполнять фигуры высшего пилотажа, включая вход в штопор и выход из него. Вместе с тем система предохраняет пилота от ошибок: например, она автоматически уведет самолет от непроизвольного снижения ниже заданной высоты. Кроме того, бортовая электроника Як-130 позволяет имитировать особенности поведения в воздухе почти всех типов современных истребителей. Такими возможностями пока не обладает ни один учебно-боевой самолет (УБС) в мире

Самолет вызвал интерес со стороны ВВС многих стран. Уже заключено несколько экспортных контрактов на поставку Як-130, первый из которых выполнен в 2011 году. Ведутся предконтрактные переговоры о поставке самолетов в ряд стран мира.

В декабре 2011 г. Минобороны России и ОАО «Корпорация «Иркут» подписали контракт на поставку ВВС России 55 учебно-боевых самолетов Як-130 до 2015 г. В 2012 г. заказчику передано 15 машин, в текущем году все поставки так же осуществляются по плану. На первых из поставленных самолетов уже проходят обучение курсанты ВВС России.

Фото Марины Лысцевой

Источник: пресс-служба Корпорации "Иркут"