Самолетостроение

Уникальный «воздушный пожарный»

20 лет Ил-76 с системой ВАП-2 на страже пожарной безопасности России и зарубежных стран

28 января 1993 года на базе Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П.Чкалова состоялся первый полет модифицированного пожарного самолета Ил-76МД RA-76623 - серийный № 4307 - с 4-мя турбореактивными двигателями Д-30КП. На борту самолета был установлен уникальный комплект оборудования емкостью 42 тонны - выливной авиационный прибор - ВАП-2, предназначенный для борьбы с площадными и лесными пожарами.

«Создание ВАП имеет свою историю, - рассказывает один из разработчиков противопожарного оборудования самолета, ныне - заместитель Генерального директора - Генерального конструктора ОАО «Ил» Николай Дмитриевич Таликов, - решение пришло в середине 1980-х годов, когда мы много работали на севере, сбрасывали грузы для северных полярных станций на модернизированных парашютных платформах ПГС-500А.

А в те годы в США были сильные лесные пожары. Тогда, под впечатлением этих пожаров, и под впечатлением пожаров в Подмосковье, которые были в 1972 г., мы начали разработку противопожарных приборов. Причем, реализовывали это решение самостоятельно, без какого-либо заказа. Рассматривали несколько вариантов оборудования, начиная с установки емкостей на платформах ПГС-500А и сброса их беспарашютным способом. Но в конце концов остановились на варианте размещения огнегасящего состава в цилиндрических емкостях, открывающихся в полете по команде экипажа. Первый комплект этого оборудования объемом 32 тонны огнегасящего состава делали быстро, из комплекта труб, которые применяются в магистральных газопроводах».

В конце 1988 года был спроектирован, а в начале 1989 года изготовлен экспериментальный образец выливного авиационного прибора (ВАП). И 22 сентября 1989 г. состоялся первый полет Ил-76МД СССР-76623 с экспериментальным комплектом оборудования внутри фюзеляжа емкостью 32 тонны – ВАП-1, состоящего из двух цилиндрических емкостей, вмещающих по 16000 л жидкости каждая. Для ускорения создания оборудования решили использовать стальные трубы, которые применялись в магистральных газопроводах. Их наружный диаметр - 1220 мм, а толщина стенки 14 мм. Слив огнегасящей жидкости осуществляется через сливную систему, выполненную в виде лотков при открытом грузовом люке самолета. Слив производится с высоты 50-100 м и занимает от 6 до 8 секунд. Заправка ВАП осуществляется на аэродроме через рукава, заведенные в грузовую кабину от гидрантов или пожарных систем. Время заправки составляет 10-20 мин.

В разработке ВАП-1 принимали активное участие В. Белый, А. Егутко, А. Медведев.

Первые полеты Ил-76 с ВАП-1 на борту в г. Жуковском, а затем в Красноярском крае провел экипаж под руководством летчика – испытателя Игоря Рауфовича Закирова. В летной оценке применения самолета Ил-76 для тушения лесных пожаров при различном рельефе местности он отметил, что испытания, проведенные в Красноярском крае - это реальное пожаротушение в тайге: на равнине, холмистой местности (высота рельефа до 600м) и в горах (высота рельефа до 2500м). Характер пожаров различный, от небольших (2-5 гектаров горящего леса) до крупных (50 га).

При проведении испытаний оценивалось поведение самолета при нахождении в зоне действия восходящих потоков при большой площади горящего леса, а также отдельных очагов верхового пожара. Определена возможность работы в горных условиях со сбросом воды с большой высоты (800-900м над очагом пожара) и при полете в горных ущельях с огибанием рельефа местности со сбросом воды с высоты 150-200 м над пожаром. В результате летных испытаний И.Р.Закировым было сделано заключение о том, что отработанная методика пилотирования самолета при сбросе воды на заданную цель полностью оправдала себя при тушении лесных пожаров. Проведенные летные испытания по определению устойчивости и управляемости самолета при сливе воды в различных сочетаниях (раздельно, залпом, с разным по времени открыванием емкостей на скоростях полета от 260 до 400 км/ч) подтвердили правильность выбранной концепции. Площадь поверхности орошения при последовательном сливе из двух баков составила 600x80 м при скорости полета 280 км/ч и высоте слива 80 м. При сливе воды одновременно залпом из двух баков площадь составила 400x100 м. Концентрация жидкости на земле превышала 5 л на кв. метр в центре зоны сброса с постепенным уменьшением к периферии. Время сброса воды составило около 8 секунд.

После прохождения испытательных полетов стало ясно, что проект состоялся и система отлично работает, но, по словам Н.Д. Таликова, к сожалению, ВАПы остались не востребованы и в 1989 году эти работы были практически прекращены.

Ситуация изменилась весной 1992 года, когда произошло два пожара на воинских складах, где хранилось большое количество боеприпасов.

Первый инцидент случился ночью 9 апреля под Ереваном. Начался пожар на одном из складов боеприпасов, за ним последовали серии взрывов. Поскольку склады располагались вблизи от городка Балаовит, то осколки снарядов и ракет посыпались на жилые дома. Население пришлось срочно эвакуировать.

Министр по чрезвычайным ситуациям С.К. Шойгу, зная о проведенных ильюшинцами работах, еще до начала рабочего дня обратился к Генеральному конструктору Г.В. Новожилову с просьбой выполнить работу по тушению пожара. Генеральный конструктор дал указание Н.Д. Таликову срочно организовать работу и в как можно быстрее вылететь в Ереван. Но для этого необходимо было собрать экипаж, подготовить самолет к полету, загрузить в самолет ВАП и залить в резервуары воду, чтобы сэкономить время в районе пожара.

Около полудня самолет под командованием заслуженного летчика-испытателя СССР Игоря Закирова вылетел в Ереван с базы Авиационного комплекса имени Ильюшина в Жуковском. После посадки в аэропорту Звартноц (Ереван) пришлось уточнить обстановку в районе пожара и взять на борт штурмана, хорошо знавшего местность. Первый полет длился около часа - разведка территории, определение интенсивности пожара, направления захода и слив. Заходы на сброс воды затруднялись не только гористой местностью, но и молниеотводными мачтами на территории склада. После посадки - заправка самолета водой за 10-12 минут и снова вылет. Во время второго вылета начались взрывы боеприпасов - пришлось повторить заход на сброс. Третий полет выполнялся уже в сумерках. Поздно вечером местные власти объявили населению, что пожар на складах потушен, и можно возвращаться в свои жилища.

На следующий день рано утром экипаж Ил-76 на вертолете Ми-8 выполнил контрольный облет складов. На территорию уже вошли воинские подразделения и начались работы по ликвидации последствий пожара. Этим же утром было выполнено еще два полета со сбросом воды для уничтожения оставшихся небольших очагов огня в различных местах складов.

Немногим позже Указом Президента РФ от 14 марта 1994 года № 480 "за мужество и героизм, проявленные при испытании, доводке и освоении новых образцов авиационной техники", лётчику-испытателю Авиационного комплекса имени С. В. Ильюшина Закирову Игорю Рауфовичу было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали "Золотая Звезда" (№ 0070).

Прошло чуть больше месяца, и вновь - взрывы на воинском складе боеприпасов, но уже во Владивостоке. И вновь ильюшинскому экипажу, но уже под командованием шеф-пилота ОКБ, заслуженного летчика-испытателя СССР, Героя Советского Союза Станислава Близнюка дано задание срочно вылететь во Владивосток и принять участие в ликвидации пожара. По прибытии самолета на место, ранним утром следующего дня с целью рекогносцировки объекта пожара был выполнен облет складов на вертолете Ми-17, определена схема работы самолета.

Задачу предстояло выполнить очень сложную. Склады находились среди складок гор высотой 300-400 метров, расположенных в виде подковы. Заход на источник пожара только с одной стороны, но и здесь он осложнялся наличием на заходе заводской трубы высотой около 70 метров. В этот день с раннего утра до полудня выполнено семь полетов со сбросом огнегасящего состава. Пришлось делать и повторные заходы из-за взрывов на складах боеприпасов. Это была очень сложная и с точки зрения техники, и с точки зрения эмоционального напряжения работа. Ведь экипаж приступил к работе практически сразу после перелета из Москвы и облета зоны пожара на вертолете, выполнил семь полетов в очень сложных условиях. Несмотря на все сложности, задача была выполнена.

«Я много работал с экипажами при испытаниях самолета Ил-76 по программам десантирования личного состава, техники и грузов. Попадали в различные ситуации, в том числе и довольно сложные. Но такого напряжения экипажа я не видел никогда. Работа шла при большом сосредоточении, без лишних разговоров. Звучали только необходимые команды.

Профиль местности был такой, что мы как-бы залетали в мешок, а затем карабкались по склону горы. Солдаты, которые стояли по боковым склонам в боевом охранении, но, в основном, глазели на наш самолет, все время были как-бы выше нас.

В конце полетов рубашка командира была мокрой – хоть выжимай. Я никогда не видел Станислава таким бледным и уставшим. Как он говорил, что, допусти он хотя бы одно неверное движение штурвалом, и самолет вместе с нами мог остаться в этом холмистом мешке.

После выполнения седьмого полета нам сообщили, что результаты нашей работы позволили наземным службам войти на территорию склада и приступить к ликвидации пожара собственными силами. После окончания полетов нас разместили в какой-то казарме, где мы повалились на кровати от усталости и как следует выспались, поскольку со времени вылета из Раменского экипаж не отдыхал.

После отдыха нам устроили небольшую экскурсию по Владивостоку. И это тоже знаменательная точка на планете. Мы видели последние метры Транссибирской железнодорожной магистрали», - вспоминает Н. Таликов.

По результатам двух работ МЧС выдало Авиационному комплексу заказ на производство пяти экземпляров системы.

В июне 1992 г. был подписан Указ Президента РФ о награждении участников уникальных работ по тушению пожаров на воинском складе под Ереваном орденами «За личное мужество». Ими были награждены командир экипажа И. Закиров, штурман И. Бабкин, а также принимавшие участие в этих полетах заместитель министра МЧС Ю. Воробьев и руководитель экспедиции, заместитель Главного конструктора Н. Таликов. Немного позднее вышел еще один Указ Президента РФ о награждении С.Г. Близнюка за работу под Владивостоком также орденом «За личное мужество».

К началу 1993 года в ОКБ спроектировали усовершенствованный ВАП-2 с объемом резервуаров 42 000 литров. Общая масса ВАП-2 с огнегасящим составом составила около 45 тонн. Принципиально конструкция системы не изменилась. Два цилиндрических резервуара, объемом по 21000 литров каждый, изготовлены из листов алюминиевого сплава с толщиной стенки 5 мм. В передней части резервуаров, сверху, размещены заливные горловины с двумя заливными узлами под стандартные пожарные шланги. Там же находятся и шланги перелива, которые выводятся за борт самолета через передние двери и предотвращают перелив жидкости в кабину при заправке. В задней части резервуаров на петлях подвешены крышки слива, закрепляющиеся специальным прижимным замком. Открытие каждой крышки выполняет оператор, открывая вручную замки крышек через систему тяг и качалок. Рукоятки размещены вблизи от сливной части системы, а операторы слива получают команду на открытие крышек от штурмана по внутрисамолетному переговорному устройству. Жидкость при сливе попадает из резервуаров в желоба, установленные на рампе, по ним стекает к обрезу рампы и выливается наружу. При этом, в отличии от полетов с ВАП-1, при установке ВАП-2 в полете при сливе огнегасящего состава открывается только рампа. Остальные створки грузового люка остаются в закрытом положении, предотвращая тем самым попадания жидкости на оборудование, установленное в хвостовой части самолета. Вся конструкция ВАП-2 крепится к полу грузовой кабины штатными швартовочными цепями. Для перемещения ВАП-2 по земле предусмотрен съемный колесный ход и водило. Четыре человека, используя грузовые тельферы на потолочной части самолета, загружают и швартуют в самолете ВАП-2 за 1,5 - 2 часа.

28 января 1993г. начались испытания самолета Ил-76ТД с усовершенствованным выливным прибором ВАП-2. В состав системы пожаротушения, устанавливаемой на самолете, вошли также контейнеры с метеопатронами типа «циклон-осадки».

Все находящиеся в эксплуатации самолеты типа Ил-76 без каких-либо доработок конструкции могут быть переоборудованы в противопожарный вариант. После демонтажа системы пожаротушения самолеты вновь можно использовать для выполнения основных их задач.

Основные данные базовых вариантов самолета Ил-76

Наименование

Ил-76

Ил-76М, Ил-76Т

Ил-76МД, Ил-76ТД

Ил-76МФ, Ил-76ТФ

Двигатели:

- тип

- количество х взлетная тяга, кгс

Д-30КП

4х12000

Д-30КП

4х12000

Д-30КП

4х12000

ПС-90А-76

4х16000

Максимальный взлетный вес, т

157

170

190

210

Максимальный вес полезной нагрузки, т

33

48

50

60

Дальность полета, км:

- с максимальной нагрузкой

- с нагрузкой 20 т

5000

3000

6500

3800

7500

4000

8750

Крейсерская скорость полета, км/ч

750-800

765-800

750-820

780-850

Крейсерская высота полета, км

9-12

9-12

9-12

9-12

Длина разбега, м

1220

1600

1700

1800

Длина пробега, м

450

1000

900

990

Самолеты на реальных пожарах стали применяться более широко (например, летом 1993 года в Крыму и осенью того же года в районе Кисловодска - Железноводска).

Состоялся также дебют этого уникального самолета на западном рынке. Начало было положено в Париже на Авиасалоне 1993 года, затем в сентябре того же года Ил-76 с ВАП работал на учениях, проводимых ООН в Австрии. В 1994 году - выставка «Средства Спасения-94» в Москве с летной демонстрацией в Ногинске, а в сентябре 1994-го был произведен показательный слив на полигоне базы ВВС Великобритании Боскомб Даун во время Авиасалона в Фарнборо. В демонстрации принимали участие представители Службы леса США, проводившие оценку возможностей самолета.

В апреле 1995-го самолет принял участие в Австралийском Аэрошоу в Мельбурне.

В ноябре 1995-го Ил-76 в пожарном варианте демонстрировался в Бельгии на 44-м Всемирном Салоне изобретений, научных исследований и инноваций «Брюссель-Эврика-95», где самолет и пожарное оборудование завоевали Золотую медаль и диплом Международного жюри.

Результаты такой работы не заставили себя ждать. Многие страны проявили интерес к этой машине, особенно учитывая то, что предлагается не приобретение самолета, а покупка услуги по пожаротушению, которая будет выполняться российскими летчиками на российском самолете. С другой стороны, проявились и сложности. Ведь тушение лесных пожаров - это государственный заказ в большинстве стран, и чтобы его получить, надо преодолеть не только сопротивление местных «авиапожарных» компаний, опасающихся потерять немалые деньги, но и государственной бюрократии. Тем не менее, некоторые успешные шаги уже сделаны - Австралийский Совет пожарных ведомств рассматривал использование пожарного Ил-76 в Австралии и, в соответствии с требованием австралийцев, в октябре 1995 года в Жуковском успешно были проведены испытания Ил-76 с ВАП-2 по сливу специальной огнегасящей пены, которая используется наряду с водой и ретардантом при тушении лесных пожаров.

Самолеты Ил-76ТД авиации МЧС на протяжении последующих лет многократно принимали участие в тушении пожаров различного происхождения (природного характера и техногенного происхождения) как в нашей стране, так и за рубежом. При этом в труднейших условиях выполнения заданий экипажи проявляли мужество и героизм. И недаром их работы высоко отмечены государством.

Летом 2010 года Ил-76ТД с ВАП-2 на борту совместно с самолетами Бе-200, вертолетами Ка-26, Ми-8, Ми-26 тушили пожары на огромной территории России, охватившей не менее 8 миллионов гектаров.

После аномального лета 2010 г. поручением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 г. за № 3912 п-П4 было предписано оснастить самолеты военно-транспортной авиации, авиации МВД РФ и МЧС выливными авиационными приборами ВАП-2, разработанными специалистами Авиационного комплекса имени С.В. Ильюшина. Заказ на изготовление пятнадцати комплектов ВАП-2 поступил в ЗАО «ИЛ СЕРВИС», а техническое сопровождение их изготовления выполнялось конструкторами ОАО «Ил».

Уже в апреле 2011 г. экипажи военно-транспортной авиации в рамках поручения правительства от 2010 года приступили к переподготовке для участия в тушении лесных пожаров на самолетах Ил-76МД. На территории авиабазы Сеща (Брянская область) инструкторские экипажи Псковской, Таганрогской, Тверской и Оренбургской авиабаз ВТА в рамках сборовых мероприятий отработали теоретические и практические навыки по тушению лесных пожаров. Сброс огнегасящих составов с самолетов Ил-76МД был освоен довольно быстро, поскольку экипажи имеют большой опыт десантирования грузов.

Всего к сборам было привлечено более шестидесяти военнослужащих ВВС в составе девяти летных экипажей военно-транспортных самолетов Ил-76МД. Оборудование ВАП-2 для проведения сборов было предоставлено авиацией МЧС. Позднее инструкторские экипажи провели обучение строевых летчиков своих авиабаз.

В 2011 г. после получения финансирования работ и заказа материалов было изготовлено три комплекта ВАП-2, из которых два были переданы в авиацию МВД РФ и еще один в МЧС России.

В 2012 г. еще двенадцать комплектов оборудования были изготовлены и переданы в военно-транспортную авиацию нашей страны. Контракт 2012 г. на производство ВАП-2 выполнен досрочно.

Лето 2012 г., также как и лето 2010 г., было довольно сложным в пожарном отношении. Авиация МЧС и ВТА, получив новые средства пожаротушения, встретили угрозу во всеоружии. Были выполнены десятки полетов, сброшены тысячи тонн огнегасящего состава на очаги пожаров в Центральной России, Красноярском крае, Сибири и на Дальнем Востоке. Авиация МЧС была также задействована в тушении сложных пожаров.

Источники:

1) Н.Д. Таликов «Три четверти века «ильюшинского неба…» - М.: ООО «Вестник воздушного флота», 2008г.

2) Ю.А. Егоров «Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина». М.: Русавиа, 2003г.

3) Н.В. Якубович «Самолеты Ильюшина. Лучшие из лучших». М: ЭКСМО, 2009г.

Пресс-служба

ОАО «Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина»