Самолетостроение

В.И. Толстиков, заместитель главного редактора журнала "КР". Беспилотным воздушным судам – правовое будущее!

11 ноября 2015 г. в Общественной Палате России прошел Круглый стол «Изменения в Воздушный кодекс Российской Федерации в части использования беспилотных воздушных судов».

Напомним, проект закона внесло Правительство Российской Федерации 25.03.2015 года. Стержневая цель предложенного к рассмотрению документа – сформировать правовую основу использования беспилотных воздушных судов в интересах государственной, экспериментальной и гражданской авиации.

Дело в том, что в настоящее время в сфере применения беспилотных (дистанционно пилотируемых) воздушных судов (далее – БПВС) в народно-хозяйственных целях образовался правовой вакуум. Нет даже какого-либо единого порядка или правил осуществления полетов гражданских БПВС в России. Потенциальным покупателям рекомендуется использовать продукцию на свой страх и риск, поскольку процесс согласования неизбежно оказался бы тупиковым.

Ситуацию необходимо кардинально менять. Этим и решили заняться участники Круглого стола. Впервые в практике использования беспилотников была реально осуществлена попытка привлечь общественность к широкому и профессиональному обсуждению вопроса и далее – с учетом обсуждения – внести назревшие изменения в Воздушный кодекс, связанные с необходимостью четко регламентировать вопросы приобретения и использования беспилотных летательных аппаратов, в особенности физическими лицами.

Инициатором проведения Круглого стола выступает Владимир Ковальчук, в прошлом – инженер гражданской авиации, в настоящее время - член Общественной Палаты, заместитель председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами.

- В сфере применения беспилотных летательных аппаратов образовался правовой вакуум. Мы собрались за этим Круглым столом, чтобы совместными усилиями этот вакуум заполнить. В конечном итоге, это не только наша с вами безопасность, но и безопасность государства в целом.

Проблема не настолько проста, как может показаться на первый взгляд. Поэтому не случайно для рассмотрения предложенной темы Круглого стола были приглашены авторитетнейшие специалисты в области авиации, летчики-испытатели, представители министерств и ведомств:

- БЕДНОВ Андрей Геннадьевич, заместитель руководителя центра сбора данных аэрокосмического мониторинга ОАО «Газпром космические системы»;

- БОЙЧУК Мирослав Юрьевич, Президент профсоюза летного состава России, член Общественного совета при Росавиации;

- БОРИСИХИН Александр Николаевич, Главный специалист отдела организации авиационных работ ООО «Газпром авиа»;

- БУЛИН Андрей Александрович, Вице - Президент Федерального профсоюза авиационных диспетчеров России;

- ГРИБ Владислав Валерьевич, Член Общественной Палаты РФ;

- ЕВДОКИМОВ Сергей Александрович, Заместитель Начальника штаба ВВС Главного командования ВКС России, полковник;

- ЖУКОВ Сергей Александрович, Соруководитель рабочей группы Аэронет Национальной технологической инициативы, генеральный директор ЗАО "Центр передачи технологий";

- КОВАЛЬЧУК Владимир Николаевич, Член Общественной Палаты РФ, заместитель председателя комиссии по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами;

- КРЫКОВ Андрей Николаевич, начальник отдела технического регулирования, экспериментальной авиации и лицензирования департамента авиационной промышленности, Министерство промышленности и торговли РФ;

- ЛАЗУТИН Владимир Александрович, Первый заместитель генерального конструктора по геоинформационным системам ОАО «Газпром космические системы»;

- ЛАПТЕВ Герман Борисович, генерал – майор авиации, Заслуженный военный летчик СССР, участник боевых действий, заместитель главнокомандующего ВС РФ по боевой подготовке;

- МАТВЕЕВ Валерий Алексеевич, Начальник отдела центра экспертизы и эксплуатации авиационной техники, Министерство промышленности и торговли РФ;

- МЕЖУЕВ Михаил Всеволодович, начальник отдела организации применения комплексов с беспилотными летательными аппаратами Департамента авиационно-спасательных технологий и беспилотной авиации, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

- МИРОШНИЧЕНКО Анастасия Александровна, Генеральный директор компании «Авиаперсонал»;

- ПОНОМАРЕВ Михаил Николаевич, Заместитель Председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике;

- ПУСТОВАРОВ Владимир Александрович, Заместитель начальника управления организации использования воздушного пространства Федерального агентства воздушного транспорта РФ;

- СЕЛИТРИННИКОВ Валерий Иванович, Председатель Общероссийского профсоюза авиационных работников;

- СМИРНОВ Олег Михайлович, Президент Фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, Заслуженный пилот СССР, Отличник Аэрофлота, член Общественного совета при Росавиации;

- СТЕПАНКО Дмитрий Анатольевич, Начальник отдела организации структуры воздушного пространства Федерального агентства воздушного транспорта РФ;

- СЫЧЕВ Игорь Алексеевич, ведущий инженер, Центральный научно-исследовательский институт авиационных систем;

- ТОКАРЕВ Валерий Иванович, Глава закрытого военного городка №1 («Звездный городок»), полковник ВВС, лётчик - космонавт, Герой Российской Федерации;

ХОМЕНКО Андрей Геннадьевич, Начальник отдела — заместитель начальника управления (Строительства и развития системы применения беспилотных летательных аппаратов) ГШ ВС РФ, полковник;

- ЧЕРНЫШЕВ Юрий Петрович, ведущий инженер, Центральный научно-исследовательский институт авиационных систем;

- ШИБАЕВ Вадим Михайлович, директор центра экспертизы и эксплуатации авиационной техники, Министерство промышленности и торговли РФ;

- ШУСТРОВ Андрей Георгиевич, Помощник члена Общественной Палаты РФ

- АЛЯКРИТСКИЙ Борис Юрьевич, Заместитель директора ДГА Министерства транспорта РФ;

- СЕРДЮК Андрей Александрович, Начальник отдела технических норм и требований ДГА Министерства транспорта РФ.

Участники круглого стола предметно проанализировали современное положение дел в отрасли (в т.ч. законодательный аспект использования беспилотников), существующие проблемы и угрозы бесконтрольного использования беспилотников

Все предложения, замечания, дополнения по замыслу организаторов будут использованы в итоговом документе.

Поделиться
с друзьям