Самолетостроение

В.М. Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". Самолеты будущего - экраны вместо иллюминаторов, «кресла-бабочки и магазины на борту

На авиарынке, где нужно быть чутким даже к небольшим изменениям, перевозчикам постоянно приходится искать новые пути завоевания клиента. И, стоит признать, в этом соревновании они явно преуспели. Роботы-аватары, облачные вычисления, связь в воздухе, беспилотники, очки виртуальной реальности... Звучит как в трейлере на последний фантастический блокбастер, но это лишь некоторые из последних технологических достижений, используемых в авиационной отрасли во избежание задержек, повышения безопасности и комфорта пассажиров и, в конечном итоге, увеличения доходов. 

Одним из популярных и инновационных шагов последнего времени можно назвать внедрение Wi-Fi на борту. При том, что в США и Азии деловые путешественники могут пользоваться беспроводным интернетом во время полета уже в течение нескольких лет, в Европе такая возможность еще в диковинку - хотя совсем скоро всё может измениться. В частности, авиакомпания "British Airways" (ВА) уже обратилась к оператору спутниковой связи "Inmarsat" для внедрения в полете широкополосного интернета на ближнемагистральных рейсах. Провайдер также ведет переговоры по этой теме с пятью другими европейскими авиаперевозчиками и собирается потратить £250 млн. на создание новой наземной сети и отлаживание спутниковой связи с S-диапазоном под названием "Europasat" - с целью запустить высокоскоростной доступ в Интернет в авиационной отрасли. Сервис, как ожидается, будет окончательно готов к 2016 году, и "British Airways" станет первым клиентом, использующим новую сеть. 

Сейчас "BA" предлагает беспроводную связь всего на одном Boeing 747-400, курсирующем между Нью-Йорком и Лондоном. Час использования Wi-Fi стоит около $14. Американская авиакомпания "Virgin America" тоже не дремлет: этим летом перевозчик объявил о том, что собирается предложить на борту своих самолетов «интернет лучше, чем дома». Скорость беспроводной связи, благодаря подключению к спутниковой сети третьего поколения "ViaSat-1", будет доходить до 140Гбит/сек. Чтобы так «разогнаться», перевозчик установил на десяти своих Airbus A320 гибридную антенну Ku/Ka-диапазона. Как телефон подключается к 4G, 3G и — «если не повезло» — GPRS, будет работать беспроводной интернет и на лайнерах "Virgin America": в Ku или Ka диапазоне, в зависимости от того, что доступно. То есть пассажиры могут надеяться на бесперебойное соединение на возможной максимальной скорости, уверяют в авиакомпании. В период тестирования сервис будет бесплатным, но в дальнейшем услуга получит свой ценник. 

К слову, решение запустить высокоскоростной интернет "Virgin America" приняла после «перезагрузки» своей бортовой информационно-развлекательной системы. Для путешественников установлены сенсорные экраны с пользовательским интерфейсом на базе "Android", благодаря которым можно смотреть видео, отслеживать перемещение по активной карте и прослушивать музыку с объемным звуком. 

Вообще на данный момент Wi-Fi на борту предлагают 53 авиакомпании, хотя часто летающие путешественники жалуются на то, что в зависимости от перевозчика качество услуги отличается. "Ryanair", "Srilankan Airlines", "Kuwait Airways", "TAAG Angola Airlines" и "WestJet" только собираются открыть доступ к беспроводному интернету, но для того, чтобы предоставить должное обслуживание и высокую скорость, им еще «предстоит пройти длинный путь», считают в отрасли. На данный момент только восемь авиакомпаний предлагают бесплатный Wi-Fi во время полета: "Emirates", "JetBlue", "Norwegian", "Turkish Airlines", "Air China", "Philippine Airlines", "Hong Kong Airlines" и тайский перевозчик "Nok Air". 

Совсем скоро беспроводной интернет появится на самолетах "Finnair". «Программа по оснащению подавляющего большинства наших самолетов, - как широкофюзеляжных, так и узкофюзеляжных, - бортовым Wi-Fi уже запущена, - рассказывает Мария Ануфриева, глава представительства авиакомпании в России. - Инвестиции в нее составляют около $33 млн. Пользоваться бортовой беспроводной связью можно будет уже осенью этого года на лайнерах Airbus A350, в 2016 году будут охвачены самолеты Airbus A330, а полная реализация проекта должна завершиться в 2018 году».

Другое чудо на борту, которое появилось всего несколько месяцев назад, - очки дополненной реальности с трехмерным изображением в 360 градусов. Правда - пока только на самолетах австралийского перевозчика "Qantas" для путешественников первого класса на дальнемагистральных рейсах в Лос-Анджелес. Устройство, разработанное в сотрудничестве с "Oculus", соединяется с "Samsung Galaxy Note Samsung 4". Компания также создала приложение для "Qantas", которое открывает пользователю доступ к эксклюзивному контенту. Речь идёт о виртуальных турах по гостиницам первого класса международного аэропорта Лос-Анджелеса, в Национальный парк Какаду и просмотре различных рекламных материалов от партнеров в пунктах прибытия самолетов "Qantas".

В ближайшем будущем шлемы виртуальной реальности получат широкое распространение, уверены разработчики. И если изначально «умные» очки предлагала лишь корпорация "Google", то сегодня этот рынок с ней делит еще и ИТ-компания "Oculus VR", у которой, судя по всему, есть все шансы на успех. Что касается экранов телевизоров, которые сейчас размещаются на спинках сидений, то это уже не модно. «Существует множество новых идей, как можно организовать развлечения», - говорит Патрик Смит, летчик и владелец сайта "Ask the Pilot". Так, некоторые перевозчики начали раздавать пассажирам гаджеты в полете. В частности, гавайские авиалинии "Hawaiian Airlines" предлагают "iPad mini" на некоторых своих маршрутах. Другие авиаперевозчики разрешают путешественникам брать на борт личные девайсы. 

Казалось бы, что можно выдумать с креслами? Раскладывающиеся до полностью горизонтального положения - максимум. Но так было еще вчера. Джеймс Ли, директор "Paperclip Design Limited" и эксперт в области дизайна в Гонконге, пошел еще дальше. Он надеется, что его модель бортового кресла «Бабочка» когда-нибудь станет реальностью. Конструкция позволит бортпроводникам менять сиденья в зависимости от класса обслуживания прямо между рейсами в аэропорту. Возможность оборудовать салон большим количеством кресел в экономе на одном рейсе и в бизнес-классе на другом может быть ключевой для авиакомпании. «Такая гибкость принесет огромную пользу перевозчику с точки зрения доходности, - говорит г-н Ли. - На каждом рейсе разный спрос на тот или иной класс обслуживания. Одинаков ли он на перелетах, например, из Лондона в Нью-Йорк и на Карибы? Точно нет. Так что места идут „вхолостую“. Но „бабочки“ это исправят». Эксперт уверен в успехе своей разработки и надеется на появление кресел-трансформеров на бортах самолетов к середине 2017 года.

Полет в завтрашний день 

То, что авиаперевозчики находятся в постоянном поиске «чего-нибудь эдакого», держит в тонусе и авиастроителей "Airbus" и "Boeing". Авиакомпании заинтересованы в оптимизации всех процессов, эффективном использовании топлива и снижении выбросов углекислого газа, а это значит, что инженерам приходится генерировать новые идеи в этом направлении. Руководитель "Airbus" Том Эндерс уже призвал участников отрасли сделать упор на технологии, которые могут совершить прорыв в авиастроении. И в качестве примера привел автоматизированную кабину лайнера Airbus 380, собранного на заводе в Тулузе.

Подсказать авиастроителям несколько идей, которые могут поразить даже искушенного авиапассажира, готовы в Американском национальном аэрокосмическом агентстве NASA. «Я называю их дикими и даже где-то бредовыми, хотя, если задуматься, они не настолько нелепы, чтобы их совсем не рассматривать», - говорит Даг Рон, менеджер программы по преобразованиям в авиации в NASA. Программа ставит целью ответить на вопрос, как создать самолеты с максимальной эффективностью и минимальным воздействием на окружающую среду. 

Идея № 1. Электрический двигатель, который может заменить традиционный, работающий на реактивном топливе. И эта идея точно не бред. В марте 2015 года в компании "Siemens" уже представили двигатель нового поколения. Инновационный мотор весит чуть больше 50 кг, а его мощность составляет 260 кВт. Он способен обеспечить взлет самолета массой до 2 тонн. Разработчики считают, что новое решение позволит производить гибридные самолеты, рассчитанные на четырех и более человек. В недалеком будущем возможно создание электрических двигателей для воздушных судов, способных перевозить 50-100 пассажиров на региональных рейсах. Испытать мотор планируют к концу 2015 года. В России работа по созданию электродвигателя тоже началась в 2014 году, и по всем расчетам будет окончена в 2022-м. К этому времени должен появиться и новый самолет, который сможет работать на такой конструкции. Разработчики говорят, что силовая установка позволит значительно сэкономить на расходе топлива и снизить взлетную массу пассажирского лайнера. Так что изобретение, скорее всего, перевернет все основы современной авиации. 

Идея № 2. «Самолет-батарея». Конечно, зарядить электрический самолет - это вам не просто «сунуть вилку в розетку», тем более если речь о 17-часовом путешествии вокруг света. Вместо того чтобы ждать новатора Элона Маска и его обещанного сверхзвукового самолета, который будет работать по принципу автомобиля "Тесла", NASA предлагает рассмотреть, возможно ли превратить корпус самолета в одну большую батарею. А вот это - точно «фантазия», но как идея все равно любопытна! 

Идея № 3. «Летающий трансформер». Смысл идеи в том, чтобы создать самолет из суперлегкого материала, который сможет менять форму и приспосабливаться к различным условиям полета. Что-то невероятное, но инженеры NASA (вместе с ВВС и компанией "FlexSys Inc".) уже провели 22 тестовых упражнения с бортом, меняющим форму крыльев. Главное - упорство. И кто знает, может, мы все-таки застанем самолет-трансформер? А вот в Великобритании не так давно поделились своим видением современного лайнера: у него нет иллюминаторов и как будто - просто волшебство (!) - нет стен. Вы словно парите в воздухе, среди облаков! Именно такую иллюзию рождает у пассажиров панорамный вид, который открывается в салоне.

А куда же денутся окна? Их планируется заменить на ультратонкие и гибкие экраны, которые будут отображать пейзаж за бортом, благодаря прикрепленным снаружи камерам, или же превращаться в персональные компьютеры с сенсорным рабочим столом. Концепция была предложена британским Центром инноваций в производстве "Centre for Process Innovation" (CPI) и до сих пор в стадии исследования. Инженеры обещают закончить работу над проектом в десятилетний срок. 

План 2050 

Не так давно в рамках концепции "AHEAD" (Advanced Hybrid Engine Aircraft Development) авиакомпания "KLM" поделилась видением лайнера будущего, который полностью меняет представление о том, как должны выглядеть самолеты. AHEAD - это совместный проект Делфтского технического университета в Нидерландах, при поддержке Европейской Комиссии и в сотрудничестве с "Airbus Group Innovations". Суть состоит в создании дальнемагистрального лайнера гибридной модели «самолет-крыло» вместимостью от 300 до 350 пассажиров, который, работая на гибридном двигателе, откроет совершенно новую «зеленую» эру в авиации. По мнению доцента Арвинда Рао, судно заполнит пробел на авиационном рынке, в частности, в вопросе осуществления рейсов на дальние расстояния, что, по некоторым оценкам, будет наиболее актуально к 2050 году, особенно в отношении Азии. К этому времени прогнозируется высокая концентрация людей в крупнейших мегаполисах мира, а значит, появится прямая взаимосвязь между спросом на пассажирские перевозки и преодолением расстояния между этими ключевыми городами.

Форма и габариты нового самолета имеют неоспоримое преимущество перед другими, считает г-н Рао. Овальный фюзеляж предлагает больше места для одного пассажира, что может быть использовано для улучшения обслуживания путешественников. Благодаря уплощенной форме самолета дизайнеры смогут реализовать свои самые смелые идеи! Кроме просторных мест, на борту можно будет оборудовать лаунж и даже магазины! Некоторые авиакомпании уже воплотили некоторые из этих задумок на самолетах большой вместимости (к примеру, А380), но в случае с "AHEAD" плоская кабина потребует полностью пересмотреть компоновку салона, которая всегда была ограничена.

Работая на биотопливе и криогенном горючем (LNG\LH2), которые планируется хранить в крыльях самолета, лайнер сократит выбросы углекислого газа на 75%, выбросы оксидов азота (NOx) на 90% и снизит уровень шума на 50% к 2050 году (в сравнении с показателями 2000 года). Для использования этих видов топлива и понадобится новый гибридный двигатель. Что касается обслуживания в аэропорту, то новый борт требует незначительных изменений в инфраструктуре авиагавани, в частности, касающихся системы заправки. Кроме того, разработчики обещают, что у авиакомпаний не возникнет проблем с багажом. Важное заявление, учитывая плоскую форму самолета. «Грузовые контейнеры LD3 или LD6 предназначены для циркульного фюзеляжа, - замечает эксперт. - Но с новым дизайном мы сможем использовать кубические или прямоугольные контейнеры». Как объясняет г-н Рао, проект определенно потребует времени. «Разработка самолета будущего находится на 1-2 ступени в плане готовности, - поясняет эксперт. - И чтобы "Airbus" начал серьезно рассматривать его в качестве своего следующего продукта, мы должны будем выйти на 4-5 уровень». Тем не менее специалист верит, что в ближайшие 40 лет проект уже станет реальностью. И в "KLM" эту точку зрения разделяют. 

Еще немного инноваций

Исчезновение в марте малазийского боинга, летевшего рейсом MH370, заставил индустрию задуматься и о лучшем отслеживании самолетов. В Международной ассоциации воздушного транспорта IATA был разработан проект "Aircraft Tracking Task Force" (ATTF), который предполагает создание расширенной глобальной системы слежения за воздушными судами в Международной организации гражданской авиации. Речь о «дырах», которые существуют в некоторых регионах, в том числе над океанами, а также в Африке и России. 

Изучают инженеры также возможности цифрового моделирования, позволяющего проводить наземные испытания и использовать «цифрового близнеца» того или иного самолета для прогнозирования возможных механических проблем. 

В 2014 году компания "EasyJet" объявила о тестировании беспилотных технологий - с целью помочь инженерам выявлять в самолетах неисправности. Предполагалось, что беспилотные самолеты, запрограммированные для сканирования и оценки лайнера, будут докладывать специалистам о любом повреждении, которое требует дальнейшего осмотра судна или ремонтных работ. Авиаперевозчик тогда заявил, что беспилотники помогут сократить время контроля всех его 220 судов до «пары часов». Обычно здесь тратили на это один день. Ян Дэвис, главный инженер подразделения "EasyJet", добавляет, что за счет беспилотников авиакомпания надеется решить проблему задержек рейсов по своей вине: «Мы теряем миллионы фунтов каждый год из-за поломки самолетов и, если бы нам не нужно было это делать, мы могли бы позволить путешественнику сэкономить средства и снизить стоимость билета». 

Следующий революционный прорыв, который совершили авиакомпании, касается сбора данных о пассажирах. «Мы находимся только в начале этого переворота, - считает Джон Джаррелл, глава подразделения IT-решений для аэропортов в "Amadeus". - И тот объем информации, который используют перевозчики сейчас, - ничто по сравнению с тем, какие данные будут доступны через пять лет». 

Авиакомпании все чаще практикуют различные методы с "big data" для прямого воздействия на путешественника. Перевозчики собирают сведения о пассажирах из социальных медиа, истории предыдущих покупок. И эта информация помогает им составить «единое представление» о клиенте. 

Безусловно, это не все инновации от авиакомпаний за последнее десятилетие — авиационная отрасль развивается настолько быстро, что самим путешественникам бывает сложно успеть! В конечном счете, пишет Джуд Гомила, сооснователь игровой американской компании "HeyZap", у пассажиров будут остаться от полета настолько приятные впечатления, что «их будет тянуть в самолет обратно». А если к стремлению авиакомпаний подключатся еще и аэропорты, они точно захотят там остаться навсегда!

Вячеслав ЛАМЗУТОВ,

(по материалам электронного журнала "Buying Business Travel Russia" публикуется по лицензии "Panacea Publishing International Limited")