Самолетостроение

Виктор Владимирович Ливанов отметил свой 70-летний юбилей

Вряд ли найдется другой такой авиаконструктор, как генеральный директор ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» Виктор Владимирович Ливанов, который на протяжении 25 лет уверенно вел такое огромное предприятие через неурядицы перестроечной экономики и хаос рыночной стихии. На Виктора Владимировича легло тяжкое бремя выбора решений в пору, когда пламенный мотор советской авиационной промышленности стал чихать, глохнуть, а потом и совсем перешел на обороты холостого хода. Особую ответственность на руководство предприятия возлагала марка «Ильюшин», на протяжении десятилетий символизировавшая ведущую роль отечественной авиации в мировой табеле о рангах.

Родился Виктор Владимирович 17 сентября 1943 года в Хабаровске.

Окончив в 1967 году Московский авиационно-технологический институт по специальности «инженер-механик по самолетостроению», Виктор Ливанов пришел инженером-технологом в ОКБ-240 С.В. Ильюшина. К тому времени предприятие получило открытое наименование – Московский машиностроительный завод «Стрела». Работая в сборочном цехе № 5, где строили самолет Ил-62М, он был направлен технологом на Летно-испытательную базу предприятия в подмосковном Жуковском. Это была хорошая производственная школа, которая пригодилась в дальнейшем. Через полтора года Ливанов вернулся на опытный завод, где в то время началось активное внедрение методов сетевого планирования и управления. Виктора Владимировича назначили начальником бюро научной организации труда завода, которое занималось их внедрением. За три года в этой должности он провел объемную аналитическую работу, направленную на повышение эффективности производства. Так были сделаны первые шаги в освоении современных методов управления предприятием.

Эта деятельность была отмечена руководством ОКБ:Генеральный конструктор Генрих Васильевич Новожилов предложил Ливанову перейти в КБ. Работая в новом качестве, Ливанов создал и возглавил бригаду координации анализа работ, усилиями которой в ОКБ была накоплена фундаментальная статистическая и аналитическая база. Это был первый в отрасли и в стране опыт планирования инженерно-конструкторского труда, позволявший прогнозировать процессы проектирования новых типов самолетов.

В 1988 году В.В. Ливанова назначили директором Московского машиностроительного завода имени С.В. Ильюшина. В то время запускали в серийное производство новый дальнемагистральный самолет Ил-96-300. Первое время после назначения было нелегким – Ливанов столкнулся с целым спектром хозяйственных проблем, связанных с внедрением новых форм организации производства, в том числе хозрасчетных отношений.

В 1989 году Виктор Ливанов окончил школу бизнеса Оклахомского университета (США). Позже, в 1996 году, В. Ливанов занял пост заместителя министра оборонной промышленности РФ.

В лихие 90-е годы, в период перестроечной чехарды, знаменитое ОКБ оказалось без госзаказа, практически без поддержки государства. Вплоть до 2002 г. государственные средства составляли лишь 6-8 процентов потребного финансирования. Речь шла уже не о новых высотах, а о выживании в рыночных реалиях, когда основным условием существования предприятия стало не создание продукта, а умение его реализовать.

Для решения первоочередных задач В. Ливанов подобрал команду экономистов, способных адекватно воспринимать экономические реформы. Принятые решения оказались плодотворными: на заводе не задерживали зарплату, не было долгов перед энергетиками, бюджетными и внебюджетными фондами.

Успехи не остались незамеченными, у коллег крепла уверенность в опытном лидере. В 1994 году, на собрании акционеров ОАО «Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина» В.В. Ливанова избрали Генеральным директором.

Под его руководством на предприятии осуществлено изготовление опытных образцов Ил-96-300ПУ, Ил-96М/Т, Ил-76МФ, Ил-114.

Активно участвовал В.В. Ливанов и в совместной работе со специалистами США по сертификации самолетов Ил-103, Ил-96М/Т. Ведется работа по модернизации Ил-38,
Ил-96-400Т. Настоящим триумфом на предприятии стало создание нового военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А, который 22 сентября 2012 года совершил первый полет, а 4 октября был показан на земле и в воздухе Президенту РФ В.В. Путину. По завершении полета был подписан контракт между Министерством обороны РФ и ОАО «ОАК- Транспортные самолеты» на поставку до 2020 года 39 самолетов Ил-76МД- 90А на сумму 140 млрд. руб.

В настоящее время под руководством В.В. Ливанова проводится новая в практике отечественного самолетостроения работа по запуску на ЗАО «Авиастар-СП» серийного производства Ил-76МД-90А на основе цифровой технологии, ведется разработка новой перспективной авиационной техники, в том числе и среднего транспортного самолета МТА совместно со специалистами из Индии.

Подводя итоги 25-летия руководства предприятием, в канун 70-летнего юбилея В.В.Ливанова, можно отметить главное- Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина под его руководством не только выжил, но прочно стоит на ногах, уверен в своем будущем и еще не раз порадует страну новыми достижениями и победами. «Основная задача сегодня, - убежден Виктор Владимирович, - завершить реструктуризацию промышленности по созданию интегрированных структур. Авиапроизводителям нужно объединяться, так как создавать новые самолеты в одиночку невозможно…»

Пресс-служба ОАО "Ил"