Самолетостроение

Вопросы кадрового обеспечения авиационной отрасли обсудят участники МАТФ-2016 в Ульяновске

2 и 3 июня в институте гражданской авиации имени главного маршала авиации Б.П. Бугаева пройдет конференция «Профессионалы авиации» – ключевая часть деловой программы IV Международного авиационного форума.

Как отметил первый заместитель Председателя Правительства – Министр сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Александр Чепухин, вопрос развития кадрового потенциала отрасли важен как в целом для страны, так и Ульяновской области в частности. В регионе персонал готовят специализированные образовательные организации. В области успешно функционирует авиационный кластер. В его работу вовлечено в общей сложности около 26 тысяч сотрудников. Годовой оборот предприятий-участников составляет 49,4 миллиарда рублей. В соответствии с программами развития действующих участников кластера планируется, что до 2018 года объем инвестиций составит порядка пяти миллиардов рублей. «Это, конечно, потребует подготовить большее число высококвалифицированных специалистов. Поэтому мы посчитали важным стать инициаторами серьезных дискуссий о качественной подготовке кадров для авиации. Уже принято решение посвятить этой теме центральное место в МАТФ и настояли на таком формате его проведения», – пояснил Александр Чепухин.

«Мы отошли от традиционного проведения авиатранспортного форума в 2016 году целенаправленно, такие изменения диктует современный рынок труда, – отмечает генеральный директор Центра кластерного развития Ульяновской области Александр Яковлев. – Мы пригласили экспертов, как готовящих персонал для авиакомпаний, так и представителей последних для открытого разговора о современном состоянии рынка труда и его требованиях».

Среди участников конференции руководители кадровых агентств, учебных заведений России, готовящих лётный персонал, представители авиакомпаний, эксперты отрасли. Они обсудят перспективы рынка труда авиатранспортной отрасли, пути повышения эффективности образовательных учреждений, опыт взаимодействия учебных заведений и авиакомпаний по подготовке лётного состава. Также будут рассмотрены профессиональные стандарты и отраслевые квалификации в отрасли, варианты совершенствования системы подготовки специалистов, особенности работы HR-служб авиакомпаний в условиях стагнации авиаперевозок, особенности подготовки персонала для авиатранспортной отрасли.

Эксперты выделяют несколько аспектов, влияющих на решение кадрового вопроса в отрасли. Это действие государственных программ поддержки, в том числе на этапе подготовки специалистов в учебных заведениях, а также объёмы субсидирования пассажирских перевозок; непростая экономическая и внешнеполитическая ситуация; количество работодателей на рынке.

«Среди проблем отрасли, в зависимости от которых находится рынок труда, - сложное положение в науке и отсутствие прорывных технологий и решений на воздушном транспорте, отсутствие стратегии развития системы образования, ориентированной на современную национальную систему профессиональных квалификаций, - говорит руководитель аналитического центра «Консалтинговой компании «Авиаперсонал», участник МАТФ-2016 Маргарита Юскина. – Также отсутствуют профстандарты отрасли и система независимой профессиональной оценки компетенций персонала на основе профстандартов, система независимой профессионально-общественной аккредитации образовательных учреждений в соответствии с тенденциями национальной системы квалификаций. Ответы на эти и другие вопросы предстоит найти и обсудить участникам конференции «Профессионалы авиации».

Напомним, организаторами МАТФ-2016 выступают Правительство Ульяновской области и АНО «Центр кластерного развития» при поддержке ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Агентства стратегических инициатив, Министерства промышленности и торговли РФ, Министерства транспорта России, Министерства образования и науки страны, Министерства экономического развития и Министерства труда и социальной защиты населения РФ.

Справка ООО «Консалтинговой компании Авиаперсонал»

Более 40 млрд.рублей выделено на реализацию задач Подпрограммы «Гражданская авиация» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010 - 2020 годы)»: «обеспечение развития учебных заведений и центров подготовки персонала гражданской авиации и обеспечение развития медицинского центра гражданской авиации (ЦКБ ГА)». При этом гражданская авиация – лидер среди всех видов транспорта по бюджетным затратам на решение задач образования.

Тенденции рынка образования

Программы ВПО предлагаются в 8 учебных заведениях, программы СПО предлагаются в 14 учебных заведениях, всего 18 государственных образовательных учреждений.

В учебных заведениях гражданской авиации в настоящее время обучается около 23 тысяч студентов и курсантов по 32 направлениям подготовки и специальностям.

Существенное увеличение количества выпускников по специальности «Летная эксплуатация» несмотря на профицит летного состава (например, выпускники летных училищ: 2010 г. – 330 чел., 2014 – 689 чел., 2015 г. – 946 чел., прогноз на 2019 г. – 1 040 чел.).

По данным мониторинга, проведенного Минобрнауки России, у всех трех вузов гражданской авиации показатель трудоустройства превышает пороговое значение, установленное для каждого вуза ГА: по МГТУ ГА — 99,7%;СПбГУ ГА — 99,7%; УИ ГА — 98,5%.

По данным ФАВТ и сайтов УЗ ГА из 1082 выпускников-пилотов 2012-го и 2013-го годов трудоустроено 764 человека (70,6%), из 689 выпускников 2014 года трудоустроено 224 человека (32,5%).

Пресс-служба "МАТФ"