Александр Рождественский: «ЗАДАЧА ОПРЕДЕЛЕНА. ЗНАЧИТ, БУДЕМ ЕЕ РЕШАТЬ!»
Приказ о реорганизации Московского авиационного института и Российского государственного университета им. К.Э.Циолковского (МАТИ) был выпущен Министерством образования и науки еще 24 марта 2015 года. В нем говорится, что МАТИ присоединяется к МАИ в форме структурного подразделения, имущество МАТИ закрепляется за МАИ, и МАИ является правопреемником МАТИ. 29 сентября 2015 года согласно приказу Министерства образования и науки РФ исполняющим обязанности ректора назначен Александр Викторович Рождественский.
На первом же заседании ученого совета А.В. Рождественский в своем выступлении прояснил наиболее острые нюансы. Он в частности отметил, что «ситуация сложная, и сложилась так, как сложилась. Для меня это назначение – вызов. И я его принял. Рекомендую и вам делать так же. Плата за общежитие для студентов повышаться не будет. И собственность МАИ распродаваться тоже не будет».
11 октября в авторской программе Максима Шевченко «Точка» на НТВ Александр Викторович так же был конкретен и лаконичен:
Не стал бы расчленять МАИ-МАТИ по признакам их отношения к военному ведомству. По сути, они оба работали и работают на оборонку. Так уж исторически сложилось, что один вуз готовил конструкторов, а второй – технологов.
Что касается мотивации моего назначения. Просто есть некая данность. И эта данность изменилась. Требования к руководителям вузов тоже поменялись. Задача управленца – сформировать команду, которая эффективно создавала бы необходимые условия для развития вуза по образовательным программам и соответствующие условия для работы своих ученых.
Ситуация со сменой руководства в МАИ ныне бурно обсуждается в СМИ. Как любое новшество, оно имеет, как сторонников, так и противников. И все же, самое мудрое решение: не спешить с выводами. Лучше дать человеку возможность себя проявить. Если имеются вопросы, то их задать. Собственно, мы это и делаем в беседе с исполняющим обязанности ректора Александром Викторовичем Рождественским. Редакция национального авиационного журнала «Крылья Родины» решила узнать, что происходит в момент слияния научных и педагогических школ МАИ-МАТИ в легендарном институте и как будет происходить процесс в авиакосмической промышленности и науке.
Почему, по Вашей оценке Устав МАИ, по которому проводят выборы ректора, не соответствует сегодняшним геополитическим и экономическим российским реалиям?
На этот счет существует позиция учредителя, которая обозначена в разосланном по системе типовом уставе. Где определено, что ректор назначается министерством. Эта позиция соответствует требованиям действующего законодательства. А лично я считаю, что старый Устав МАИ, по которому на отчётно-выборной конференции ректора голоса выборщиков от профессорскопреподавательского состава приравнивают к разнорабочим, уборщицам и сантехникам, не соответствует требованиям времени и является наследием лихих «перестроечных» времен, когда увлеклись демократизацией. Как известно в МАИ ректора назначались.
Какой Вам видится одна из насущных проблем?
Мы должны готовить инженеров для высокотехнологичных производств, классных конструкторов авиационной и ракето-космической техники. Основными оценщиками качества образовательных услуг и результатов работы технических университетов должны являться производственные предприятия и конструкторские бюро. И подготовка соответствующих специалистов должна вестись в плотном взаимодействии университета и производства. Практикоориентированность – это одна из основных задач при подготовке инженеров для современного производства.
Что дает слияние двух вузов?
И в МАИ, и в МАТИ традиционно была сильной связь с производством. Система же, заложенная в новом Законе об образовании, позволяет дать дополнительный импульс в создании базовых кафедр, наполнить их новыми современными образовательными программами и практиками. Что позволит студентам старших курсов проходить обучение, в том числе, и на конкретных производствах. Без этого, ни о каком дальнейшем развитии не может быть и речи.
Кроме того, мы понимаем, что лабораторная, материально – техническая базы крайне необходимы при подготовке высококлассных инженеров. А ВУЗы в полном объеме ими не обладают. Поэтому мы обязаны использовать оборудование, которое есть на производстве. Что это даст? Это позволит нашим выпускникам уже со старта вовлекаться в реальный производственный процесс и работать в полной мере как уже состоявшимися подготовленными специалистами. ИМ не нужен будет дополнительный адаптационный период, растягивающийся на несколько лет после окончания вуза.
Прежняя модель образования себя изжила?
Она была ориентирована на времена советского периода. Сейчас же требования к университетам меняются. Если посмотреть на учебные аудитории, на лаборатории, на корпуса, создается такое ощущение, что попадаем в ситуацию 70х годов. Времена изменились, а ориентированность осталась неизменной.
Финансовая составляющая, наиболее болезненная.
Ученые и конструкторы смогут эффективно работать только при наличии достойных условий труда. «Боритесь за форму, содержание подтянется». А мы этого в полном объеме обеспечить не можем. Проблема? Еще какая!
Проблема не в недостаточном выделении ресурсов. Их было выделено достаточно. Скорее вопрос стоит в эффективности их использования. В реальности мы сейчас имеем, что видим. Посмотрите вокруг. Обшарпанные стены, устаревшая материально техническая и лабораторная база и т.д. Конечно, чтобы до конца понимать ситуацию, необходим определенный анализ. Хотелось бы многое поменять, чтобы выйти из состояния законсервированности и отвечать требованиям, предъявляемым к ведущим университетам, готовящим специалистов для ОПК. Но менять, безусловно, нужно так, чтобы не разрушить всё лучшее, что было достигнуто предыдущими поколениями. Где это уже было: « Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Так вопрос не стоит. Поэтому нужно время для эволюционных преобразований, а его, как обычно, нет.
Если в двух словах о ближайшей перспективе.
Еще раз хочу подчеркнуть главный оценщик качества нашей работы – это производство. Мы должны создать все условия, чтобы наши студенты овладевали современными знаниями, чтобы им было здесь комфортно. Чтобы они здесь не только учились, а и имели бы все условия для полнокровной жизни, могли заниматься спортом и всесторонне развиваться.
Есть целый ряд научных центров, школ – они существуют, они сохранены. Если мы их не будем поддерживать, то ничего хорошего из этого не получится. Научные школы, ученые, конструкторы – это наши выпускники, великая плеяда выдающихся деятелей, которыми по праву гордится МАИ наш золотой фонд. И к нему должно быть соответствующее отношение.
Ветер перемен, перемен прогрессивных достиг и МАИ. Решение о слиянии двух вузов не принималось поспешно. К нему готовились основательно и заблаговременно. Собственно, никакой тайны не было: об этом все знали.
И подбор кандидатуры руководителя осуществлялся тщательно и продуманно. Так что, никаких спонтанных действий со стороны Министерства образования и науки в решении данного вопроса тоже не было. Что касается опрометчивых выводов, то их делать преждевременно. Лучше пожелаем Александру Викторовичу успехов и конструктивных результатов.
НАША СПРАВКА
Александр Викторович Рождественский - кандидат педагогических наук, доктор экономических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «МАТИ» Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского» с 2012г.
Является автором более 100 печатных работ, в том числе 11 монографий, 5 учебников и 16 учебных пособий в таких областях, как экономика, социально-экономические отношения в сфере образования, инновационная деятельность высших учебных заведений, интегрированные структуры высшей школы, предприятий военно-промышленного комплекса и др.
Беседовал Владимир Иванович Толстиков, заместитель главного редактора «КР»