Александр Рождественский: «ЗАДАЧА ОПРЕДЕЛЕНА. ЗНАЧИТ, БУДЕМ ЕЕ РЕШАТЬ!»

Приказ о реорганизации Московского авиационного института и Российского государственного университета им. К.Э.Циолковского (МАТИ) был выпущен Министерством образования и науки еще 24 марта 2015 года. В нем говорится, что МАТИ присоединяется к МАИ в форме структурного подразделения, имущество МАТИ закрепляется за МАИ, и МАИ является правопреемником МАТИ. 29 сентября 2015 года согласно приказу Министерства образования и науки РФ исполняющим обязанности ректора назначен Александр Викторович Рождественский.

На первом же заседании ученого совета А.В. Рождественский в своем выступлении прояснил наиболее острые нюансы. Он в частности отметил, что «ситуация сложная, и сложилась так, как сложилась. Для меня это назначение – вызов. И я его принял. Рекомендую и вам делать так же. Плата за общежитие для студентов повышаться не будет. И собственность МАИ распродаваться тоже не будет».

11 октября в авторской программе Максима Шевченко «Точка» на НТВ Александр Викторович так же был конкретен и лаконичен:

­ Не стал бы расчленять МАИ-­МАТИ по признакам их отношения к военному ведомству. По сути, они оба работали и работают на оборонку. Так уж исторически сложилось, что один вуз готовил конструкторов, а второй – технологов.

Что касается мотивации моего назначения. Просто есть некая данность. И эта данность изменилась. Требования к руководителям вузов тоже поменялись. Задача управленца – сформировать команду, которая эффективно создавала бы необходимые условия для развития вуза по образовательным программам и соответствующие условия для работы своих ученых.

Ситуация со сменой руководства в МАИ ныне бурно обсуждается в СМИ. Как любое новшество, оно имеет, как сторонников, так и противников. И все же, самое мудрое решение: не спешить с выводами. Лучше дать человеку возможность себя проявить. Если имеются вопросы, то их задать. Собственно, мы это и делаем в беседе с исполняющим обязанности ректора Александром Викторовичем Рождественским. Редакция национального авиационного журнала «Крылья Родины» решила узнать, что происходит в момент слияния научных и педагогических школ МАИ­-МАТИ в легендарном институте и как будет происходить процесс в авиакосмической промышленности и науке.

­ Почему, по Вашей оценке Устав МАИ, по которому проводят выборы ректора, не соответствует сегодняшним геополитическим и экономическим российским реалиям?

­ На этот счет существует позиция учредителя, которая обозначена в разосланном по системе типовом уставе. Где определено, что ректор назначается министерством. Эта позиция соответствует требованиям действующего законодательства. А лично я считаю, что старый Устав МАИ, по которому на отчётно­-выборной конференции ректора голоса выборщиков от профессорско­преподавательского состава приравнивают к разнорабочим, уборщицам и сантехникам, не соответствует требованиям времени и является наследием лихих «перестроечных» времен, когда увлеклись демократизацией. Как известно в МАИ ректора назначались.

­ Какой Вам видится одна из насущных проблем?

­ Мы должны готовить инженеров для высокотехнологичных производств, классных конструкторов авиационной и ракето-космической техники. Основными оценщиками качества образовательных услуг и результатов работы технических университетов должны являться производственные предприятия и конструкторские бюро. И подготовка соответствующих специалистов должна вестись в плотном взаимодействии университета и производства. Практикоориентированность – это одна из основных задач при подготовке инженеров для современного производства.

­ Что дает слияние двух вузов?

­ И в МАИ, и в МАТИ традиционно была сильной связь с производством. Система же, заложенная в новом Законе об образовании, позволяет дать дополнительный импульс в создании базовых кафедр, наполнить их новыми современными образовательными программами и практиками. Что позволит студентам старших курсов проходить обучение, в том числе, и на конкретных производствах. Без этого, ни о каком дальнейшем развитии не может быть и речи.

Кроме того, мы понимаем, что лабораторная, материально – техническая базы крайне необходимы при подготовке высококлассных инженеров. А ВУЗы в полном объеме ими не обладают. Поэтому мы обязаны использовать оборудование, которое есть на производстве. Что это даст? Это позволит нашим выпускникам уже со старта вовлекаться в реальный производственный процесс и работать в полной мере как уже состоявшимися подготовленными специалистами. ИМ не нужен будет дополнительный адаптационный период, растягивающийся на несколько лет после окончания вуза.

­ Прежняя модель образования себя изжила?

­ Она была ориентирована на времена советского периода. Сейчас же требования к университетам меняются. Если посмотреть на учебные аудитории, на лаборатории, на корпуса, создается такое ощущение, что попадаем в ситуацию 70­х годов. Времена изменились, а ориентированность осталась неизменной.

­ Финансовая составляющая, наиболее болезненная.

­ Ученые и конструкторы смогут эффективно работать только при наличии достойных условий труда. «Боритесь за форму, содержание подтянется». А мы этого в полном объеме обеспечить не можем. Проблема? Еще какая!

Проблема не в недостаточном выделении ресурсов. Их было выделено достаточно. Скорее вопрос стоит в эффективности их использования. В реальности мы сейчас имеем, что видим. Посмотрите вокруг. Обшарпанные стены, устаревшая материально техническая и лабораторная база и т.д. Конечно, чтобы до конца понимать ситуацию, необходим определенный анализ. Хотелось бы многое поменять, чтобы выйти из состояния законсервированности и отвечать требованиям, предъявляемым к ведущим университетам, готовящим специалистов для ОПК. Но менять, безусловно, нужно так, чтобы не разрушить всё лучшее, что было достигнуто предыдущими поколениями. Где это уже было: « Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…». Так вопрос не стоит. Поэтому нужно время для эволюционных преобразований, а его, как обычно, нет.

­ Если в двух словах о ближайшей перспективе.

­ Еще раз хочу подчеркнуть ­ главный оценщик качества нашей работы – это производство. Мы должны создать все условия, чтобы наши студенты овладевали современными знаниями, чтобы им было здесь комфортно. Чтобы они здесь не только учились, а и имели бы все условия для полнокровной жизни, могли заниматься спортом и всесторонне развиваться.

Есть целый ряд научных центров, школ – они существуют, они сохранены. Если мы их не будем поддерживать, то ничего хорошего из этого не получится. Научные школы, ученые, конструкторы – это наши выпускники, великая плеяда выдающихся деятелей, которыми по праву гордится МАИ ­ наш золотой фонд. И к нему должно быть соответствующее отношение.

Ветер перемен, перемен прогрессивных достиг и МАИ. Решение о слиянии двух вузов не принималось поспешно. К нему готовились основательно и заблаговременно. Собственно, никакой тайны не было: об этом все знали.

И подбор кандидатуры руководителя осуществлялся тщательно и продуманно. Так что, никаких спонтанных действий со стороны Министерства образования и науки в решении данного вопроса тоже не было. Что касается опрометчивых выводов, то их делать преждевременно. Лучше пожелаем Александру Викторовичу успехов и конструктивных результатов.

НАША СПРАВКА

Александр Викторович Рождественский -­ кандидат педагогических наук, доктор экономических наук, профессор, ректор ФГБОУ ВПО «МАТИ» ­ Российский государственный технологический университет имени К.Э.Циолковского» с 2012г.

Является автором более 100 печатных работ, в том числе 11 монографий, 5 учебников и 16 учебных пособий в таких областях, как экономика, социально-­экономические отношения в сфере образования, инновационная деятельность высших учебных заведений, интегрированные структуры высшей школы, предприятий военно­-промышленного комплекса и др.

Беседовал Владимир Иванович Толстиков, заместитель главного редактора «КР»

Поделиться
с друзьям