Вертолетостроение

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. HELIRUSSIA – вертолетная выставка № 1 в Европе

12 мая в информационном агентстве «Интерфакс» состоялась пресс-конференция «Итоги и перспективы развития вертолетной индустрии», в которой приняли участие генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, заместитель генерального директора холдинга «Вертолеты России» по программам и проектам Роман Чернышев и председатель правления Ассоциации вертолетной индустрии Михаил Казачков.

Пресс-конференция была проведена в преддверии шестой международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia 2013, организованной Министерством промышленности и торговли РФ, что предопределило характер и направленность сделанных сообщений. Значение выставки растет вместе с ростом значимости вертолетной индустрии в мире. Как отметил Андрей Мартиросов, мировой вертолетный парк постоянно растет, сейчас он составляют 40-50% мирового парка авиации. При этом темп прироста вертолетного парка составляет 15-20% в год. Ожидается увеличение объема мирового вертолетного рынка с 17,95 млрд. долл. в 2011 году до 23,23 млрд. долл.в 2018 году. Ведущие производители вертолетов: Bell, Helicopter Textron, Eurocopter, Sikorsky и «Вертолеты России». Продолжается массовое приобретение российскими заказчиками зарубежной вертолетной техники. В 2012 году российский авиапарк полнился 100 зарубежными вертолетами. По производителям эта сумма распределилась так: Robinson- 60, Eurocopter – 21, Nell Helicopter- 7 Agusta Westland – 7. При этом российскими заказчиками было приобретено всего 2 гражданских вертолета из общего количества выпущенных 300 ед. По видам работ львиную долю занял нефтяной сектор, - 70%, 3-6 % заняли работы в секторе АОН (пожаротушение, медицинские перевозки, эвакуация и спасательные работы), 2-3% пошло на частные VIP-перевозки.

Организационные особенности выставки осветил Михаил Казачков. Выставка откроется в 10 утра 16 мая. На площади в 12 700 квадратных метров разместятся экспозиции 205 компаний из 18 стран мира, а также 16 вертолетов отечественных и зарубежных производителей. Характерно, что все вертолеты прибудут на выставку своим ходом, предпочтительно в первой половине дня. На выставке будет представлен самый широкий ассортимент вертолетов отечественных и зарубежных производителей. В деловой программе выставки планирует принять участие свыше 1100 представителей более чем 200 компаний.

На выставке планируется представить актуальные проекты для коммерческого рынка: новые вертолеты Ка-226Т, «Ансат», Ми-171А2», Ка-62, Ми-38. Вертолет Ми-171А2 обещает стать одним из наиболее интересных продуктов в нише вертолетов среднего класса. Он создается на основе лучших качеств знаменитых предшественников, что позволит повысить эффективность эксплуатации по сравнению с существующим семейством Ми-8/17.

На стендах будут также представлены боевые вертолеты «Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28Н «Ночной охотник». Любителей военной авиации наверняка заинтересует российский многоцелевой ударный вертолет Ми-35М, способный круглосуточно и в сложных метеоусловиях решать разнообразные боевые задачи.

На выставке будет также представлен производящийся с 2012 года в России на совместном предприятии ОАО «Вертолеты России» и AgustaWestland «Helivert» двухмоторный многоцелевой вертолет AW139. Компания Eurocopter продемонстрирует свой бестселлер - самый тихий вертолет на рынке EC130 T2, объемы заказа которого только за 2012 год превысили 70 шт., а также медицинскую версию многоцелевого двухдвигательного вертолета EC-145.

Американский производитель вертолетов Sikorsky Aircraft Corporation в этом году привез на HeliRussia кабину нового тяжелого вертолета S-92, сертификация которого уже началась в России.

На выставке также будет представлена полная линейка легких вертолетов компании Robinson Helicopter Company (двухместный R-22, четырехместный R-44 и пятиместный R-66, прошедший сертификацию в России в марте 2013 г.), американские легкие многоцелевые вертолеты MD-520 и Bell-429, а также европейский однодвигательный легкий вертолет Gazelle.

Свою перспективную разработку представит компания «Авиапроект» - новый легкий многоцелевой вертолет АП-55, находящийся в стадии опытного производства. Вертолет создавался в соответствии с нормами летной годности России, Европы и США. Компания планирует представить на выставке не только полноразмерный макет своей машины, но и впервые покажет главный редуктор вертолета.

На стенде украинской компании «Мотор Сич» посетители смогут познакомиться не только с двигателями компании, но и с модернизированной версией одного из самых заслуженных вертолетов в мировой истории Ми-2 – МСБ-2 с двигателем собственного производства.

Помимо украинских двигателистов, свои разработки покажут французская Turbomecca и Российская Объединенная Двигателестроительная Корпорация, представив на выставке изделия ОАО «Климов» и ОАО «СТАР». ОАО «Климов» продемонстрирует вертолетные двигатели трех типов: ВК-2500П (для Ка-52 и Ми-28Н) — самую совершенную модификацию известного во всем мире семейства двигателей ВК-2500, ТВ7-117В (для Ми-38) — первый российский двигатель класса мощности 3000 л.с., ВК-800В — турбовальный двигатель пятого поколения, предназначенный для применения на легких вертолетах массой от 2 до 5 т.

Также на выставке представлен широкий ассортимент навигационного оборудования, систем радиоконтроля, оборудования вертолетных площадок.

Профессиональным участникам вертолетного рынка будет интересна деловая программа выставки, в рамках которой будет подписано несколько значимых для индустрии соглашений.

Говоря о новинках отечественного вертолетостроения, Роман Чернышев отметил, что Холдинг "Вертолеты России" соберет в этом году три вертолета Ка-62 с новыми двигателями и трансмиссией, а также замененным бортовым комплексом. "Мы планируем сборку трех сертификационных машин в текущем году",- сказал он, подчеркнув, что в этом году Ка-62 начнет летать в рамках программы сертификационных полетов. По его словам, все желающие смогут увидеть новинку на авиасалоне "МАКС". Планируется, что редуктор несущего винта и трансмиссию для Ка-62 поставлять австрийская фирма Zoerkler, которая специализируется на производстве приводов. Ка-62- это современный вертолет, обладающий высокими показателями экономичности, безопасности и топливной эффективности. Первым заказчиком нового Ка-62 стала бразильская компания Atlas Taxi Aereo, которая будет использовать Ка-62 в интересах бразильской национальной нефтяной компании Petrobras.

Особое внимание на выставке уделено санитарной авиации: помимо демонстрации медицинских версий вертолетов Ка-226Т и Eurocopter EC-145, на HeliRussia впервые будет представлена отдельная экспозиция «Медицинское оборудование для санитарной авиации», а в рамках деловой программы 16 и 17 мая будет проходить 2-я Межведомственная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация - 2013», организованная под патронатом Министерства промышленности и торговли и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Специалисты медицинских организаций, имеющих опыт медицинской эвакуации пациентов с использованием самолетов и вертолетов, а также организаций, участвующих в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники вместе с представителями органов исполнительной власти будут обсуждать проблемы развития санитарной авиации России, концепции ее развития, а также возможностей обеспечения потребностей страны в медицинской авиационной эвакуации. Впервые в мире все ведущие производители вертолетов - ОАО «Вертолеты России», Eurocopter, Sikorsky Aircraft Corporation, Bell Helicopter, AgustaWestland на одной дискуссионной площадке проведут презентации моделей вертолетной техники для санитарной авиации, эксплуатанты медицинских машин обменяются опытом по использованию различных типов вертолетов и самолетов, их комплектации медицинским оборудованием.

Будущее мирового вертолетостроения, а также практика и перспективы использования композитных материалов, сертификация и безопасная эксплуатация техники, построенной с использованием инновационных материалов будет обсуждаться в рамках круглого стола «Применение композитных материалов в винтокрылой авиационной технике», организованного технологической платформой «Авиационная мобильность и авиационные технологии», Департаментом авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли России и ОАО «Вертолеты России».

Сегодня транспортная инфраструктура Москвы и других крупных российских городов уже не в состоянии справиться с возросшими нагрузками, а существующие концепции их развития даже в самых оптимистичных вариантах не смогут полностью решить все проблемы. В связи с этим все большую актуальность приобретает использование вертолетов в черте города. Именно на возможности использования вертолетов в городских условиях, а также создании, развитии и эксплуатации соответствующей инфраструктуры предлагают сконцентрироваться организаторы круглого стола «Городские вертолетные площадки», который будет проходить в первый день выставки. В Москве сейчас оборудовано 16 таких площадок.

Особое внимание специалистов уделено круглому столу «Вертолет Ми-8. Модернизация – как путь сохранения и развития вертолета на рынке страны», на котором будут обсуждаться вопросы, связанные с общей модернизацией вертолетов семейства Ми-8/Ми-171: ремоторизация, модернизация и оптимизация бортового оборудования.

Отдельно стоит отметить проводящийся впервые в России семинар авиационных юристов, организованный юридической группой экономического комитета Ассоциации Вертолетной Индустрии. Тема семинара - «Совершенствование правового регулирования авиационных работ. Проблема перехода частного пилота в коммерческую авиацию, поиск путей решения».

Всего, в рамках выставки, пройдет 46 разнообразных круглых столов, мастер-классов и презентаций, в том числе: круглый стол «Прогноз развития бортового оборудования для перспективных вертолетов», научно-практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование», «Инструменты предотвращения контрафакта в аэрокосмической промышленности, введение в стандарт SAE AS 5553», семинар «Новые технологии управления безопасностью полетов вертолетов», презентации системы контроля и анализа вибраций MicroVibII от компании DSS и продукции Aitech Systems (VPX и CompactPCI платы и конструктивы для разработки авиационных и космических бортовых вычислительных систем), а также конференция поставщиков покупных комплектующих изделий и материалов ОАО «Вертолетов России».

С момента своего основания, HeliRussia является не только коммуникативной, но и интерактивной площадкой: в течение двух дней работы выставки - 16 и 17 мая - на глазах у зрителей будет происходить сборка макета «всемирного» вертолета в масштабе 1:3, прообразом которого стал легендарный отечественный вертолет Ми-8. А 18 мая все желающие смогут принять участие в его художественном оформлении.

17 мая, за день до официального окончания выставки, состоится традиционное награждение победителей ежегодной Премии Ассоциации Вертолетной Индустрии. Всего в 8 номинациях представлено 63 соискателя. Награждение будет проходить в рамках гала-вечера, где гости выставки смогут познакомиться и лично поздравить победителей и лауреатов Премии и в неформальной обстановке пообщаться с лидерами отечественного и зарубежного вертолетостроения. Билеты на гала-вечер можно приобрести на сайте «Ассоциации Вертолетной Индустрии».

Любителей авиации наверняка заинтересует подведение итогов конкурса «Вертолеты XXI века», организованного ОАО «Вертолеты России», на котором молодые специалисты представят свое видение перспективной вертолетной техники, а также торжественная церемония награждения победителей и лауреатов фотоконкурса «Красота винтокрылых машин», которая пройдет в финальный день выставки.

Во время выставки все желающие смогут воспользоваться услугами вертолетного такси HeliExpress — официального воздушного перевозчика HeliRussia. В дни работы выставки эта компания будет проводить демонстрационные полеты.

Отвечая на вопросы журналистов относительно сравнительной эффективности вертолетов и самолетов, Андрей Мартиросов отметил, что в советские времена на местных авиалиниях широко использовались самолеты Ан-2. Им на смену пришли вертолеты Ми-8, потенциал которых для использования на местных линиях практически исчерпан. В ближайшей перспективе их должны заменить легкие самолеты нового поколения.