Вертолетостроение

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Итоги VI ежегоднного вертолетного форума

Закончил свою работу VI ежегодный вертолетный форум, который проходил 14-15 ноября МВЦ «Крокус Экспо». Мероприятие организованное Ассоциацией вертолетной индустрии (АВИ) посетили более 330 представителей компаний-эксплуатантов, производителей и разработчиков оборудования и техники, министерств, ведомств и профильных исследовательских институтов.

Форум открыл Председатель Правления Ассоциации Вертолетной Инудстрии Михаил Казачков, который огласил главную тему мероприятия - совершенствование авиационного законодательства. Он подчеркнул, что перед отраслью стоит задача по определению путей решения существующих проблем нормативного регулирования вертолетной отрасли в интересах его развития как растущей отрасли экономики.

В приветственной части Форума к участникам обратился Юрий Слюсарь, заместитель главы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, и поприветствовав участников встречи от лица министерства. Он отметил, что гармонизация и оптимизация национального законодательства - две наиболее важные задачи, которые сейчас стоят перед индустрией. Эти задачи указаны в государственной программе "Развития авиационной промышленности до 2025 года".

Значительную роль Ассоциации в развитии российской вертолетной отрасли отметил генеральный директор ОАО «Вертолеты России» Александр Михеев: «Нам очень важна Ваша оценка работы наших предприятий, вертолетной техники, оценка рынка, на котором мы сегодня работаем. Нас, безусловно, интересует конкурентная среда, проблемы сервиса…. Каждое такое собрание, встреча - это определенный этап, подведение итогов в решении актуальных вопросов и постановка новых задач. И нам хотелось бы чаще контактировать и общаться с профессионалами в операционной сфере».

Со статистикой в управлении безопасностью полетов участников Форума ознакомил начальник отдела ГосНИИ ГА Николай Осипов. ГосНИИ ГА получено распределение числа аварий и катастроф (АП) вертолетов типа Ми-8Т и Ми-8-МТВ-1 (АМТ) по месяцам за период с 1994 по 2012 гг. Как оказалось, максимальное число АП пришлось на июль – 23 из 131. Число катастроф от общего числа АП (т.е. выживаемость) на вертолетах типа Ми-2, Ми-8Т и Ми-8МТВ -1 (АМТ) составило соответственно 35%, 32% и 76,5%. Доля людей, выживших в при АП, составила 73%, 82% и 47%.

С большим интересом был выслушан доклад генерального директора ЗАО СП «Авиационная компания Авиашельф-Aviashelf», руководителя Комитета по безопасности полетов АВИ Виктора Аксютина, «Управление безопасностью полетов. Основные задачи, формирование системного похода. IHST CIS – как инструмент реализации системного подхода к управлению безопасностью полетов». Как отметил докладчик, роль системы управления безопасностью полетов (СУБП) как инструмента повышения безопасности полетов невозможно переоценить. Тем не менее, сложилась парадоксальная ситуация, когда при всеобщем понимании важности внедрения и полноценного функционирования СУБП темпы решения этой задачи не удовлетворяют ни государство, ни общество, ни эксплуатантов воздушных судов, ни других поставщиков авиационного обслуживания. При этом для ее решения на протяжении нескольких лет выделяются значительные ресурсы как Правительством РФ, так и всеми вышеперечисленными участниками авиационной транспортной системы.

В. Аксютин напомнил, что на предыдущем вертолетном форуме, состоявшемся с в 2012 году, было принято решение поддержать инициативу по участию Комитета по безопасности полетов АВИ в создании и в работе Координационного совета по безопасности полетов на вертолетах, являющегося координационно-консультативным органом при Межгосударственном авиационном комитете (IHST-CIS). В настоящее время в работе Координационного совета принимают участие представители предприятий и организаций, как входящих, так и не входящих в состав АВИ. Аналитическая группа Координационного совета провела большую работу по анализу причин авиационных происшествий с вертолетами и на основе этого анализа разработала ряд рекомендаций по повышению безопасности полетов. В настоящее время идет работа по разработке конкретных мероприятий по воплощению этих рекомендаций в жизнь. Предполагается, что после разработки и утверждения этих мероприятий рабочие группы Координационного совета приступят к работе по выполнению этих рекомендаций. Успех этой работы во многом зависит от активности участников Координационного совета и от вовлечения в сферу его влияния как можно большего числа потенциальных потребителей его разработок и рекомендаций. Государственная система обеспечения безопасности полетов на базе СУБП находится в настоящее время в стадии становления, что лишь подчеркивает актуальность Координационного совета по безопасности полетов как инструмента реализации системного подхода к управлению безопасностью полетов.

В центре внимания Форума в этом году стало совершенствование законодательства регулирующего деятельность эксплуатантов, разработчиков и производителей вертолетной техники, а также повышение безопасности полетов. В частности была представлена работа Координационного совета по безопасности полетов в СНГ IHST-CIS в области внедрения СУБП в вертолетных компаниях страны. Были проанализированы результаты использования систем GPWS и АЗН-В. Была также поднята одна из постоянных тем форума - техническая эксплуатация и модернизация вертолетного парка. Эта тема была снова поднята в связи с участием небольших компаний в разработке техники и комплектующих, сертификацией дополнительного оборудования вертолетов и дальнейшего развития вертолета Ми-8Т - главной надежды российских операторов.

Повестку дополнили экономический и юридические блоки, в рамках которых обсуждались вопросы совершенствования налогообложения, оптимизации таможенных пошлин, экономические аспекты перевозки пассажиров на вертолетах. Не остались без внимания темы, связанные с применением ФАП-11 «Коммерческие воздушные перевозки» и совершенствованием ФАП-249 "Требования к проведению обязательной сертификации физических лиц, юридических лиц, выполняющих авиационные работы" и ряд других.

В ходе Форума прошла конференция Ассоциации вертолетной индустрии по проблемам авиатопливообеспечения (АТО), на которой обсуждался широкий круг вопросов АТО для посадочных площадок. Одним из значимых достижений работы Ассоциации по улучшению ситуации с топливообеспечением для посадочных площадок стало принятие решения Евразийской экономической комиссией об обнулении пошлины на авиационный бензин, импортируемый на территорию Таможенного союза на период 2014–2016 годов. Также на конференции были затронуты вопросы организации топливообеспечения на ПП, контроля качества топлива, практики инспекции ПП контролирующими органами, производства и поставки топливозаправочной техники и нормативные вопросы.

Итог состояния отрасли был подведен в выступлении представителя ГосНИИ ГА (ЦС авиа ГСМ) Сергея Урявина: "Сегодня в стране происходит очень сильная монополизация рынка. Рынок "берут" крупные компании. И чем сильнее он будет монополизироваться, тем труднее будет мелким компаниям. Вопросы стоимости оборудования могут при жесткой монопольной системе стать главной строкой расходов этих компаний".

Участниками Форума была принята Резолюция, в которой обращалось внимание на отсутствие государственной программы по безопасности полетов, отвечающей требованиям ИКАО и координации деятельности по повышению безопасности полетов между эксплуатантами и производителями авиационной техники. Было предложено информировать Минтранс РФ о том, что отсутствие государственной программы по безопасности полетов, отвечающей требованиям ИКАО, сдерживает развитие СУБП организаций- членов АВИ. Было предложено срочно разработать такую программу и включить ее в нормативную базу гражданской авиации в виде Федеральных авиационных правил.

Участники Форума пришли к выводу о необходимости законодательной поддержки малых авиапредприятий как основы региональной коммерческой авиации. Было предложено внести изменения в ФАП-11 с целью создания процедуры упрощенной сертификации для малых авиапредприятий, основываясь на опыте зарубежных стран (США, Канады и других промышленно развитых стран).