Вертолетостроение

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Вертолетчики штурмуют новые вершины

С 16 по 18 мая в МВЦ «Крокус Экспо» проходила шестая международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia, организованная Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. На площади в 12 700 квадратных метров разместились экспозиции 205 компаний из 18 стран мира, а также 16 вертолетов отечественных и зарубежных производителей. Выставка показала, что в отличие от нашего самолетостроения, вертолетная индустрия – островок стабильности на авиационном рынке с надежным спросом и предложением. В России развивается производство вертолетов, растет рынок услуг, авиакомпании хорошо освоили зарубежную технику и даже выходят на международный уровень.

По данным ГосНИИ ГА, в 2012 году в реестре воздушных судов России было зарегистрировано 2310 вертолетов, из которых 1137 летающих. Крупнейшим оператором в мире по величине и грузоподъемности флота является авиакомпания «ЮТэйр», в управлении которой находится больше 350 вертолетов. Большой флот и у «Газпромавиа», - около 110 машин. От 30 до 50 вертолетов в парке ПАНХ, «Ямал», «КонверсАвиа», «Вертикаль-Т» и МЧС.

Как всегда по традиции, перед входом в выставочный зал HeliRussia гостей встречали два вертолета. На этот раз это были военно-транспортный Ми-35М и легкий многоцелевой ANSAT, разработанный КБ Казанского вертолетного завода.

Боевой Ми-35М, - это, по сути, модернизация другого легендарного вертолета Ми-24. Он способен круглосуточно и в сложных метеоусловиях решать разнообразные боевые задачи. Вертолеты этого типа успешно эксплуатируются в Бразилии. «На борту имеется тепловизор, благодаря ему пилоты могут вести бой в любое время дня и ночи. Также усилено вооружение", — отметил летчик-испытатель Валерий Калашников. Комплекс ракетного вооружения, установленный на борту, позволяет уничтожать танки противника, а легкобронированным машинам врага не оставит шансов двуствольная 23-х мм пушка. Сегодня такие вертолеты несут службу в отечественных ВВС, оценили их и за рубежом — в Бразилии и Венесуэле.

Сразу пари входе в павильон бросился в глаза бело-голубой красавец AW119 Koala. По мнению экспертов, – это самый комфортабельный однодвигательный вертолет, оснащенный полозковым шасси. Эти машины обладают фюзеляжем от старшей модели Power, размеры которого считаются самыми впечатляющими в своем классе. Машина оснащена системой кондиционирования, пассажиры во время полета могут пользоваться аудио и видеотехникой, к их услугам также спутниковая связь. Одновременно на борту вертолета могут перевозиться до 7 пассажиров. Салон AW119 Koala EMS/SAR великолепно подходит для транспортировки пациентов, а также медицинского персонала. Одновременно может перевозиться два пострадавших в сопровождении двух врачей. В вертолете достаточно места для перевозки всего необходимого медицинского оборудования. Важно и то, что кабина пилотов изолирована от салона, но в случае необходимости кресло второго пилота можно сделать вращающимся и разместить на нем медицинского работника.

На выставке был представлен самый широкий ассортимент вертолетов отечественных и зарубежных производителей. Кроме Ми-35М и ANSAT, ОАО «Вертолеты России» представили на выставке медицинскую модификацию вертолета Ка-226Т. Вообще на выставке теме медицинского применения вертолетов было уделено необычайно много внимания. К восторгу многочисленных зрителей, демонстрировалось доставка (и эвакуация) раненых на борт вертолетов, оказание им первой медицинской помощи, работа медицинских бригад, оборудование, применяемое в этих целях. Натурные сцены такого плана всегда проходили в окружении многочисленной аудитории. Этой же теме была посвящена конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация-2013».

Из иностранных машин впервые на выставке HeliRussia был показан бестселлер компании Eurocopter EC130 T2 - самый тихий вертолет на рынке, объемы заказа которого только за 2012 год превысили 70 шт. Этот многофункциональный легкий однодвигательный вертолет отличается повышенной комфортностью и улучшенными летно-техническими характеристиками. ЕС130 Т2 считается самой тихой машиной на рынке благодаря своему хвостовому винту системы Fenestron, запатентованной компанией Eurocopter. «Впервые на рынке модель ЕС130 Т2 была представлена в начале 2012 г. и с тех пор стала исключительно востребованной - на нее размещено уже более 70 подтвержденных заказов. В совокупности по всему миру было продано более 400 вертолетов различных модификаций модели ЕС130, - заявила Лоранс Риголини, генеральный директор «Еврокоптер Восток», - Наши клиенты влюбляются в ЕС130 Т2 буквально с первого взгляда, и мы уверены, что российские заказчики также по достоинству оценят это воздушное судно за его качество и многочисленные преимущества». В сравнении с предыдущей моделью ЕС130 В4, конструкция вертолета ЕС130 Т2 была изменена примерно на 70%. Новые характеристики и усовершенствования модели ЕС130 Т2 включают более мощный газотурбинный двигатель Turbomeca Arriel 2D, модернизированный главный редуктор, активную антивибрационную систему, улучшенную систему вентиляции салона, а также обновленный дизайн салона с одноуровневым полом. Изменения также коснулись приборной панели, что позволило уменьшить рабочую нагрузку на пилотов. Вертолет оборудован энергопоглощающими креслами новой конструкции, что облегчают расчет веса и центровки при перевозке пассажиров, а также топливным баком в энергопоглащающем корпусе. Изменено расположение внутренних блоков, что заметно упрощает техническое обслуживание электрооборудования и систем кондиционирования воздуха. "У ЕС130 Т2 специальная конструкция хвостового винта с защитным тоннелем вокруг. Что характерно, этот борт был единственным, допущенным к полетам в национальном парке "Гранд Каньон" в США, где существуют очень строгие требования к шумам на местности", — рассказал представитель компании-производителя Артем Фетисов.

Сейчас в России эксплуатируется 134 вертолета Eurocopter, а это 70: вертолетов гражданских вертолетов западного производства. Поставки в 2012 году составили 20 машин, а заказы 19. Сейчас на территории России 14 сервисных центров Eurocopter, сертифицированных российскими авиационными властями. Самые популярные – это Eurocopter семейства Ecureuil, в первую очередь легкий одномоторный вертолет AS350 B3. На выставке показан также медицинская версия многоцелевого двухдвигательного вертолета EC-145.

Крупнейший американский производитель вертолетов Sikorsky Aircraft Corporation в этом году привез на HeliRussia кабину нового тяжелого вертолета S-92, сертификация которого уже началась в России. Первый полет этот вертолет совершил в 1998 году. С тех пор налет парка вертолетов S-92 в мире по состоянию на февраль 2013 года составил 500 тысяч часов. Более 90% вертолетов этого типа эксплуатируются в оффшорной конфигурации, т.е на морских прибрежных шельфах в интересах газо-нефтедобывающих компаний. Причем 54% всех S-92 эксплуатируются в суровых условиях Северного моря. Его можно также встретить в США, Канаде, Бразилии, Мексике и Нигерии.

На выставке также была представлена полная линейка легких вертолетов компании Robinson Helicopter Company: двухместный R-22, четырехместный R-44 и пятиместный R-66, прошедший сертификацию в России в марте 2013 г., американские легкие многоцелевые вертолеты MD-520 и Bell-429, а также европейский однодвигательный легкий вертолет Gazelle. Получение турбовинтовым R66 российского сертификата дает ему все шансы стать триумфатором российского рынка. По мнению руководства компании «Авиамаркет», к лету 2013 года парк R66 в России составит 26 бортов, а к концу года вырастет до 40 ед. В США этот вертолет был сертифицирован в октябре 2010 года, а в ноябре первые R66 были переданы заказчикам. На сегодняшний день R66 – самый экономичный газотурбинный вертолет с расходом топлива 86 литров на 1час полета. Стоимость R66 в два раза выше, чем у его предшественника R44, однако, у R44 расходы на топливо и на ТО до капитального ремонта, по сравнению с R66 на 250 тысяч долл. больше. По данным ГосНИИ ГА, в российском реестре на конец 2012 года числилось 270 вертолетов R44.

Посетители выставки могли увидеть еще один вертолет американского производства Вell- 429. В 2012 году в Россию было поставлено 7 вертолетов Bell различных типов. Общий парк вертолетов американского производства, эксплуатируемых в России, превышает сейчас 50 единиц. Наиболее популярны у нас Bell-429 и Bell-407.

Большое внимание посетителей вызвала «Русская AW139». Первый собранный в России вертолет этой марки совершил первый полет в декабре 2012 года. Совместное предприятие HeliVert, выпускающее эту машину, намерено выйти на максимальную мощность к 2015 году, когда завод будет выпускать 20 вертолетов AW139 в год. Сборочный комплекс завода позволяет одновременно собирать до пяти вертолетов. У этой модели большое будущее, - ведь вертолет AW139 – признанный лидер в классе средних двухдвигательных вертолетов. Первым коммерческим оператором вертолетов этого типа в России стала авиакомпания «ЮТэйр». Сейчас в парке авиакомпании два вертолета AW139, поставка еще восьми машин ожидается в этом году.

Свою перспективную разработку представила компания «Авиапроект» - ее новый легкий многоцелевой вертолет АП-55, находящийся в стадии опытного производства, был создан в соответствии с нормами летной годности России, Европы и США. Компания представила на выставке полноразмерный макет своей машины и главный редуктор вертолета.

На стенде украинской компании «Мотор Сич» были выставлены не только вертолетные двигатели, но и модернизированная версия одного из самых заслуженных вертолетов в мировой истории Ми-2 – МСБ-2 с двигателем собственного производства. Вместо традиционных силовых установок ГТД-350 на машине установлены более мощные турбовальные двигатели АИ-450М. Максимальная взлетная масса нового вертолета составит 4 тонны. Дальность полета МСБ-2 составит 750 км, он рассчитан на перевозку 8 человек. Сертифицировать машину планируется на конец 2013 года.

Помимо украинских двигателистов, свои разработки в этой области показали французская Turbomecca и Российская Объединенная Двигателестроительная Корпорация, представленная на выставке ОАО «Климов» и ОАО «СТАР». ОАО «Климов» продемонстрировал вертолетные двигатели трех типов: ВК-2500П (для Ка-52 и Ми-28Н) — самую совершенную модификацию известного во всем мире семейства двигателей ВК-2500, ТВ7-117В (для Ми-38) — первый российский двигатель класса мощности 3000 л.с. и ВК-800В — турбовальный двигатель пятого поколения, предназначенный для применения на легких вертолетах массой от 2 до 5 т.

Также на выставке представлен широкий ассортимент навигационного оборудования, систем радиоконтроля, оборудования вертолетных площадок, твердотельные накопители полетной информации и другое оборудование.

Профессиональным участникам вертолетного рынка была предложена деловая программа выставки, в рамках которой было подписано несколько важных соглашений. В частности, 16 мая в рамках выставки состоялось подписание соглашения «О взаимном признании документов летной годности» между Государственным Управлением Гражданской Авиации Перу и Авиационным регистром Межгосударственного авиационного комитета. В церемонии подписания приняли участие генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр» Андрей Мартиросов, президент компании «ЮТэйр-Вертолетные услуги» Алексей Виноградов, генеральный управляющий Helicopteros del Sur Луис Ариас, генеральный директор ГУГА Перу Рамон Гамарра и председатель авиационного регистра МАК Владимир Беспалов.

Перспективы развития вертолетного рынка участники обсудили на 5-й международной конференции «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», которая прошла в первый день работы выставки. Конференция собрала ведущих российских и международных экспертов, включая Председателя Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии Михаила Казачкова, Президента международной вертолетной ассоциации Мэтью С. Цуккаро, Главного редактора журнала «Авиация общего назначения» Сергея Арсланова, а также Директора по маркетингу Honeywell Aerospace Пауло Менегуссо.

Особое внимание участники выставки уделили санитарной авиации. Помимо очень зрелищной демонстрации медицинских версий вертолетов Ка-226Т и Eurocopter EC-145, на HeliRussia впервые была представлена отдельная экспозиция «Медицинское оборудование для санитарной авиации», а в рамках деловой программы прошла 2-я Межведомственная научно-практическая конференция «Санитарная авиация и медицинская эвакуация - 2013», организованная под патронатом Министерства промышленности и торговли и Министерства здравоохранения Российской Федерации. Специалисты медицинских организаций, имеющих опыт медицинской эвакуации пациентов с использованием самолетов и вертолетов, а также организаций, участвующих в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники вместе с представителями органов исполнительной власти обсудили проблемы развития санитарной авиации России, концепции ее развития, а также возможности обеспечения потребностей страны в медицинской авиационной эвакуации. Впервые в мире все ведущие производители вертолетов - ОАО «Вертолеты России», Eurocopter, Sikorsky Aircraft Corporation, Bell Helicopter, AgustaWestland на одной дискуссионной площадке проведут презентации моделей вертолетной техники для санитарной авиации, эксплуатанты медицинских машин обменяются опытом по использованию различных типов вертолетов и самолетов, их комплектации медицинским оборудованием.

Будущее мирового вертолетостроения, а также практика и перспективы использования композитных материалов, сертификация и безопасная эксплуатация техники, построенной с использованием инновационных материалов обсуждались в рамках круглого стола «Применение композитных материалов в винтокрылой авиационной технике», организованного технологической платформой «Авиационная мобильность и авиационные технологии», Департаментом авиационной промышленности Министерства промышленности и торговли России и ОАО «Вертолеты России».

Сегодня транспортная инфраструктура Москвы и других крупных российских городов уже не в состоянии справиться с возросшими нагрузками, а существующие концепции их развития даже в самых оптимистичных вариантах не смогут полностью решить все проблемы. В связи с этим все большую актуальность приобретает использование вертолетов в черте города. Возможности использования вертолетов в городских условиях, а также создании, развитии и эксплуатации соответствующей инфраструктуры обсуждались на круглом столе «Городские вертолетные площадки», который прошел в первый день выставки.

Особое внимание специалисты уделили круглому столу «Вертолет Ми-8. Модернизация – как путь сохранения и развития вертолета на рынке страны», на котором обсуждались вопросы, связанные с общей модернизацией вертолетов семейства Ми-8/Ми-171: ремоторизация, модернизация и оптимизация бортового оборудования.

Впервые на выставке HeliRussia был проведен семинар авиационных юристов, организованный юридической группой экономического комитета Ассоциации Вертолетной Индустрии. Тема семинара - «Совершенствование правового регулирования авиационных работ. Проблема перехода частного пилота в коммерческую авиацию, поиск путей решения».

В деловой программе выставки приняли участие свыше 1100 представителей более чем 200 компаний. Всего, в рамках выставки, прошли 46 разнообразных круглых столов, мастер-классов и презентаций, в том числе: круглый стол «Прогноз развития бортового оборудования для перспективных вертолетов», научно-практическая конференция «Авиационное бортовое оборудование», «Инструменты предотвращения контрафакта в аэрокосмической промышленности, введение в стандарт SAE AS 5553», семинар «Новые технологии управления безопасностью полетов вертолетов», презентации системы контроля и анализа вибраций MicroVibII от компании DSS и продукции Aitech Systems (VPX и CompactPCI платы и конструктивы для разработки авиационных и космических бортовых вычислительных систем), а также конференция поставщиков покупных комплектующих изделий и материалов ОАО «Вертолетов России». В течение двух дней работы выставки на глазах у зрителей происходила сборка макета «всемирного» вертолета в масштабе 1:3, прообразом которого стал легендарный отечественный вертолет Ми-8.

17 мая, за день до официального окончания выставки, состоялось традиционное награждение победителей ежегодной Премии Ассоциации Вертолетной Индустрии. Всего в 8 номинациях было представлено 63 соискателя. Прошедшая выставка «HeliRussia 2013» показала, что эта выставка стала неотъемлемой частью растущего вертолетного рынка, где есть возможность производителю показать, а потребителю воочию увидеть продукцию и тут же оформить покупку или сделать заказ.