Вертолетостроение

Г.Д. Аралов, обозреватель "КР", к.т.н. Выставка HeliRussia подтвердила свой высокий статус

С 22 по 24 мая в МВЦ “Крокус Экспо” проходила 7-я Международня Выставка Вертолетной Индустрии HeliRussia 2014, организованная Министреством промышленности и торговли Российской Федерации. Титульным спонсором мероприятия выступило ОАО «Вертолеты России», Генеральный спонсор - Еврокоптер Восток, Официальный спонсор - Внешэкономбанк, Официальный партнер - Новикомбанк.

На площади в 13 850 квадратных метров разместились экспозиции 212 компаний из 20 стран мира. Свою продукцию представили 212 российских и международных компаний. Посетители смогли ознакомиться с последними новинками производителей вертолетов, авиационного и наземного оборудования. Им были показаны вертолеты производства компаний «Вертолеты России», Airbus Helicopters, AugustaWesland, Bell, MD и Robinson. Всего на выставке был представлен «вживую» 21 вертолет крупнейших российских и международных производителей.

Выставку открывали помощник Президента Российской Федерации по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин, Министр Российской Федерации Михаил Абызов, Заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Юрий Слюсарь, Заместитель Генерального директора ГК “Ростехнологии” Владимир Артяков, а также Председатель Правления Ассоциации Вертолетной Индустрии Михаил Казачков. 

После торжественного открытия выставки членами Оргкомитета выставки и почетными гостями был проведен осмотр экспозиции выставки, включая авиакомпании «ЮтЭйр», Safran, «Еврокоптер Восток», совместного российско-итальянского предприятия HeliVert, организованного ОАО «Вертолеты России» и AugustaWestland, украинской компании «Мотор Сич», ОАО «Авиационное оборудование», а также Концерна «Радиоэлектронные технологии», ОАО «Рособоронэкспорт» и ОАО «Вертолеты России», входящих в ГК «Ростех».

С полной уверенностью можно сказать, что 7-я международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia 2014 в очередной раз подтвердила свое звание крупнейшего европейского профильного события. Только за первый день выставки ее посетило свыше 4100 человек, что значительно превысило соответствующие показатели прошлого года. Огромный наплыв профессионалов и любителей вертолетной авиации продолжался и в последующие дни.  

Центральное место на выставке заняла объединенная экспозиция ГК «Ростехнологии» и входящих в ее состав 27 предприятий, включая российский вертолётостроительный холдинг «Вертолеты России», объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. Перед входом в выставочный зал этот холдинг выставил два вертолета: новый многоцелевой Ми-38 (третий опытный образец) с российскими двигателями ТВЗ-117В и авионикой ЗАО «Транзас Авиация» и многоцелевой ударный вертолет Ми-28НЭ, способный круглосуточно и в сложных метеоусловиях решать разнообразные боевые задачи. Кроме того, холдинг представил на Helirussia 2014 медицинский вариант вертолета «Ансат».

Заявила о своем участии в вертолетостроении корпорация КРЭТ, объединяющая 97 предприятий радиоэлектронной промышленности страны. Главной новинкой, представленной КРЭТ, стал комплекс бортового оборудования перспективного скоростного вертолета, созданный по принципам интегрированной модульной авионики на базе открытой, адаптивной архитектуры бортовой вычислительной системы, созданной специалистами Ульяновского конструкторского бюро машиностроения. 

Государственный рязанский приборостроительный завод (ГРПЗ) представил современную систему интеллектуальной обработки видеоинформации в оптико- электронной обзорной и прицельной системе ударного вертолета Ка-52. Корпорация "Фазотрон-НИИР" показала многофункциональный радиолокационный комплекс "Арбалет" (РН-01), применяемый на Ка-52.

Саратовское Конструкторское бюро промышленной автоматики (КБПА), специализирующееся на разработке и выпуске систем управления вертолетами, привезла на выставку навигационный пульт-вычислитель, решающий навигационные задачи и обеспечивающий управление вертолетом в автоматическом и ручном режимах.

Отдельное место в экспозиции заняла лазерная станция оптико-электронного подавления, входящая в комплекс радиоэлектронной борьбы "Президент-С". Созданная специалистами самарского НИИ "Экран", станция обеспечивает индивидуальную защиту ударного вертолета Ми-28НЭ ("Ночной охотник") от управляемых ракет с инфракрасными головками самонаведения.

По данным организаторов выставки, в 2013 году в Россию было завезено 145 зарубежных вертолетов, что почти на 50% больше, чем годом ранее. Генеральный спонсор Helirussia - компания-Airbus Helicopters впервые представила в России новый 7-тонный вертолет ЕС 175 с VIP-интерьером, разработанным студией Pegasus Design. Этот вертолет получил сертификат ЕАSA в январе этого года. Российская сертификация и первые поставки этой модели стартовым заказчикам, среди которых российская авиакомпания UTair (контракт на 15 машин), а также NHV Неli-Union запланированы на вторую половину 2014 года.

Большое внимание посетителей привлек двухмоторный многоцелевой вертолет AW 139. Он производится с 2012 года в России на совместном предприятии ОАО «Вертолеты России» и AgustaWestland «Helivert».

Американские вертолеты были представлены тремя компаниями. На экспозиции Bell Helicopter – Bell 407JX и Bell 429, MD Helicopter – JMD 520 и на экспозиции Robinson Helicopter Company - двухместный R22, четырехместный R44 и пятиместный R66, прошедший сертификацию в России в марте 2013 г. Лидером по количественным показателям в 2013 году стала компания Robinson, поставившая на мировой рынок 523 легких вертолета. На втором месте - Airbus Helicopters, передавшая заказчикам 497 машин, на третьем – Bell Helicopters – 291 вертолет и далее «Вертолеты России» - 275 новых машин.

Компания Авиамаркет, кроме традиционной линейки Robinson, представила на выставке 500-й вертолёт R66, ключи от которого торжественно вручил владельцу президент завода Robinson Helicopter Company Курт Робинсон, впервые прибывший в Россию. Изюминкой выставки стала его пресс-конференция. В своем выступлении, происходившем на фоне огромных слайдов с фотографиями авиазавода в Калифорнии, энергичный и подтянутый, Курт Робинсон с удовлетворением отметил, что всего компания выпустила 11 тысяч вертолетов. В 2013 году она произвела 523 легких вертолета, улучшив показатели 2012 года. В 2013 году 86 вертолетов Robinson пополнили российский парк, было поставлено на 24 вертолета больше, чем в 2012 году. По реализации вертолётов Robinson в прошлом году Россия вышла на второе место по объему продаж после Америки. Стабильным остается и портфель заказов, - руководство Robinson не ожидает сокращения производства в 2014 году.

ЗАО «Русские вертолетные системы» представили на Helirussia 2014 полную линейку вертолетов, используемых компанией для VIP перевозок: Bell 429, 139, 109. Компания также презентовала проект развития вертолетной инфраструктуры в московском регионе.

Вертолетные двигатели на выставке были представлены украинскими ГП «Ивченко - Прогресс» и АО «Мотор Сич», французской Turbomeca и российской ОДК в лице ОАО «Климов» и ОАО «СТАР». Turbomeca впервые привезла в Россию RTM 322 - первый двигатель нового семейства двигателей мощностью 3000 л.с. на валу для рынка тяжелых вертолетов, а также представит двигатель Ardiden ЗG, выбранный ОАО «Вертолеты России» для оснащения КА-62. Этот двигатель является единственным на рынке двигателем нового поколения мощностью 1800 л.с.

На выставке также был представлен широкий ассортимент навигационного оборудования, систем радиоконтроля, оборудования вертолетных площадок.

Для профессиональных участников вертолетного рынка была подготовлена обширная деловая программа выставки. Обсуждению перспектив развития вертолетного рынка была посвящена 6-я международная конференция «Рынок вертолетов: реалии и перспективы», которая прошла в первый день. Конференция собрала ведущих российских и международных экспертов, включая Председателя Правления "Ассоциации Вертолетной Индустрии Михаила Казачкова и директора по маркетингу Honeywell Aerospace Пауло Менегуссо.

Особое внимание на выставке было уделено санитарной авиации. Помимо демонстрации медицинской версии вертолета Ансат, на Helirussia в рамках деловой программы прошел круглый стол «Санитарная авиация и медицинская эвакуация - 2014», на котором специалисты медицинских организаций, имеющих опыт медицинской эвакуации пациентов с использованием самолетов и вертолетов, а также организаций, участвующих в разработке, производстве и сертификации авиационной и медицинской техники вместе с представителями органов исполнительной власти обсудили проблемы развития санитарной авиации России, концепции ее развития, а также возможностей обеспечения потребностей страны в медицинской авиационной эвакуации.

Сегодня транспортная инфраструктура Москвы и других крупных российских городов уже не в состоянии справиться с возросшими нагрузками, а существующие концепции их развития даже в самых оптимистичных вариантах не смогут полностью решить все проблемы. В связи с этим все большую актуальность приобретает использование вертолетов в черте города. Именно на возможности использования вертолетов в городских условиях, а также создании, развитии и эксплуатации соответствующей инфраструктуры сконцентрировались организаторы круглого стола «Городские вертолетные площадки», который прошел во второй день выставки.

Сенсацией выставки стал технический облет 23 мая вертолетами авиации МВД и МЧС первых двух вертолетных площадок, построенных «Русскими Вертолетными Системами» и расположенных непосредственно в черте Москвы. Площадки «Москва-Сити» и «Дом Музыки», объединенные брендом «Хелипорты Москвы» являются пилотными площадками, построенными частной компанией в рамках реализации Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012-2016 гг.». По мнению экспертов, несмотря на то, что на первых порах данные площадки будут использоваться в интересах авиации правоохранительных органов и экстренных служб (МВД, ФСБ, МЧС и т.д.), при либерализации воздушного пространства Москвы, они смогут использоваться и независимыми перевозчиками.

Подводя краткие итоги выставки можно сказать, что российская вертолетная индустрия достойно представила себя на прошедшей выставке и продолжает занимать лидирующие позиции в отечественном авиапроме.