Вертолетостроение

Максим Штурм, фотокорреспондент журнала «КР». Восстановленный Ка-26 с действующим СЛГ - единственный в России

Ка-26 - советский многоцелевой вертолёт разработанный ОКБ Камова.

Толчком к созданию этой машины в 50-х годах послужило развитие на авиационно-химических работ в сельском хозяйстве. АН-2 и Ми-2 уже не справлялись с поставленными задачами. Тогда было принято решение, разработать специализированный и более грузоподъемный летательный аппарат для широкого комплекса авиационных работ. Такой машиной стал Ка-26.

В конце мая 1965 года Ка-26 впервые оторвался от земли, а 18 августа совершил первый полет по кругу. В 1967 году Ка-26 запустили в серийное производство на Кумертауском вертолетном заводе.

На базе вертолета было создано несколько модификаций:

- сельскохозяйственный: без грузопассажирской кабины, с баками или бункерами для разбрызгивания и распыления химикатов полосой - шириной 20-60м, при скорости полета 30-130км/ч;

- транспортный: с грузопассажирской кабиной для перевозки 6 пассажиров ,либо грузов массой 900 кг или с грузовой платформой вместо кабины;

а также:

санитарный, лесопатрульный, летающий кран, корабельный спасательный, патрульный - для госавтоинспекции.

В 1967 году вертолет демонстрировался на авиасалоне в Ле-Бурже. Также Ка-26 стал первым отечественным вертолётом, сертифицированным по американским нормам лётной годности FAR-29. На ВС было установлено 5 мировых авиационных рекордов.

За время производства построено 816 машин. Ка-26 эксплуатировался не только в СССР, но и в 17 зарубежных странах.

В наши дни Ка-26 можно увидеть в виде памятника или на хранении в разной степени сохранности. Но в Уфе совсем недавно появился ЖИВОЙ – ЛЕТАЮЩИЙ - Ка-26. Более того, вертолёт имеет действующий сертификат лётной годности и вполне успешно летает по своим задачам.

История этой машины.

Ка-26 - RA -24321 заводской номер 7706113 серийный номер 61-13. Вертолёт выпущен в Кумертау в 1977г. С завода ВС попадает в Уфимский авиаотряд с бортовым номером СССР-24321. После развала Союза летал в Башкирских авиалиниях и в авиакомпании Лайт Эйр. Затем долгое время находился на хранении в аэропорту города Нефтекамска. Возможно, эта машина пропала бы, как и многие другие по стране.

Но в 2018 году группа энтузиастов при поддержке частной компании выкупили вертолет. Перевезли на аэродром «Забельский» – Уфа, где приступили к его восстановлению.

Но для получения СЛГ и дальнейшей законной эксплуатации, необходимо было пройти ремонт на сертифицированном ремонтном заводе. Во время союза у нас было три таких предприятия: завод в Кумертау, в Алма-Ате и на Украине. На сегодня остался только Винницкий авиационный завод. Куда и был отправлен наш Ка-26. На заводе он прошел весь комплекс КВР.

Для получения СЛГ согласно ФАП 273 необходимо, чтобы машину облетал летчик испытатель. Им стал герой России уроженец Уфы Венер Мансурович Мухаметгареев.

В прошлом году на восстановленном вертолете прошли первоначальное обучение кадеты Уфимской общеобразовательной школы-интернат с первоначальной лётной подготовкой имени дважды Героя Советского Союза Гареева Мусы Гайсиновича".

Таткико-технические характеристики вертолета Ка-26:

Размеры: диаметр главного винта –13,00 м., длина – 7,75 м., высота – 4,05 м.

Масса, максимальная взлетная – 3 250 кг.

Тип двигателя – 2 ПД М-14В-26, мощностью 2х239 кВт.

Крейсерская скорость – 135 км/ч.

Максимальная скорость – 170 км/ч.

Практическая дальность полета – 520 км.

Практический потолок – 3 000 м.

Экипаж – 2 чел.

Полезная нагрузка: 900 кг. груза или 6 пассажиров.