Вертолетостроение

В.И. Толстиков, редактор "КР". ООО АПК «ВЕКТОР» - три пятилетки позади

СЛАЖЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЕ И В ВОЗДУХЕ

«Ситуация была тяжелой. ДТП, произошедшее 14 апреля 2014 года на 69 км автодороги Екатеринбург-Шадринск-Курган мгновенно унесло жизни двух человек, четверо пострадавших нуждались в экстренной медицинской помощи. Счет шел на минуты.

Машиной скорой помощи до места аварии бригада могла добраться за один час, а по пробкам и все два. Была произведена оценка ситуации. На место вызвана бригада «Малые Брусяны», параллельно проинформирована диспетчерская Центра медицины катастроф о наличии тяжелых пострадавших.

Тяжело пострадавшие (женщина и ребенок) должны были быть эвакуированы в разные лечебные учреждения I уровня. Исходя из этого принимается решение о привлечении 2-х вертолетов одновременно.

Время подготовки к вылету – 5 мин. Полет занял 15 мин. Вертолеты с медперсоналом на борту , при взаимодействии с ГИБДД, приземлились на трассу в непосредственной близости от места ДТП с разницей в 2 минуты.

За это время пострадавшим была оказана медицинская помощь, начата противошоковая терапия. Они были подготовлены к эвакуации и в течении 15-20 минут доставлены вертолетами в реанимационные отделения клинических больниц.

Таким образом, пострадавшие с места катастрофы были доставлены в травмоцентры и спасены. Это было первое применение одновременно двух санитарных верто летов медицины катастроф для ликвидации последствий тяжелого ДТП вблизи Екатеринбурга.

Организационных проблем при ликвидации последствий ЧС не возникло…»

Самое главное в этой истории, не сухие сводки отчетности, а спасенные человеческие жизни. Люди, получившие шанс жить, благодаря оперативным и слаженным действиям профессионалов, благодаря участию в спасательной операции вертолетов санавиации Авиационно-промышленной компании «Вектор». Санитарная авиация – одно из самых приоритетных направлений АПК «Вектор», ведь оно является жизненно важным, так как связано с оказанием экстренной медицинской помощи в ситуациях, когда решающим фактором становится время. Только авиация способна быстро преодолеть крутые горы, непроходимые леса и автомобильные пробки мегаполисов. АПК «Вектор» активно развивает это направление уже на протяжении нескольких лет.

Для этой цели были разработаны соответствующие механизмы их осуществления, предложенные ФГБУ «Клиническая больница» УДП РФ. После чего был запущен проект по использованию вертолетной техники для оказания срочной медицинской помощи и доставки больных в Москве и Московской области. Вопросы, возникшие перед медиками и авиаторами, оказались непростыми. Необходимо было выбрать тип вертолета, который успешно бы справлялся с поставленными задачами с учетом разнообразности климатических условий и обширностью территорий. В этом качестве выбор пал на Ми-2, который объективно превосходит легкие вертолеты иностранного производства (ВК-117, AS-350 и др.) по надежности и адаптированности к эксплуатации в сложных климатических условиях при безангарном хранении.

Для обеспечения максимального удобства больным конструкторы АПК «Вектор» разработали специальные поворотные носилки, которые не только быстро раскладываются и складываются, но и максимально удобны для размещения пострадавшего в вертолете, а также не создают дискомфорта в работе медицинского персонала, находящегося на борту.

Кроме того, был проведен монтаж системы предпускового подогрева главного редуктора, позволивший существенно сократить время подготовки ВС к вылету в зимний период до 30 мин. Для поддержания нормальной температуры в салоне выполнена установка отопителей Airtronik в задней части вертолета.

При организации работы медицинских вертолетов в системе экстренной медицинской помощи региона АПК «Вектор» готовит к сертификации оборудованные вертолетные площадки, организует складирование и хранение горюче-смазочных материалов, обеспечивает готовность летных экипажей и их дежурство, а также техническое обслуживание вертолетов.

Экономическая ситуация в стране не всегда позволяет в полной мере развивать санитарную авиацию. Вместе с тем, в некоторых регионах это направление поддержали. Так, в Свердловской области АПК «Вектор» совместно с Территориальным центром медицины катастроф подготовили и сертифицировали вертолетные площадки для обеспечения выполнения полетов по санитарным заданиям и спасению пострадавших в ДТП.

Ведется дежурство по линии санавиации в г. Екатеринбург, с бригадой врачей. В ходе выполнения медико-авиационных работ, в соответствии с задачами санитарной авиации, компанией накоплен значительный опыт эксплуатации вертолета Ми-2 в санитарном варианте, организации дежурства и взаимодействия с территориальными медицинскими службами, а также в вопросах обеспечения полетов.

Другим приоритетным направлением в деятельности АПК «Вектор» является выполнение авиакомпанией строительно-монтажных работ (в том числе в горной местности) вертолетами Ми-8МТВ-1 и Ка-32А, лесоавиационное патрулирование и пожаротушение с использованием водосливного устройства на внешней подвеске на вертолете Ми-8МТВ-1, выброску парашютистов-пожарных, авиатранспортные услуги.

На сегодняшний день ООО АПК «Вектор» в течение 3-х лет выполняет авиационные работы по обеспечению строительства олимпийских и иных объектов федерального значения в Южном федеральном округе РФ (регион г. Сочи). Высокий профессионализм пилотов позволяет успешно выполнять сложные манипуляции в условиях влияния различных восходящих и нисходящих потоков, ветровых нагрузок и разреженности воздуха в горной местности с применением внешней подвески на вертолетах Ми-8МТВ-1 и Ка-32А. В качестве примера можно привести такие непростые работы, как установка шпиля на колокольню Тульского кремля, монтаж трубы в стекольной печи в Дагестане и др.

Более подробно хотелось бы рассказать про историческое событие, которое состоялось на территории Тульского кремля, где на колокольню Успенского собора был воздвигнут шпиль. Поднять многотонную конструкцию и установить на высоте 50 метров в ограниченном кремлевскими стенами пространстве смог вертолет Ка-32А, специально прилетевший для выполнения этих работ из Сочи.

Шпиль колокольни устанавливали в три захода. В первую очередь установили основание «юбку» весом 4,2 тонны, а затем часовой пояс – это большие башенные часы весом 4,8 тонны. В конце устанавливали, пожалуй, наиболее сложный элемент – шпиль колокольни весом 4,6 тонны и высотой 17 метров. В общей сложности на это ушло около 3,5 часов. Управлял вертолетом мастер своего дела, старший пилот-инструктор Романов Роберт Робертович – по словам генерального директора реставрационной компании «Туларестоврация» Вячеслава Ермолова «такой пилот практически один во всей России»…

Часто строительно-монтажные работы проводятся на удаленных или труднодоступных территориях (монтаж вышек сотовой связи, укладка трубопроводов, нефтепроводов и газопроводов, установка опор ЛЭП и т.д.), а также в высокогорных районах (сооружение подъемников и прочей инфраструктуры на горнолыжных трассах). При этом доставка наземной строительной техники в районы проведения работ существенно затруднена, а иногда и вовсе невозможна, именно в таких случаях использование вертолетов становится единственной альтернативой.

Работы проводятся на местности с любым (в т.ч. и горным) рельефом, и высочайшая квалификация летного состава и возможности вертолетов позволяют выполнять любые строительно-монтажные операции. Пилоты, такие как Романов Роберт Робертович, Муселемян Матевос Владимирович, Келешян Самвел Борисович, Суконин Александр Борисович свой опыт накапливают на протяжении десятилетий. Каждый из них имеет в своем активе более 9.000 часов налета. Они профессионалы своего дела и гордость компании, для которых не существует неразрешимых проблем.

Одним из перспективных направлений деятельности АПК «Вектор» стало внедрение в вертолетостроении новых материалов и технологий. Используя опыт смежных отраслей, специалисты компании получили возможность применять изделия из полимерных композиционных материалов (ПКМ) при ремонте или модернизации вертолетов. Уже с 2010 года велись работы по внедрению ПКМ в конструкцию вертолета Ми-34С1. Для опытных образцов Ми-34С1 инженерами компании были спроектированы каркасы кабины пилотов, крышки капотов главного редуктора, двери кабины пилотов и пассажиров, а также остекление для кабины и дверей. Для изготовления комплектующих использовались углеткани с эпоксидным связующим с применением сотового наполнителя. Модернизированные конструкции успешно прошли испытания.

Новая модификация легкого четырехместного вертолета Ми-34С1 с измененным дизайном была представлена в 2011 году на выставке МАКС на статической экспозиции холдинга «Вертолеты России». Машина демонстрировалась в двух вариантах – многоцелевом и учебном. В процессе разработки был расширен спектр применения вертолета как многоцелевого: для патрулирования, пассажирских и грузовых перевозок. Ми-34С1 содержит множество доработок по сравнению с базовой версией.

Кроме того, ведутся разработки перспективных планов по увеличению применения композиционных материалов фюзеляжа вертолета Ми-34С1 и модернизации существующих вертолетов, особенно массового применения (Ми-8, Ми-171 и других). Этот опыт со временем очень пригодился АПК «Вектору» в совместных проектах, выполняемых с ведущими отечественными разработчиками и производителями вертолетной техники.

Авиационно-Промышленная Компания «Вектор» основана в 2000 году под руководством Сергея Николаевича Башаева, ныне – президента ООО АПК «Вектор», генеральный директор компании – Георгий Алексеевич Гордо.

ООО АПК «Вектор» работает с техникой российского производства – российские вертолеты, отечественная авиация, отечественные авиационные традиции. Компания предлагает заказчику технику, которую любит. И готова сделать все, чтобы эта техника работала надежно и безопасно. Безотказная работа вертолетной техники сложный, прежде всего, организационный процесс, который начинается со специалистов и определяется слаженной работой всего коллектива авиакомпании. Тесное сотрудничество со всеми участниками рынка от разработчика, производителя вертолетной техники, поставщиков комплектующих, ремонтных заводов, позволяют компании вот уже на протяжении 15-ти лет успешно развиваться и расширять комплекс авиационных услуг.

За пятнадцать лет своего существования Авиационно - промышленная компания «Вектор» не раз на собственном примере доказывала – благодаря энтузиастам, гражданская авиация в нашей стране жива и продолжает развиваться, несмотря на то и дело случающиеся кризисы и экономическую нестабильность. Какой бы сложной ни была ситуация, винтокрылые машины «Вектора» готовы в нужный момент оперативно подняться в воздух и спасать жизни людей, перевозить грузы, мониторить экологическую и пожарную обстановку, принимать участие в сельхозработах и в строительстве сложнейших объектов. Коллектив компании – это высокопрофессиональные специалисты по конструированию, изготовлению, ремонту и эксплуатации вертолетов. «Вектор» зарекомендовал себя тем, что в отличие от многих других авиакомпаний, успешно интегрирует одновременно все основные части жизненного цикла вертолетов: их конструирование, изготовление и эксплуатацию, что позволило наработать уникальный опыт.

На вопрос «В чем секрет Вашего успеха?» Сергей Николаевич Башаев, один из основателей, а ныне президент компании, скромно улыбаясь, отвечает: «Успехи? Это работа. Четкая и слаженная работа всей нашей команды в целом и каждого сотрудника в отдельности. Чтобы все получалось, нужно просто любить свою работу. Любить небо. Любить вертолеты».