Вертолетостроение

В.М. Ламзутов. Вертолетный форум завершил работу

Вертолетный форум способствует уменьшению разрыва между практикой и законодательством в вертолетной индустрии.

В Москве, в МФЦ "Крокус Экспо", павильоне № 2, в конференц-зале G, 27 ноября 2015 года завершил свою работу ежегодный Вертолетный форум. Наряду с Международной выставкой "HeliRussia" это одно из ключевых мероприятий вертолетной индустрии России. Прошедший Вертолетный форум стал уже 8-м по счету. Его тема в этом году – «Изменения воздушного законодательства: новые требования и возможности». Организатор Форума, "Ассоциация Вертолетной Индустрии", приступила к формированию резолюции, которая будет опубликована в ближайшее время.

Рабочее заседание открыл заместитель председателя Правления "Ассоциации Вертолётной Индустрии" Александр Калачев. Дискуссии во второй день Форума были посвящены обеспечению эксплуатации вертолетов, в частности вопросам экономики и права. Работа Форума наглядно продемонстрировала необходимость устранения разрыва между практикой и законодательством в вертолетной индустрии нашей страны – зачастую применимые к ней законы не учитывают интересы ее участников и не помогают практической работе компаний отрасли, создавая порой излишние преграды на пути развития российского вертолетного сегмента.

На заседаниях секций Форума анализировалась ситуация вокруг закупок в вертолетной индустрии, связанных с изменениями в Федеральном законе № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе». Об этом говорил development director "Русский дом авиации" Илья Жуков. Специалисты отметили ряд негативных моментов, спровоцированных этими изменениями. К ним относится появившаяся взаимозависимость всей цепочки поставщиков авиационного оборудования друг от друга – компании не получают оплату работ, пока заказчику не будет сдан готовый продукт. Таким образом, появление в цепочке поставщиков одного недобросовестного участника осложняет работу остальных. Также в связи с новыми требованиями закона поставщик обязан заводить отдельный счет под каждый государственный контракт, что увеличивает нагрузку на бухгалтерию и увеличивает сроки подготовки контрактов.

Для улучшения ситуации с закупками в области государственного оборонного заказа на Форуме был предложен ряд мер: разрешить поставщикам авиационного оборудования иметь один счет для работы по всем государственным контрактам; снизить риски для поставщиков, применив проверенные методы отбора участников (например, ведение реестра недобросовестных поставщиков); а также позволить компаниям-производителям при закупках больше опираться на собственную систему менеджмента качества (СМК).

Еще одна ключевая тема, поднятая на Форуме во второй день. Это направления совершенствования воздушного законодательства в части использования беспилотных воздушных судов (БВС). Академия гражданской защиты МЧС России представила свой взгляд на проблематику распространения БВС. Так, в одном только 2015 году, само МЧС России закупило около 200 БВС, большое количество беспилотных авиационных систем (БАС) поступает на службу Министерства обороны и специальных ведомств. Количество таких аппаратов, проданных на гражданском рынке, исчисляется тысячами. Согласно позиции Академии гражданской защиты МЧС России, в отсутствие законодательной базы, регламентирующей применение БВС, коммерческие и частные операторы такой техники эксплуатируют ее без должной регуляции и это создает угрозу безопасности полетов в нижней части воздушного пространства.

В настоящее время правовая база, регламентирующая применение БАС, находится на стадии проработки. Однако к заложенным в нее принципам уже появляются вопросы. Так, сертифицировать и регистрировать на правах воздушных судов предлагается только «беспилотники» взлетной массой от 30 килограмм, тогда как угрозу другим воздушным судам могут нести и куда более легкие БВС. Академия гражданской защиты МЧС России предлагает ввести ряд мер по повышению безопасности БВС: установить более подробное деление на классы БВС, обязать оснащать БВС аэронавигационными огнями, а также уделить внимание приоритету согласования полетов для БВС.

Необходимость гармонизации авиационной законодательной базы с практической деятельностью была также продемонстрирована на примере замены неисправных авиационных компонентов. Простой вертолета на земле из-за необходимости гарантийного возврата определенной детали и установки новой может иметь высокую стоимость для компании-оператора. Даже при полном содействии поставщика и в отсутствии логистических проблем, быстрая замена неисправных компонентов затруднена в связи с отсутствием в законе понятия оперативного обмена. Так, налоговые органы облагают налогом, как неисправную деталь, возвращающуюся к поставщику, так и новый компонент. При этом особые сложности возникают в случае, если воздушное судно находится не в собственности компании-оператора, а в лизинге.

На Форуме был дан всесторонний анализ ФАП 246. Этот закон пришел на смену ФАП 11 и регламентирует требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Специалисты подчеркнули, что в целом новый закон превосходит предыдущий, он более понятен и информативен, а сертификация упрощена. Тем не менее, были отмечены и пути совершенствования ФАП 246.

Особую важность для всех российских операторов вертолетной техники имеет поднятая на Форуме тема авиаметеообеспечения. По оценкам, которые прозвучали на Форуме, структуры Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды пользуются недоработками в воздушном праве и даже действует вопреки ему. В частности, "Авиаметтелеком" Росгидромета облагает операторов дополнительными расходами на авиаметеообеспечение, будучи при этом бюджетным агентством, не ориентированным на получение прибыли.

В ходе презентации по анализу стоимости летного часа на Форуме была дана позитивная оценка вертолету «Ансат» и его эксплуатационным возможностям. Этот вертолет получил сертификат для грузовых и пассажирских перевозок и выходит на российский рынок. В ходе дискуссии между представителями компании «Сбербанк-Лизинг» и холдинга «Вертолеты России» были найдены точки соприкосновения по теме формирования лизинговых предложений, выгодных компаниям-операторам.

Генеральный директор компании «Алюминиевые конструкции» Андрей Уляшов рассказал о преимуществах и удобстве использования наземного оборудования для обслуживания вертолетов, выполненного из алюминиевых сплавов. Тогда как вертолетостроительная отрасль России активно растет, наземное оборудование отстает в развитии, а очень часто компании-операторы закупают его по остаточному принципу. По оценкам компании, современные алюминиевые конструкции наземного оборудования более долговечны, нежели чем стальные, и более безопасны за счет легкости, минимизирующей возможный вред для воздушных судов, а также за счет отсутствия искрообразования.

В работе Форума принимал участие Региональный директор авиакомпании "ЮТэйр" (г.Москва) Герой России Николай Гаврилов.

За два насыщенных дня работы Вертолетный форум в очередной раз доказал свою важность для отечественной вертолетной индустрии. Только на Форуме возможно обсуждение такого широкого количества тем, актуальных для отрасли. Совместный подход участников к встающим перед отраслевыми компаниями проблемам может способствовать их скорейшему решению.

Поднятые на Форуме темы получат дальнейшее развитие в рамках деловой программы 9-й Международной выставки вертолетной индустрии "HeliRussia 2016", которая пройдет в Москве, в МФЦ "Крокус Экспо" 19-21 мая следующего года.

Фото автора,

(по материалам "Ассоциации Вертолётной Индустрии")