Вертолетостроение

В.М. Ламзутов, заместитель главного редактора "КР". Проведены лётные испытания "КУМА"

По результатам выявленных в процессе строительно-монтажных работ на ЛЭП-500 в Якутии, по инициативе аудиторов и руководителей СМК компании, в отделе ЭАР и ЛИ АТ был проведен конкурс идей на разработку грузового крюка для внешней подвески вертолета Ми-26. Для практической реализации был выбран крюк управляемый механический грузоподъемностью 20 т (шифр устройства: КУм-20Р), авторы - В.В.Рощупкин, В.Г.Шевцов и О.В. Худоленко.

Начальник сектора ТС и СМР Ю.М.Солуянов оформил все необходимые документы для Федеральной службы РФ по интеллектуальной собственности и ОАО НПК "ПАНХ" стало патентообладателем предложенной модели.

Экспериментальный образец крюка был изготовлен по чертежам конструктора отдела А.А.Козинцева производственной службой компании под руководством В.Н.Новикова. Токарно-фрезерные и сварочные работы выполнили В.Н.Иванов, А.А.Тепленко и И.Г. Евтушенко. Крюк прошел цикл наземных испытаний в лабораториях отдела и на нагрузочном стенде производственной базы ЗАО "Майна-Вира".

Для более полного выявления технологических достоинств и недостатков крюка КУм-20Р 2 июня 2014 года были проведены лётные испытания экспериментального образца с подцепкой грузов массой 170 кг, имитирующих максимально возможные массы стропов заказчика. Экипаж вертолета Ми-26 под управлением ведущего летчика-испытателя, Заслуженного летчика-испытателя РФ С.А.Агрова произвел многократные сбросы груза при различных положениях стропов и крюка. По оценке бортоператоров-испытателей - О.Н.Пронина и В.Г.Лаврентьева надежность удержания грузового звена в зеве крюка и сброса груза с крюка - высокая, отказов в работе не было. Эксплуатационные усилия на тросе управления, необходимые для открывания крюка составили 7-10 кг при ходе троса управления 145..150 мм.

Эти усилия являются приемлемыми для бортоператора среднего телосложения.

Теперь экспериментальный КУм-20Р ждут в цехах производственной службы для изготовления на его основе опытной партии и проверки работы в производственных условиях на вертолетах компании. Счастливого полета!

Вячеслав ЛАМЗУТОВ,

(по материалам ОАО НПК "ПАНХ")