Вертолетостроение

Вертолеты России: опыт и инновации

(к 65-летию Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля)

ОАО «Вертолеты России» – дочерняя компания ОАО «ОПК «Оборонпром», входящего в состав Государственной корпорации «Ростехнологии», является одним из мировых лидеров вертолетостроительной отрасли, единственным разработчиком и производителем вертолетов в России, а также одной из немногих компаний в мире, обладающих возможностями для проектирования, производства, испытаний и технического обслуживания современных гражданских и военных вертолетов.

По состоянию на 2010 год на долю холдинга приходилось около 85% российского рынка вертолетов и 17% всех мировых продаж (без учета России). На предприятиях «Вертолетов России» произведено около 27% мирового парка атакующих вертолетов, около 26% сверхтяжелых вертолетов (максимальная взлетная масса более 20 тонн) и 36% мирового парка средне-тяжелых вертолетов (максимальная взлетная масса от 8 до 15 тонн).

Сегодня российский вертолетостроительный холдинг лидирует на стремительно растущих рынках Индии и Китая, а также быстро увеличивают свое присутствие в Латинской Америке, Ближнем Востоке и Африке.

Ныне в состав «Вертолетов России» входят пять вертолетных заводов, два конструкторских бюро, предприятие по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая после-продажное сопровождение в России и за ее пределами.

Большинство предприятий имеют более полувековые традиции работы и высококвалифицированный персонал. Одним из старейших заводов, входящих в холдинг «Вертолеты России», является ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля».

12 декабря завод отметит свой 65-летний юбилей. Он ведет свою историю от ОКБ, основанного известным конструктором М.Л. Милем, в 1947 году. Это предприятие – разработчик вертолетов марки «Ми».

С момента основания на заводе создано 11 базовых моделей вертолетов, запущенных в серийное производство, а также их многочисленных модификаций – в общей сложности свыше 200. Это вертолеты всех типов и классов: легкие, средние, тяжелые, не имеющие аналогов сверхтяжелые, узкоспециализированные и многоцелевые, обладающие одними из лучших летно-технических показателей в мире. Общее число построенных «Ми» превышает 30 тысяч единиц, они эксплуатируются в 110 странах мира.

Сегодня коллектив завода работает над модернизацией и испытаниями опытного вертолета Ми-26Т2, модернизацией Ми-171А2, испытаниями опытных образцов нового многоцелевого Ми-38, превосходящего другие вертолеты этого класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. Модернизированный, хорошо зарекомендовавший себя, ударный вертолет Ми-35М максимально приближен к вертолетам нового поколения. Проводится модернизация боевого вертолета Ми-28Н.

Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля – крупнейший в мире держатель вертолетных рекордов, около ста из которых – абсолютные. Среди рекордсменов – Ми-8/17 — самый популярный за всю историю отрасли; Ми-26 — лидер по грузоподъемности, способный перевозить рекордный груз до 20 тонн; Ми-35 M — единственный военно-транспортный вертолет в мире. Недавно, 26 августа 2012 года в Серпуховском районе Московской области в рамках чемпионата мира по вертолетному спорту новейший российский Ми-38 установил абсолютный мировой рекорд высоты, преодолев отметку 8600 метров.

Добиться столь высоких показателей удалось благодаря тому, что российские вертолетостроители, в том числе и ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля, объединились в холдинг «Вертолеты России» в 2007 году. Сегодня холдинг контролирует и управляет вертолетостроительными предприятиями: ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля», ОАО «Камов», ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод», ОАО «Казанский вертолетный завод», ОАО «Роствертол», ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие», ОАО «Редуктор-ПМ» и ОАО «Вертолетная сервисная компания (ВСК)».

Широко известны в мире вертолеты «Ка» гражданского назначения, созданные ОАО «Камов», входящего в холдинг «Вертолеты России». Конструкторское бюро, носящее имя выдающегося авиационного конструктора Н.И. Камова, разработало 12 типов многоцелевых вертолетов соосной схемой расположения несущих винтов, в том числе беспилотные летательные аппараты, а также винтокрыл продольной схемы Ка-22.

ОКБ создало вертолеты для кораблей военно-морского флота, обладающие высокой маневренностью, хорошей управляемость и малыми габаритами: Ка-27/Ка-28, транспортно-боевой Ка-29, радиолокационного дозора Ка-3, ударный «Черная акула» Ка-50, ударно-разведывательный «Аллигатор» Ка-52.

Многоцелевой Ка-32А11ВС − единственный российский вертолет, сертифицированный EASA и по FAR 29, и разрешенный к эксплуатации в Европе и Северной Америке, стал лидером в своем классе по грузоподъемности (5 тонн), маневренности и управляемости.

Многоцелевой Ка-226 модульной конструкции и его модификация – Ка-226Т, имеют высокие летно-технические характеристики и широкий спектр применения в жарком климате, труднодоступных горных районах, над морскими акваториями, в городских условиях высотной застройки.

Ка-62 − новая разработка в среднем классе, спроектирован с учетом международных требований безопасности. Сертификация вертолета запланирована на 2014 год.

Одним из перспективных направлений работ ОКБ является разработка скоростного транспортно-пассажирского комбинированного летательного аппарата на базе принципиально нового соосного винта.

Уникальным, обладающим как вертолетными, так и самолетными технологиями производства предприятием холдинга «Вертолеты России» является ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод» (У-УАЗ). Он специализируется на серийном производстве вертолетов среднего класса (Ми-171, Ми-171А1, Ми-171Ш). Предприятие также осуществляет опытное производство самолетов-штурмовиков (Су-25УБМ, Су-39). Эта авиатехника успешно эксплуатируется более, чем в 40 странах Азии, Европы, Африки, Южной Америки, Австралии и Океании.

Производственную базу холдинга «Вертолеты России» составляет также ОАО «Казанский вертолетный завод», Здесь производят знаменитое семейство вертолетов Ми-8/Ми-17, которые эксплуатируются в 80 странах мира. Выпускается широкий ряд модификаций этих вертолетов: транспортный, пассажирский, «летающий госпиталь», спасательный, десантно-транспортный и множество других. Готовится к производству вертолет Ми-38.

Вертолеты изготовленные в Казани, суммарно налетали более 50 миллионов летных часов по всему миру. За всю историю существования завода более 12 000 вертолетов Ми-4, Ми-8, Ми-14, Ми-17, «Ансат» и их модификаций поставлено в 100 стран мира.

Сегодня в серийном производстве завода находится легкий двух-двигательный вертолет «Ансат». В рамках программы холдинга «Вертолеты России» по созданию вертолета Ми-38, завод отвечает за постройку опытных прототипов вертолета и организацию его серийного производства.

Одной из крупнейших производственных площадок холдинга является авиационный завод в Ростове-на-Дону – ОАО «Роствертол». Это предприятие серийно производит боевые вертолеты нового поколения Ми-28Н «Ночной охотник» (Ми-28НЭ в экспортном варианте), вертолет огневой поддержки Ми-35М. Продолжается производство Ми-24П, тяжелого транспортного Ми-26Т и его модернизированной версии Ми-26Т2.

Новые серийные боевые Ми-28Н «Ночной охотник» поставляются Министерству обороны России в рамках Государственного оборонного заказа. На этом вертолете впервые в истории российского вертолетостроения были выполнены фигуры высшего пилотажа — «петля» и «бочка».

Наряду с Ми-28Н, войска РФ получают многоцелевой транспортно-боевой вертолет Ми-35М, созданный ОАО «Роствертол» совместно с ОАО «Московский вертолетный завод им. М.Л. Миля». Эта новейшая машина семейства Ми-24 поставлялась на экспорт (в Венесуэлу, Бразилию). Сегодня в Ми-35М заинтересованы не только иностранные заказчики, но и российское министерство обороны, а также ВВС ряда стран СНГ.

Тяжелый вертолет Ми-26Т — единственный в мире, способный перевозить грузы внутри кабины или на внешней подвеске весом до 20 тонн. Основными эксплуатантами Ми-26Т, помимо самой России и стран СНГ, являются Китай, Индия, Венесуэла, Греция и другие страны.

«Роствертол» не только производит вертолетную технику, но и обеспечивает гарантийное и пост-гарантийное обслуживание, поставку запчастей, обучение летного и технического составов, выполнение капитально-восстановительного ремонта. Вертолеты, которые выпускает предприятие, эксплуатируются более чем в 30 странах мира, в таких регионах, как Азия, Южная Америка, СНГ и Европа.

В составе холдинга «Вертолеты России» – единственное в мире серийное производство гражданских и военных вертолетов соосной схемы несущих винтов ОАО «Кумертауское авиационное производственное предприятие», расположенное в Республике Башкортостан. Здесь производятся все типы вертолетов для ВМФ России семейства Ка-27, Ка-31, гражданский многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, а также новые вертолеты Ка-226 и Ка-226Т. Совместно с ОАО «Камов» предприятие постоянно совершенствует серийные машины Ка-226 и все семейство вертолетов Ка-27 и Ка-32.

ОАО «КумАПП» занимает одну из лидирующих позиций на международном рынке производства гражданских вертолетов, предназначенных для выполнения специальных работ в горах, на море, в сложных условиях плотной городской застройки. Вертолеты Ка-32 различных модификаций успешно эксплуатируются в Канаде, Южной Корее, Швейцарии, Чили, Мексике, Испании, Португалии, Тайване, Японии, Китае, Папуа - Новой Гвинее и других странах. Вертолет типа Ка-32А11ВС – единственный в России, имеющий западный сертификат летной годности по нормам FAR.

ОАО «Арсеньевская авиационная компания «Прогресс» им. Н.И. Сазыкина», входящая в состав холдинга «Вертолеты России», выпускает боевой ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор», легкие спортивно-пилотажные самолеты Як-54. Также готовится к серийному производству нового среднего вертолета Ка-62 с двигателями Ardiden 3G французской компании Turbomeca.

ОАО «Авиационные редуктора и трансмиссии — Пермские моторы» (ОАО «Редуктор-ПМ»), специализирующееся на производстве вертолетных редукторов и трансмиссий, также входит в холдинг «Вертолеты России». Предприятие изготавливает, ремонтирует и оказывает услуги по поддержке в эксплуатации главных редукторов и агрегатов трансмиссий вертолетов Ми-8Т, Ми-8 МТВ, Ми-17, Ми-26Т, Ми-34, Ми-38, Ми-28Н и вертолета «Ансат».

Коллективом спроектированы, построены и сертифицированы стенд для испытаний трансмиссии «8 М», стенды для испытаний хвостовой трансмиссии и углового редуктора вертолета Ми-28Н. На завершающей стадии строительства находится стенд для испытаний главных редукторов Вр-8А/Вр-14.

ОАО «Ступинское машиностроительное производственное предприятие» – одно из ведущих предприятий в авиационном агрегатостроении России по выпуску несущих систем вертолетов и воздушных винтов для турбовинтовых самолетов. Предприятие выпускает агрегаты для вертолетов: Ми-8/17, Ми-24/Ми-35М, Ми-26/Т, Ми-28Н, Ка-52 и турбовинтовых самолетов Ту-95, Ту-142, Ан-24, Ан-26, Ан-22. Техника, на которой установлены агрегаты производства «СМПП», эксплуатируется в 42-х странах мира.

С целью организации современной многоуровневой системы послепродажного обслуживания вертолетной техники российского производства, включая организацию сервисных центров за рубежом, холдингом «Вертолеты России» было создано ОАО «Вертолетная сервисная компания». Компания работает с заказчиками из таких стран, как, Бразилия, Венесуэла, Вьетнам, Греция, Египет, Испания, Индия, Канада, Китай, Литва, Мексика, ОАЭ, Пакистан, Перу, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Украина, Хорватия, Эквадор, ЮАР, Южная Корея и Япония.

В «Стратегии развития интегрированной структуры российского вертолетостроения на период до 2020 года» определены направления деятельности холдинга «Вертолеты России» – высокорентабельной научно-производственной корпорации, государственного поставщика вертолетной техники и конкурентоспособного субъекта мирового вертолетного бизнеса.

С 2011 года осуществляется Программа инновационного развития. Это комплекс НИОКР, технологических, производственных программ и инновационных проектов по созданию конкурентоспособной отечественной вертолетной техники, разработке перспективного среднего вертолета, реализации программы «Беспилотные комплексы», развитию вертолетных технологий «Вертикаль». Это позволит к 2020 году сократить сроки разработки новых вертолетов до 5-7 лет, а себестоимость снизить на 12-15%. И это вполне осуществимая задача для холдинга «Вертолеты России».

Уважаемые сотрудники Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля и всего холдинга «Вертолеты России». Позвольте поздравить вас со знаменательной датой – 65-летием деятельности знаменитого конструкторского бюро. За это время коллективом завода был внесен неоценимы вклад в развитие вертолетостроения и обеспечение обороноспособности страны. Сегодня перед вами стоят задачи по развитию новых направлений деятельности. Среди них создание новых образцов техники, развитие глобальной системы послепродажного обслуживания и логистики, открытие пилотных сервисных центров на рынках Индии, Китая, Латинской Америки. Именно ваш каждодневный кропотливый труд создает России статус мощной авиационно-космической державы.

Коллектив редакции национального авиационного журнала «Крылья Родины» желает российским вертолетостроителям успехов в труде, новых творческих идей и воплощения смелых решений.

Фото предоставлены пресс-службой ОАО "Вертолеты России"